Кресты с объективами «Стэнхоуп» и микрофотографиями в фондах музея-заповедника «Кижи» Vkontakte@kizhi

В 2022 г. в фонды музея-заповедника «Кижи» от частного коллекционера поступили три креста с линзами и микрофотографиями. Об их происхождении ничего не было известно, изображения в линзах плохо просматривались. Кресты поступили на исследование ко мне, художнику-реставратору музея. В ходе работ удалось рассмотреть и понять устройство оптического элемента, расчистить линзы, максимально «проявить» изображения, провести фотофиксацию и идентификацию изображений, разыскать материалы по истории изобретения и производства подобных изделий.

Рис. 1. Кресты. Общий вид.
Рис. 1. Кресты. Общий вид.

Кресты четырёхконечные, небольшого размера (длина без кольца от 4,2 до 4,5 см., ширина от 2,5 до 2,9 см.) и толщины (от 4,5 до 6 мм.), близкой к ромбу формы, украшены концентрическими кружками. В средокрестии «глазок», представляющий собой латунный тубус с оптическим элементом и микрофотографией. Вес предметов от 4,40 до 4,55 г. Длина латунных тубусов от 6,5 до 9,5 мм. Технология изготовления тубусов первых двух (окрашенных) крестов отличается от третьего (не окрашенного). Тубусы составлены из двух частей разного диаметра, выступают с лицевой и с тыльной сторон крестов. Видимые части тубусов имеют разрезы металла. Тубус третьего креста без разрезов. Этот крест отличается также и внешним видом.

Оптические элементы, вероятно, стеклянные, в виде выпуклой линзы с одной стороны крестов и в виде ровного стекла с другой. Внутренние диаметры тубусов, ограничивающие линзу от 1,8 до 2,3 мм, ограничивающие стекло от 1 до 1,8 мм. Микрофотографии занимают от 1/2 до 1/5 части стеклянного поля, т.е. их размер составляет примерно от 0,3 до 0,9 мм.

У креста №1 линза имеет 2 технологических среза по краю окружности. У креста №2 стекло имеет сколы по краям. Возможно один из ровных «сколов» является срезом, сделанным при изготовлении. У креста №2 линза смещена в сторону с образованием щели, через которую удалось при помощи микроскопа заглянуть вовнутрь. Обнаружилось, что линза имеет удлинённый вид, уходящий в глубину. Линза по виду цилиндрической или конической формы, не прилегает плотно к латунной трубке тубуса – смещена в сторону. Внутри на латунной трубке находится высохшее вещество, вероятно уплотнитель или клей. Сфотографировать внутреннюю часть трубки не удалось.

В начале исследования оптические элементы были загрязнены, изображения просматривались плохо, поэтому после первой фотофиксации получились «размытыми» и не чёткими. Загрязнения были похожи и на деструкцию. Потому прежде чем производить расчистку, необходимо было убедиться, что элементы сделаны из стекла, а не из какого-либо растворимого материала, следовательно, узнать, какие материалы использовались при изготовлении подобной оптики.

В печатных изданиях удалось найти публикацию 6 крестов, подобных нашему в каталоге ГИМа «Тысяча лет Русского паломничества»[1]. В перечне материалов крестов указано стекло. Кресты датируются второй половиной XIX в., место изготовления: Центральные губернии России, Российская империя. В интернете нашлось ещё некоторое количество крестов. Оказалось, что форма и размеры наших крестов почти не отличаются от многих подобных, хранящихся в коллекциях нескольких музеев (опубликованных в Госкаталоге) и в частных руках[2]. Данных о способе производства крестов в русскоязычном сегменте интернета, не зная особых слов для поиска, поначалу обнаружить не удалось.

Загрузив в приложение PINTEREST (поиск по картинке) изображение креста, опубликованное в каталоге ГИМа, удалось выйти на англоязычные антикварные сайты, где предлагались к продаже аналогичные кресты и на сайты со статьями о них. На изображениях кресты были такие же, как наши №1 и № 2, только разных цветов: белого, красного, чёрного, коричневого, и некоторые из них с 2 кружками в нижней части. Такой крест, как наш №3, с 4 кружками в нижней части и не ярко выраженными лучами в перекрестии, похоже, является редким экземпляром. В описаниях крестов указывались различные материалы: кость («бычья», т.е. цевка), дерево, кокосовый орех, целлулоид. Приводились такие изображённые на микрофотографиях места как Иерусалим, Назарет, Палестина, Рим, Ватикан, Аркашон во Франции, а также изображения Папы, Марии, святых. Попадались датировки: «1880 гг.», «19 век» и сведения, что эти кресты были популярны с 1870 по 1920гг[3]. В названиях и описаниях крестов присутствовали словосочетания: «Stanhope glass» (Стэнхоуп стекло (оптика)), «French catholic Stanhope Cross» (Французский католический Стэнхоуп крест), «Celluloid Stanhope Rosary Cross» - Целлулоидные Стэнхоуп чётки крест), «Stanhope Lens» (Стэнхоуп линза, объектив), «Stanhope Viewer» (Стэнхоуп просмотрщик). Эти слова стали ключевыми для обнаружения нужной информации, за ними последовали главные слова: «Stanhope optical bijou» (Стэнхоуп оптическая бижутерия)[4].

В результате анализа нескольких статей сложилась следующая история: Британский учёный Чарльз Стэнхоуп (1753-1816) изобрёл простейший микроскоп – цилиндр из стекла с выпуклыми концами. Британский учёный Джон Бенджамин Дэнсер (1812-1887) изобрёл микрофотографию, с использованием коллодия. Французский фотограф и изобретатель Рене Дагрон (1817-1900)[5] в 1857 г. переделал микроскоп - линзу Стэнхоупа, сделал один конец плоским и прикрепил к нему микрофотографию на стекле, используя Канадский бальзам (смолу пихты). Это устройство было очень маленького размера, но увеличивало изображение в сотни раз. Дагрон также усовершенствовал процесс изготовления микрофотографий и разработал специальную микрофотографическую камеру, которая могла производить 450 снимков (размером примерно 2 на 2 миллиметра) на пластине из влажного коллодия размером 4,5 на 8,5 см. Дагрон стал вставлять свои устройства с микрофотографиями в небольшие бытовые предметы и сувениры, оставив за устройствами название «Стэнхоуп» и назвав их бижутерией фото-микроскопии или микроскопическими фото-ювелирными изделиями. Одними из первых изображений были портреты известных людей.

Изобретения были впервые представлены широкой публике на Международной ярмарке 1859 года в Париже. В 1860 году Дагрон получил патент на свои изобретения под названием Bijoux Photomicroscopiques. Дагрон построил фабрику для производства продукции и стал принимать почтовые заказы. Это дало возможность распространять продукцию далеко за пределы Франции. В 1862 году у него было 150 сотрудников, и он производил 12 000 единиц в день. Со временем у Дагрона появились подражатели и конкуренты. Устройства «Стэнхоуп» вставлялись во многие предметы: украшения-подвески, миниатюрные монокуляры или бинокли, курительные трубки, держатели для ручек, ножи для писем, игольницы, скрипки и пр. Изготавливались и продавались и отдельные объективы. На микрофотографиях изображались: портреты, семейные фотографии, памятные места, памятные события, религиозные сюжеты, реклама, фривольные картинки.

Интересно, что во время осады Парижа силами прусских армий (1870–1871) Дагрон предложил властям использовать свой процесс микрофильмирования для передачи сообщений почтовыми голубями. К 28 января 1871 года, когда Париж и Правительство национальной обороны капитулировали, Дагрон доставил в Париж 115000 сообщений.

В начале XX в. фабрику линз Дагрона в г. Гексе (Франция) взял под свой контроль Эжен Реймон. Его сменил в управлении фабрикой его сын Роджер. В 1972 году на фабрике были изготовлены последние линзы типа «Стэнхоуп», изготовленные традиционными методами. В 1998 году, после смерти Роджера, завод была закрыт. Линзы «Стэнхоуп» производятся и по сей день, но не по методике Дагрона.

Среди разнообразной сувенирной продукции, изготавливавшейся на предприятии Дагрона или его последователей, представлены и наши кресты[6]:

Рис. 2. Изделия с линзой «Stanhope».
Рис. 2. Изделия с линзой «Stanhope».

После того, как выяснилось, что линзы стеклянные, а не из какого- либо растворимого вещества, я их очистила смоченными в воде и тугоотжатыми микротампонами и микрокистью. Изображения стали видны гораздо лучше. Тем не менее, для выявления изображений на затенённых участках было применено дополнительное освещение и изменение углов наклона предмета. Фотофиксацию изображений с лицевых (выпуклых) сторон оптических элементов удалось провести при помощи инвертированного биологического микроскопа. Фотофиксацию микроизображений с оборотных (плоских) сторон удалось провести при помощи стереоскопического микроскопа. При этом изображение подсвечивалось снизу, а затем сверху. Изображения просматриваются на просвет, поэтому можно предположить, что это плёнка, возможно в виде эмульсии (коллодия) на стекле. В зависимости от наклона к источнику света изображение может выглядеть как позитив и как негатив, имеет серебристый блеск (возможно обусловленный присутствием соединения серебра). На одном из фото (крест №2) отчётливо видно отслаивание плёнки от стекла и её коробление по краю. Микрофотографии могли быть изготовлены коллоидным или более поздним желатиносеребряным фотопроцессом.

Рис. 3. Микрофотографии в кресте №2. А - снимок сделан с лицевой стороны креста через инвертированный биологический микроскоп. Б, В - снимки сделаны с оборотной стороны креста через стереоскопический микроскоп.
Рис. 3. Микрофотографии в кресте №2. А - снимок сделан с лицевой стороны креста через инвертированный биологический микроскоп. Б, В - снимки сделаны с оборотной стороны креста через стереоскопический микроскоп.

Результаты фотосъёмки:

В кресте №1: Часть фото была не видна из-за сильного смещения и наклона даже после расчистки. Удалось «открыть» невидимые мелкие детали и всю надпись. На фотоизображение иеромонаха Серафима, внизу соответствующий текст: «Изображенiе Iеромонаха, Серафима въ ночное время на камнҌ совершающаго молитвенный подвигъ. 90».

В кресте №2: Часть фото также была не видна из-за сильного смещения и наклона. Изображение удалось идентифицировать. При идентификации был использован в т.ч. справочник Майко В.В. «Православные церкви Киева 1037-1917»[7]. Оказалось, что на фото изображён Киевский Златоверхий во имя архангела Михаила мужской монастырь. Удалось установить примерную датировку: с 1870 до 1893г., т.е. последняя треть ХIХ века. Удалось «вытянуть» невидимые мелкие детали и частично надпись «Кiевъ. М(ихайл)…». Край изображения остался не виден.

В кресте №3: Фото смещено от центра вверх и влево. На фото - Пещера Рождества в Вифлееме. Под изображением надпись «Grotta della Nativita di N.S. Gesu Cristo in Betlemme», что переводится как «Грот- пещера Рождества Иисуса Христа в Вифлееме». Ниша, где должна находиться Серебряная Вифлеемская звезда, закрыта занавесью. Рядом с ней коленопреклонённые католические священнослужители (монахи).

Рис. 4. Изображения в крестах после расчистки линз и обработки в программах. А – крест №1, Б - крест №2, В- крест №3.
Рис. 4. Изображения в крестах после расчистки линз и обработки в программах. А – крест №1, Б - крест №2, В- крест №3.

Сюжеты изображений в подобных крестах разнообразны. Например, в каталоге ГИМа 6 крестов с изображениями: «Вид Воронежского монастыря (10)», «Вид Задонского Богородицкого монастыря (25)», «Старший брат святителя Тихона умоляет мать свою, чтобы она не отдала брата его в … ямщику (58)», «Собор святых угодников Киево-Печерских (79)», «Вид раки Св. Митрофана Вор. Чуд. (92)» (одно изображение утрачено)[8]. Каждое название изображения имеет цифру в окончании, т.е. пронумеровано. Самая большая цифра 92. На нашем кресте №1 под изображением Серафима Саровского тоже есть цифра 90. Можно предположить, что количество различных изображений в крестах было не менее 92. Возможно это производственная нумерация.

Выводы. Начиная с 1857 г. многочисленные предметы с устройством «Стэнхоуп», а возможно и их производство постепенно распространялись по всему миру. Сами устройства продавались и отдельно от предметов. Кресты с православной и с католической тематикой изображений подобны. Их могли изготавливать как в одном месте, так и в разных местах, например во Франции, в Италии, в Палестине, в Российской империи и в др.

С результатами моих исследований по истории изобретения и производства подобных изделий с устройствами «Стэнхоуп» и материалами первой фотофиксации была ознакомлена Е.А. Рычкова для составления Экспертного заключения по крестам для Экспертной фондово-закупочной комиссии музея. Название монастыря в г. Киев было определено позже. Результаты также были представлены мною на заседании комиссии.

Кресты были приняты в фонды музея под номерами КП-13786, КП-13787, КП-13788.

Литература
Тысяча лет Русского паломничества. Каталог выставки. ГИМ. Москва, 2009. С. 322.
Майко В.В. Православные церкви Киева 1037-1917. Симферополь, 2020. С. 111, 112.

1↑ Тысяча лет Русского паломничества. Каталог выставки. ГИМ. Москва, 2009. С. 322.

2↑ https://metalchemist.livejournal.com/125211.html Дата обращения 24.05.2022.

3↑ См., например, https://www.stanhopemicroworks.com/ant-141215-08-carved-wooden-cross-jerusalem-stanhope-viewer или https://rosarycollector.wordpress.com/2015/05/31/the-stanhope-cross-with-lens-2/ Дата обращения 25.05.2022.

4↑ https://en.wikipedia.org/wiki/Stanhope_(optical_bijou) Дата обращения 25.05.2022.

5↑ https://en.wikipedia.org/wiki/Ren%C3%A9_Dagron Дата обращения 25.05.2022.

6↑ Фото: https://pikabu.ru/story/linzyi_styenkhoup_1349452 Дата обращения 25.05.2022.

7↑ Майко В.В. Православные церкви Киева 1037-1917. Симферополь, 2020. С. 111, 112.

8↑ Тысяча лет Русского паломничества. Каталог выставки. ГИМ. Москва, 2009. С. 322.

18 апреля 2023 // Р.А.Гашкова, г. Петрозаводск

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф