«Сильное дерево и топор не берёт: искра из топора выходит!»: К проблеме формирования вепсского сектора Vkontakte@kizhi

Много ценного узнаёшь, беседуя во время экспедиций с людьми преклонного возраста — «мастерами на все руки».

О плотничьих заветах рассказали нам вепсские старожилы. И действительно, плотничное мастерство и сейчас проявляет себя в пропорциональной соразмерности помещений в жилых домах — комплексах; их самобытном, насыщенном декоре; уютом просторных интерьеров; размахом строений на приусадебных участках.

В домах прионежских вепсов, построенных на средства, заработанные во время отхожих промыслов, исследователь Н. Н. Волков в 1946 г. отмечал: «поражает в строительстве ясно выраженная тенденция удивить величиной самого здания. На вопрос, действительно ли постройка таких домов в недавние годы вызывалась необходимостью, ему ответили: „Боль для славы, дескать, вот Климентий какой дом оттянул, значит, не без денег семья“.

Дом у прионежских вепсов являлся показателем благосостояния семьи.

Около четверти домов прионежских вепсов были двухэтажными; рано начали строить многокомнатные дома.

Плотницким ремеслом у вепсов владели практически все мужчины: сохранилась пословица: «Вепс с топором за поясом родился».

Дома строили с привлечением соседей и местных плотников.

У прионежских вепсов основные строители и «украшатели» домов резьбой были плотники из дер. Залесье. Окна вепсских домов обрамлялись знаменитыми волютными наличниками. В волютных наличниках, балконах вепсских домов воспроизводились элементы архитектурного стиля барокко, с которым местные мастера знакомились при строительстве домов в Санкт — Петербурге, но в отличие от барочных наличников городских домов, где доминируют волюты, в центре композиции вепсского наличника главенствовал образ женщины — берегини. Её изображение в различных вариациях встречается в вепсской вышивке и воспринимается как оберег. Плотницкое мастерство прионежских вепсов высоко оценено специалистами народного зодчества. Отмечалось, что под влиянием строительных традиций Петербурга: здесь сложился особый тип домов, вписавший в историю народной архитектуры «одну из ярких, но и последних страниц традиционного зодчества, в которой умело сочетались переложенные в дерево, перенесённые из другого мира представления о красоте, богатстве и социальной справедливости»[1].

«Вепсы — работящий народ, умелые люди: ни минуты не сидели без дела — работой развлекались»,— с достоинством говорил нам старожил села Шелтозеро Константин Васильевич Мартынов.

Дому Мартынова К. В. около двухсот лет. Стоит дом на окраине села Шелтозеро. Бревенчатые стены почернели на сантиметр вглубь, а дальше — бревно жёлтое; стены без обшивки, рубленные из хорошего рудового леса; не сгнили от времени, а осмолились! Буром сверлил стену! Но сильное дерево и топор не берёт: искра от топора выходит. Никакая влага дерево не возьмёт, если сохранить в нём смолу». «Окостенеют от времени брёвна, и топор не берёт: пилой „Дружбой“ свой старый дом пилил»,— подтвердил местный столяр Антипов Александр Петрович.

«Бревно заливалось смолой, когда оно отойдёт от мороза, оттает»,— уточнил Куркин Павел Николаевич.

Стародавнее искусство вепсских плотников со временем, к сожалению, угасает; оставаясь лишь в памяти и в воспоминаниях.

Выдающимся, классическим образцом считается дом подрядчика Ивана Мелькина, построенный в 1814 в селе Шелтозере.

Архитектор А. В. Ополовников писал: «Дом Мелькиных — явление в своём роде уникальное и о нём можно уверенно сказать, что второго такого нет… Такой насыщенности контрастами самой разной силы — от предельно резких до утончённо — мягких — и такой удивительной пластичности и пропорциональности, слаженности частей и целого не знает, пожалуй, ни один дом».

Своеобразием отмечено необычное конструктивное решение и декоративное убранство многокомнатного дома Матвеевых в селе Матвеева Сельга.

О былом мастерстве вепсских строителей свидетельствуют ещё сохранившиеся традиционные в конструктивном и декоративном отношении дома в вепсских селениях: в них продолжается жизнь и для продажи таких домов в музей никто не соглашается. Тем более, что время берёт своё: бревенчатые срубы обшиваются современными материалами, оконные наличники, ставни подвергаются раскраске; интерьеры заполняются техническими новшествами: новой мебелью, коврами, тюлевыми занавесками, люстрами…

Хозяйственные постройки исчезли, можно сказать, полностью.

В настоящее время обновляется образ вепсских деревень: заметны усадьбы местных и московских предпринимателей, размахнувшиеся на окраинах вепсских селений… Их своеобразие с вертолётными площадками и размахом впечатляет и диссонирует с привычным восприятием вепсской действительности.

Кроме того, наличие вепсской экспонатуры в фондах музея «Кижи» в количестве около 1070 единиц хранения (по КАМИСУ) является далеко недостаточным для оформления интерьеров домов, хозяйственных построек; и в основном представляют случайную наполняемость в результате экспедиционных сборов, довольствующихся минимумом возможностей в связи с уже освоенным и опустошённым районом прежними сборщиками предметов старины.

Как быть в таком случае при создании «Вепсского сектора Прионежья» на острове Кижи?!

Считаю создание данного этнографического комплекса на острове Кижи в настоящее время нереальным.

К сожалению, время формирования данного сектора, планировавшегося ранее; в связи с определёнными событиями в стране; отразившиеся и на музее «Кижи»; не позволили довести его создание до конца и были надолго забыты.

Необходимо принять во внимание наличие в Карелии уникального Шелтозерского вепсского этнографического музея им. Р. П. Лонина в селе Шелтозере, созданного в 1991 году.

Строения, прежде предполагаемые к переносу на остров Кижи были ограничены перевозом только трёх построек: бани (из дер. Каскесручей), амбара (из дер. Матвеева Сельга) и Шелтозера.

Жилые дома, предлагаемые для формирования вепсского сектора в настоящее время, далеки от желаемого и не дают представления о самобытной культуре строительного мастерства вепсов Прионежья.

Дом Мелькина, ранее также намеченный к переносу в музей «Кижи»; был предоставлен для создания вепсского музея на своём месте, в селе Шелтозеро. Это в значительной степени обеднило планируемый вепсский комплекс на острове Кижи, но зато позволило представить традиционный образ жизни вепсов на примере уникального во всех отношениях дома наглядно и достаточно полноценно.

С 1991 г. в доме располагается музей, пользующийся особым вниманием местных жителей, Республики Карелия, России и иностранных посетителей.

В доказательство предлагаю Список и Презентацию ранее выявленных наиболее характерных в конструктивном и декоративном отношениях жилых домов, хозяйственных строений и часовенных комплексов.

1↑ Строгальщикова З. И. Вепсы: историко – этнографический очерк. Петрозаводск. 2008.

2 сентября 2022

Ссылки и документы:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф