Мастерские ремесленного училища (фондохранилище музея) @kizhi
Фрагменты истории Соборной площади г. Петрозаводска
Все годы с момента создания музея и до сегодняшнего дня вопрос сохранения музейных коллекций оставался одним из самых важных. Фондовое собрание музея насчитывает более 45 тысяч единиц хранения, представляя традиционную культуру народов Карелии. На решение этого вопроса было затрачено немало сил и времени. Упорство администрации музея дало свои результаты. И в 2006 году здание бывших ремесленных мастерских было передано музею для создания в нём оборудованных хранилищ фондовых коллекций. Здание, в котором будет располагаться фондохранилище историческое и в 2000 г. поставлено на государственный учёт в качестве выявленного объекта культурного наследия. Важное условие при реконструкции, начатой в 2009 г.— сохранение сложившегося архитектурного облика здания и элементов внутреннего интерьера, относящихся к периоду строительства начала XX в.
Площадь
Центр нашего города — наследие, память, то, что важно сберечь, передать во владение и на хранение последующим поколениям, как культурную ценность. Таким наследием является архитектурный ансамбль Соборной площади (ныне площади Кирова), создававшийся в течение 90 лет и завершённый в 1872 году возведением Святодуховского собора. На площади находились здания приходского училища, мужская и женская гимназии, а также здание ремесленного училища, где на сегодняшний день размещается администрация музея-заповедника «Кижи». Оно построено в 1895 г позже остальных зданий и предназначалось для первого в Олонецкой губернии училища. При строительстве архитектор стремился сохранить ансамблевое единство Соборной площади, подчиняя новую постройку образу уже существующих. Не смотря на время постройки главный фасад выдержан в строгом классическом стиле. Таким образом, группу старых зданий площади, обладающих определённым стилевым единством, можно рассматривать как исторически сложившийся архитектурный ансамбль, основные постройки которого предназначались для учебных заведений Петрозаводска XIX в.
Ремесленное училище
В документах Государственного архива КАССР находятся сведения дающие представление о происходящих событиях того времени.
«Ремесленное училище помещается в собственном двухэтажном доме, построенном в отчётном году на средства Государственного Казначейства. »
«Верхний этаж предназначен для классов общеобразовательных предметов и нижний для мастерских и канцелярии. «
«При училищном здании находится жилой двухэтажный деревянный дом с квартирами для служащих…»
В училище принимались на обучение все дети без различия сословий. В год открытия количество учащихся составляло 15 человек, а через год уже 39 человек получали профессиональные навыки по столярному и слесарному мастерству. Для оснащения мастерских в распоряжение училища поступили разнообразные инструменты и инвентарь. Практику студенты проходили как в стенах училища, так и в рабочих цехах Александровского завода. О их высокой подготовке говорит факт участия ремесленного училища на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где представленные слесарно-токарные работы учащихся были отмечены дипломом и золотой медалью.
С увеличением количества учащихся училище нуждалось в расширении площадей. Улучшение условий труда учащихся должно было способствовать ещё большим достижениям и высоким результатам учеников.
В архиве музея находятся копии нескольких эскизов планов 1 и 2 этажей здания училища, сделанные в 1903 году. На планах изображены одноэтажные пристройки, присоединённые к основному зданию для размещения в них дополнительных помещений под мастерские. По неизвестным нам причинам эскизы так и остались не осуществлёнными.
В 1909 году министерство предложило не открывать механико-технического училища в Вытегре, а организовать его на базе Петрозаводского училища. С того же года училище переименовалось из ремесленного училища в Низшее техническое училище, где студенты приобретали разносторонние теоретические знания и практические навыки в области судовой механики. Реорганизация учебного заведения дала возможность осуществить замыслы по расширению площадей училища, начав работы по проектированию специального отдельного каменного корпуса для мастерских училища.
При училище состояло достаточно большое хозяйство. Об этом сообщают нам документы Гос. архива, где находится смета на переноску на новое место каретного сарая, конюшен, бани, прачечной и дворничной. Мы только можем предположить, что эти работы планировались в связи расчисткой места для нового здания, вблизи основного корпуса.
Также в архиве находятся сметы на ремонт забора с правой и задней границы усадьбы при училище и на новую постройку сарая для запаса угля. А журнал хозяйственного комитета училища по постройке здания мастерских за период с 1910 по 1915 годы, даёт понять о том, что стройка нового здания начата в 1910 году, но не даёт точного представления о дате окончания строительства. Возможно, ведение журнала продолжалось уже при эксплуатации здания. По ориентировочным сведениям мастерские были построены в 1913 году силами учащихся и преподавателей училища.
Архитектор мастерских
Разработка нового здания была составлена окружным архитектором Василием Михайловичем Андросовым. По данным Гос. архива КАССР эскиз плана мастерских сделан 9 декабря 1909 году в городе Санкт-Петербурге. Вероятно, проект подвергался некоторым изменениям, поскольку эскиз несколько отличается от воплощённого в жизнь здания.
В. М. Андросов [1872 (3) — 1944] ученик Леонтия Николаевича Бенуа (1856–1928) русского архитектора — классициста. Жил и работал в Санкт-Петербурге. До сегодняшнего дня в Санкт-Петербурге сохранился дом Е.Ц. Кавоса — совместное творение учителя и ученика. В 1896–97 Л. Н. Бенуа разработал проект 2-х этажного особняка. Впоследствии сохранив стилистику своего учителя, В. М. Андросов перестроил и расширил особняк (1907–08), спроектировав надстройку из 2 этажей, а в 1912 году пристроил к нему дополнительное большое крыло по Б. Монетной, превратив постройку в доходный дом. Здание находится на углу Каменоостровского проспекта и Большой Монетной улицы. В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
На приведённом примере постройки сделанной по одному из многочисленных проектов Андросова можно увидеть некоторые схожие элементы, применённые в проектировании зданий Е. Ц. Кавоса и мастерских ремесленного училища. Обе постройки сделаны примерно в одно время и в одном стиле. Такой стиль называется «кирпичным» и является одним из течений эклектики.
Кирпичный стиль
«Кирпичный» стиль зародился во второй половине XIX века, как стиль движения архитекторов-рационалистов. «Материал стен должен говорить сам за себя, а не прятаться за штукатурной лепниной» — вот их кредо. Поскольку представители данного стиля отказывались от штукатурки, сама кирпичная кладка выполняла декоративное значение — выкладывалась из полихромного кирпича, глазурованной керамической плитки, изразцов, нередко использовался природный камень.
Постройки в этом стиле были относительно недороги, поэтому быстро приобрели популярность по всей стране. В промышленной архитектуре при возведении технических и заводских зданий второй половины XIX века, он стал часто используемым. В этой области кирпичный стиль продолжал жить и в начале ХХ в.
Мастерские ремесленного училища.
Одноэтажное здание протяжённое в плане, Г-образной формы с анфиладной системой основных помещений, построенное в г. Петрозаводске представляет интерес как одно из сохранившихся в первоначальном виде зданий промышленной архитектуры начала 20 века, с основными характерными для них признаками.
В то время наиболее распространенными строительными материалами были кирпич, камень, железо, они и становятся основными средствами формообразования. Среди них наиболее дешевым стеновым материалом оставался кирпич. Неоштукатуренные здания, отделанные лицевым кирпичом — прочным и экономичным материалом, не требующим дополнительных затрат на ремонт и окраску, могли обладать хорошими эстетическими качествами, в них гармонично сочеталось утилитарное и изящное. Рисунок кирпичной кладки, фактура и цвет лицевого кирпича представлялись основными средствами художественной выразительности.
Декоративное убранство мастерских снаружи сдержанное: часть углов стен акцентированы пилястрами, фасады — треугольными фронтонами, типичным атрибутом «кирпичного» стиля. На одном из фронтонов, обращённом на ремесленное училище находится круглое окно, оформленное по окружности выпусками четвертей кирпича. В уровне подоконника — тяга из выпусков кирпича. Нижний ярус карниза оформлен сухариками, верхний обрез стен и треугольные фронтоны оформлены четырёхступенчатым простым карнизом. Выступами и западами кладки и образовывался рельеф стены. Выпуск кирпича можно было сделать не более чем на 7 см, значительные выступы за плоскость стены делались только ступенчатым напуском кирпичей.
Конструкция рядовой перемычки ограничивала ширину окон. Увеличение их ширины требовало введения в кладку разгрузочных арок и применения перемычек, обладающих большой несущей способностью (лучковые и полуциркульные). Такой архитектурный приём использован на здании мастерских, где фасады украшены крупными оконными проёмами с арочным завершением.
Большинство строившихся тогда зданий отличалось рациональной планировкой и скромным оформлением интерьеров. Они редко пристраивались вплотную друг к другу и обычно хорошо обозревались с разных сторон.
В городе Петрозаводске не практиковалось подобных построек. Благодаря архитектору Андросову город приобрёл образец построек в большей степени практикуемых в городах центральной России. Здание мастерских является одним из двух сохранившихся образцов популярного стиля рубежа XIX и ХХ веков. Второе такого рода здание Петрозаводской учительской семинарии, построено в 1907 году. Двухэтажное здание из темно-красного кирпича, располагается неподалеку от кольцевой транспортной развязки на пересечении улиц Шотмана и Чапаева, где также применены все характерные приёмы «кирпичного стиля».
«Архитектурные произведения только тогда могут быть художественными, когда они представляют полное согласие идей с формой, т. е. для того, чтобы здание было изящно, оно должно своим внешним видом обнаруживать внутренний смысл, значение и цель постройки» — Архитектор-теоретик, преподаватель Императорского Московского технического училища В. Залесский.