В 1980 году Преображенская церковь была признана аварийной. Чтобы избежать ее разрушения, внутри храма был смонтирован металлический каркас, и начался долгий поиск адекватного метода реставрации памятника. Общепринятый метод работы с традиционными деревянными сооружениями – полная раскатка – не подходил по множеству причин. Во-первых, число бревен в срубе превышает 2500 тысячи, а их общая длина – свыше 10 км, при общем количестве элементов около 100 000. Для их хранения потребовалась бы площадь пяти футбольных полей – на острове Кижи для этого нет места. Во-вторых, реставрация отдельных элементов не решала проблемы возникших на протяжении столетий деформаций постройки, из-за которых была утрачена ее устойчивость. В-третьих, остров на неопределенное время лишался своей главной жемчужины. Было рассмотрено несколько десятков проектов реставрации. После долгих споров специально для уникальной постройки была разработана не имеющая аналогов технология лифтинга, благодаря которой посетители острова смогли увидеть «парящую церковь».