Музыка, запах сирени и остров Кижи @kizhi
Почему-то верится, что редкое имя Арина досталось моей собеседнице не случайно. Так звали и великую плакальщицу Ирину Федосову, и няню Пушкина. А если вы заглянете на страничку Арины в соцсети, то увидите ее в традиционном народном костюме, который так ей идет. В нем она выглядит настолько естественно и современно, что понимаешь: Арина живет в своей стихии.
Этнография, деревянная архитектура Карелии, фольклор, история костюма — сфера ее интересов. Арина Анхимкова — хормейстер фольклорно-этнографического ансамбля музея-заповедника «Кижи», специалист по экспозиционно-выставочной деятельности отдела изучения и музейной презентации фольклорного наследия. Несмотря на звучание работа самая творческая.
В школе искусств учили замечательно
С детства Арина неплохо интонировала, любила петь, поэтому родители отдали ребенка в петрозаводскую школу искусств, где она обучалась игре на фортепиано у замечательного педагога Галины Викторовны Дюденко.
— В школе искусств музыкальное направление было и остается очень сильным,— рассказывает Арина.— Нагрузка у нас, конечно, была большая, но учили нас замечательно! До сих пор вспоминаю уроки по музыкальной литературе и гармонии Елены Альбертовны Антышевой. Теоретические дисциплины также преподавали сильные специалисты Евгения Леонидовна Ругачева и Ольга Михайловна Курбатова. Педагоги были очень требовательными. Всякое в школе случалось, были и сложные моменты, и слезы, и кризис, как бывает почти у всех. Но тогда я сама приняла решение остаться. И тут начался новый этап в моем обучении.
Мир традиционной музыки
Галина Викторовна Дюденко, по словам Арины, немало для нее сделала. Именно она познакомила от природы музыкальную ученицу с композитором Александром Белобородовым. Арина успешно занималась композицией десять лет. Начинала сочинять музыку с детских пьесок: «Пони», «Старый автомобиль», «Баба-Яга», «Царевна-лягушка».
Александр Сергеевич был чутким педагогом, умел расположить к себе, направить. Пришло время поступать в консерваторию. Только сейчас, спустя время, Арина понимает, что лучший учитель и распорядитель — сама жизнь. А тогда она очень переживала…
У Белобородова в тот момент оказались две сильные ученицы — Арина и Анастасия Сало, и, естественно, что как педагог он хотел, чтобы обе стали студентками. Но на отделение композиции брали только одного человека. Поэтому Арина поступила на кафедру финно-угорской музыки и продолжила заниматься композицией у Белобородова.
Сначала она не понимала своего счастья, но постепенно благодаря педагогам, влюбленным в свое дело, и сама с головой погрузилась в мир традиционной музыки. Впервые серьезно задумалась о своих корнях. Ее дед по отцу, Сергей Михайлович Площадный, родом из Заонежья, деревни Мягрозеро, а род бабушки по маме, Марии Семеновны Бирючевой, происходит из деревни Сарозеро Пудожского района.
— Мир традиционной музыки открыла для меня Светлана Юрьевна Николаева,— Арина называет имя известного в Карелии музыканта и педагога.— В 80-е годы она создала фольклорный ансамбль «Истоки», который с 1995 года существует при кафедре Петрозаводской консерватории. Светлана Николаева — известный этномузыколог, много лет посвятившая изучению традиционного исполнительства. Она возила нас на фольклорные фестивали, в экспедиции, учила азам собирательской работы, без которой сложно стать настоящим фольклористом. Мы и сейчас поем песни той фольклорной группы из Шуньги, которые когда-то записывали в экспедиции. Моя дипломная творческая программа под руководством С. Ю. Николаевой была посвящена свадебной традиции Заонежья. А вообще, мне повезло учиться у талантливых, увлеченных своим делом людей. Это в первую очередь прекрасный педагог и замечательный наставник Татьяна Николаевна Тимонен, которая с первого курса вела меня за руку и была научным руководителем моей дипломной работы на тему образа Куллерво в профессиональной музыке.
Запах детства
Арина сожалеет, что в ее архиве нет ни одной фотографии с Татьяной Николаевной. Зато нашлись детские фотографии. Одна из них сделана в фотоателье на улице Андропова. Петрозаводчане помнят его, конечно.
В детстве Арина жила у самого почтамта. Можно было заглянуть в «Детский мир» и полюбоваться на дефицитных кукол. Это было золотое время, когда детвора гуляла во дворе без пап и мам, играла в квадрат, прятки или казаки-разбойники. Катались на велосипедах, бегали в Ямку с Эмиром, любимым пуделем, собирали яблоки или желуди, проводили время в библиотеке, которая тоже была в их доме.
Арина помнит, как меняли и ремонтировали шпиль почтамта, он лежал прямо на асфальте — огромный такой! Неужели ни у кого из наших горожан в архиве не сохранился такой снимок? Рядом был роддом, в котором появилась на свет она сама, а потом и ее дочки.
Самое яркое впечатление детства — запах. Какой он? Для Арины это аромат сирени, которая окружала их дом и двор на улице Дзержинского. Когда теперь она там идет, ей грустно: вместо сирени реклама и магазины.
А еще каждый Новый год мама водила Арину в театр на балет «Щелкунчик». Теперь и она сама водит на этот сказочный спекатакль своих детей и искренне радуется, что в нашем городе есть не только Музыкальный театр, но и филармония, Театр кукол с его прекрасными постановками.
Родственные души
Почти десять лет Арина работала в Шуйской детской музыкальной школе, где создала и подняла до звания образцового коллектива Карелии детский фольклорный ансамбль «Потешка». Это было замечательное время! Во всем помогали коллеги — надежный друг и концертмейстер, талантливый музыкант Михаил Устинов, а также Николай Дерусов, ученик Вячеслава Калаберды. Среди коллег и преподавателей, неравнодушных к ее коллективу,— Елизавета Князева, Алевтина Борисова, Светлана Руденко, Ксения Гуменова, Елена Силаева, Марина Богданова.
И вот новый этап жизни. Наталья Михайлова, талантливый исследователь, сотрудник музея-заповедника «Кижи», выпускница кафедры музыки финно-угорских народов Петрозаводской консерватории, пригласила Арину работать в музее. Кто откажется от такого предложения? Арина пришла в отдел, в котором все родственные души!
Атмосфера здесь дружеская и доверительная. Руководителя отдела Наталью Михайлову Арина называет «наш генератор идей». Она всегда горит желанием затеять новые проекты. Вместе они делали интереснейшую выставку по причитаниям, посвященную юбилею заонежской вопленицы Ирины Федосовой. Это тоже была ее идея!
Перед самым Новым годом Арина совместно с коллегой Зоей Маликовой сделали новую праздничную программу «Рождественский вертеп» для музейных святочных вечеров. В ней звучат произведения в редких музыкальных жанрах, записанных на нашей карельской земле. Причем одежду для кукол Арина сшила сама, как и традиционный костюм для своей дочки Ульяны, а роспись вертепа сделала Даша Рожина. Программу зрители приняли с воодушевлением.
Жизнь на острове
Музейные сотрудники весь летний сезон живут на острове Кижи, поэтому решение о переходе на работу в музей принимали на семейном совете. Муж Арины Алексей Анхимков — инженер по образованию, работает в сфере строительства автомобильных дорог. Это было сложное решение, так как семье на летний период приходится разлучаться.
— Главное, что мы не только муж и жена, мы еще и друзья, это очень важно в семейных отношениях,— считает Арина.— Алексей одобрил мое желание работать в музее. А вообще нас связывает любовь к путешествиям, мы вместе смотрим хоккей и биатлон,— Арина не очень охотно рассказывает о себе и своей семье, в целом она человек довольно закрытый, другое дело работа.— Леша в прошлом серьезно занимался хоккеем и футболом, играл в юношеской сборной. А еще нас объединяет музыка. Мой муж с юности играет на гитаре. Я даже подарила ему на день рождения укулеле, для его импровизаций.
На острове Кижи совсем другая жизнь, без привычных удобств. Арина с дочкой живут по соседству с семьей Натальи Сергеевны Михайловой.
- Остров завораживает меня своими видами на бескрайние просторы, синевой Онего в солнечную погоду и неторопливым, размеренным темпом жизни. Радует возможностью петь традиционные песни в той естественной обстановке, где и должны они звучать,— Арина оживляется, вспоминая островную жизнь.— Евгений Петрович Михайлов, муж Натальи Сергеевны,— выпускник Петрозаводской консерватории, замечательный гармонист, известный музыкант, инструментальный мастер. В свое время семья приобрела питерскую гармонь начала XX века в разрушенном состоянии. Так он ее восстановил, и теперь она звучит для наших гостей на острове!
Сама жизнь определила Арине направление ее деятельности. Она не любит толпу, шумные городские праздники, огромные города и занимается в любимом месте тем, что мило ее сердцу. Музей дал ей новую почву для развития, личностного и профессионального. Главное для нее как специалиста — сохранить уходящие традиции и познакомить с ними людей.
— В личной жизни предпочитаю камерные праздники,— говорит Арина.— Всё традиционно: собраться всей семьей, с детьми, с родителями, на природе или на даче, посидеть, пообщаться — это и есть праздник.
«Семья для меня — самая большая ценность,— говорит Арина.— С папой у нас теплые отношения, всегда могу на него положиться. Наш общий интерес — история семьи. Он очень много рассказывал мне о Мягрозере и былой жизни, о прабабушке. В детстве любила ходить с ним в лес. Он научил меня разбираться в грибах».
«Роднее и ближе нет человека, — признается Арина. — Она поможет советом, и пожалеет, и выручит в трудной ситуации. Всем могу с ней поделиться. От нее у меня тяга к знаниям, постоянная необходимость развиваться, любовь к путешествиям»
Фото Ирины Ларионовой и из архива Арины Анхимковой.