Научно-методический семинар «Ресурсы музейно-образовательного комплекса Детского музейного центра музея-заповедника «Кижи» в реализации национально-регионального компонента» @kizhi
13 апреля 2011 года на базе Информационного музейно-образовательного комплекса ДМЦ состоялся научно-методический семинар «Ресурсы музейно-образовательного комплекса Детского музейного центра музея-заповедника «Кижи» в реализации национально-регионального компонента», организованный Детским музейным центром по заказу Управления образования Администрации Петрозаводского городского округа. В работе семинара приняли участие руководители муниципальных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования г.Петрозаводска, специалисты Управления образования, сотрудники ДМЦ (всего 48 чел.).
Открыли семинар его ведущие – Наталья Дмитриевна Волкова, заместитель начальника Управления образования, и Людмила Васильевна Шилова, заместитель директора музея-заповедника «Кижи».
Л.В. Шилова рассказала о Детском музейном центре как партнерской социокультурной системе «Образование культурой», остановившись на анализе образовательных ресурсов музея-заповедника «Кижи», итогах и перспективах реализации проектов ДМЦ. За 17 лет пройден путь от идеи активного использования потенциала историко-культурного наследия Карелии в образовании подрастающего поколения до создания ДМЦ как региональной системы «образования культурой». Разнообразный и уникальный образовательный ресурс музея-заповедника «Кижи» включен в активную совместную социокультурную, музейно-образовательную, партнерскую деятельность учреждений культуры и образования Республики Карелия. Партнерская сеть ДМЦ охватывает все слои общества и насчитывает в настоящее время более 200 учреждений культуры и образования, общественных структур, частных лиц РК и РФ.
Детский музейный центр в течение 17 лет работает как новая организационно-правовая модель, реальная система взаимодействия двух важнейших социокультурных институтов общества – музея и школы. Опыт работы ДМЦ демонстрирует принципиально новый подход к решению задач «образования культурой», переход от провозглашения объективных ценностей культуры к разработке методик, механизмов, технологий интерпретации, актуализации наследия, инкультурации личности – введения ребенка в мир культуры и музеев.
В основе всей деятельности Детский музейный центр реализует новое понимание культуры как ресурса общественного развития, образования как процесса приобщения к культуре, музея как средства приобщения к культурным ценностям, музейного предмета, памятника как источника знаний, эмоций и ценностных ориентиров.
Образовательный ресурс нового Информационного музейно-образовательного комплекса (ИМОК) ДМЦ, в котором проходил семинар, представила Г.Захарова. ИМОК осуществляет информационно-методическое обеспечение деятельности ДМЦ как методического центра музейной педагогики в Республике Карелия и РФ. Участники проектов и конкурсов ДМЦ могут получить здесь консультативную помощь (на базе ИМОК организована работа консультационных пунктов), а музейно-педагогический актив узнать о новых поступлениях литературы по музейной педагогике и информационно-методических материалов, познакомиться с музейно-образовательными программами и занятиями.
Теме использования национально-регионального компонента в проектной деятельности Детского музейного центра были посвящены выступления сотрудников ДМЦ. С.Н. Жульникова остановилась на итогах республиканских конкурсов и фестивалей музейно-образовательных занятий и программ «Наследие – детям» (2007-2009 гг.): постоянно растущее число участников (за 3 года поступило 99 занятий и программ), расширение географии конкурса свидетельствуют о привлекательности проекта для педагогической общественности, о развитии музейно-педагогических подходов к решению образовательных и воспитательных задач в РК. Занятия педагогов отличает высокий уровень включения в работу с учащимися предметного мира, нематериального наследия, средового потенциала.
Социокультурные проекты по актуализации наследия Республики Карелия для детей, студентов, педагогов – «Детский музейный праздник «Кижи – мастерская детства», «Летний университет на о.Кижи», «Всероссийская летняя музейно-этнографическая школа на о.Кижи» представили С. Митрукова и Н.Архипова. Проекты направлены на активное использование образовательного потенциала историко-культурного и природного наследия Республики Карелия, среды острова Кижи в системе непрерывного «образования культурой» детей, студентов, взрослого населения республики и регионов Российской Федерации. В выступлениях было отмечено активное участие образовательных учреждений г.Петрозаводска в проектах и программах ДМЦ.
М.Т. Кочетыгова рассказала о музейно-образовательной инфраструктуре Детского музейного центра – системе инновационных музейно-образовательных комплексов ДМЦ в учреждениях образования г.Петрозаводска. Комплексы являются научно-методическими экспериментальными площадками в области дошкольной и школьной музейной педагогики, творческими центрами развития детей на базе наследия, динамично развиваются как социокультурные центры в микрорайонах города. Музейно-образовательная деятельность стала неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса школы: дети проходят обучение по музейно-образовательным программам, принимают участие в создании и реализации проектов, в научно-исследовательской, выставочной работе. В продолжение темы С.А. Теплова, организатор музейной деятельности СОШ №43, остановилась на ресурсе музейно-образовательного комплекса «Родник» в реализации национально-регионального компонента. На базе МОК в музейной сфере и музейными средствами ведется активная проектная, выставочная, научно-исследовательская, культуротворческая деятельность детей, апробируются музейно-педагогические технологии, приемы работы с предметным миром культуры.
Подводя итоги работы, Н.Д. Волкова дала высокую оценку семинару, подчеркнув, что информация об образовательном ресурсе музея-заповедника «Кижи» и Детского музейного центра была исчерпывающей и ценной, и предложила провести семинар для руководителей образовательных учреждений города на о.Кижи.
Кроме того, она отметила: «Новые федеральные государственные образовательные стандарты предполагают неординарные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения: меняется позиция учитель-ученик, исключается монолог педагога, сделан акцент на интерактивные методы и формы работы, особое внимание уделяется выстраиванию системы дополнительного образования, которое должно органично влиться в учебно-воспитательный процесс современной школы. Все образовательные учреждения сейчас находятся в поиске путей для реализации этих новых подходов. У ряда школ уже есть значительные наработки, в том числе по сотрудничеству с музеями. Уверена, что те школы, которые активно используют музейные ресурсы, внедряют в свою работу инновационные технологии, в том числе музейно-педагогические, имеют свои музейно-образовательные центры, пройдут этот путь перехода на новые стандарты быстрее и легче. В этом году Управление образования активизировало работу по выстраиванию партнерских отношений с музеями города, с целью раскрыть для школ социально-культурный потенциал города. У нас уже прошли встречи для директоров образовательных учреждений в КГКМ. Сегодняшний семинар в Детском музейном центре музея-заповедника «Кижи» был очень важен, так как руководитель образовательного учреждения должен знать и уметь пользоваться максимально всеми ресурсами города, в том числе ресурсом наследия. Уверена, что вся полученная информация о том колоссальном опыте, который наработан ДМЦ, будет правильно осмыслена директорами и использована в работе каждой школы.»
Закрывая семинар, Л.В. Шилова призвала больше обращаться к ресурсу школьного музея, который пока мало используется в учебно-воспитательном процессе школы. Учитывая, что небольшое количество детей Карелии приезжает на о.Кижи, предложила директорам школ выступить с инициативой об организации социальных рейсов для школьников, а для выпускников школ разработать специальные программы, и тогда, возможно, каждый школьник, оканчивая 11 класс, сможет сказать: «Да, я был на о.Кижи и видел одно из чудес света!».