У истоков практического изучения особенностей деревянного зодчества России («Музей древнерусского искусства и зодчества в Фёдоровском городке») @kizhi
В истории зодчества России деревянная архитектура — самостоятельное явление. Дерево несло образ России, отражая элементы новой архитектуры классицизма, барокко, модерна, советского архитектурного авангардизма; чутко откликаясь на вызовы времен.
На протяжении многих лет изучением деревянного зодчества занимался иеромонах Алексей Виноградов. Задуманная им в 1874 году работа по исследованию памятников деревянного церковного зодчества 17–18 веков в Новгородской, Тверской, Ярославской, Иркутской и Красноярской епархией была завершена в 1895 году.
Виды церквей были выполнены при помощи «камеры — обскуры», пропорции с измерениями фасадов и деталей наносились на сетчатую бумагу. Миниатюрные клише с оригиналов воспроизведены в цинкографии П. О. Яблонского в Санкт — Петербурге.
Алексей Виноградов использовал церковные архивы, изучая храмоздательные грамоты, указы, договорные акты, кресты, иконы, доски, антиминсы.
На 36 таблицах чертежей церковных памятников зодчества обозначены планы, фасады, разрезы, детали и подстрочные пояснения.
В 1895 году на основании материалов по деревянному зодчеству, разработанных А. Виноградовым, были подготовлены к публикации «Перспективные виды древнерусских деревянных церквей и часовен», выполненные В. Н. Воскресенским. В работе использованы 92 таблицы рисунков на 23 листах с предисловием Алексея Виноградова и описью 63 церквей и 7 часовен, находящихся (или разрушенных).
Публикация была подготовлена «по случаю предпринятого Императорской Академией Художеств в 1892 году издания памятников церковного древне Русского зодчества».
Одновременно с А. Виноградовым исследованием деревянных церковных сооружений Владимирской губернии занимался Н. Голышев. В своей публикации он рассмотрел вопросы:
- Первые памятники церковных сооружений;
- Плотничество;
- Первые деревянные церкви в России;
- Сооружение деревянных церквей;
- Оклады и устройство церквей;
- Порядная запись 1700 г;
- Постепенное уменьшение количества деревянных церквей и часовен;
- Уничтожение деревянных церковных сооружений.
Н. Голышев был убеждён в том, что «деревянные церковные сооружения были и есть временные», так как первые деревянные храмы на Руси впоследствии, как правило, заменялись каменными.
Таким образом, изучение культового деревянного зодчества в России хоть и началось сравнительно поздно, но тем не менее велось отдельными исследователями довольно активно. Известно, что академик В. В. Суслов в 1889 году писал: «До настоящего времени все труды наших учёных и художников по исследованию древнего русского зодчества были направлены только на изучение каменных образцов его, исследования деревянной архитектуры если не совеем, то заметно игнорировали. Академик Л. В. Даль…был выдающимся исключением, положив почин серьёзному исследованию деревянных памятников родного зодчества…».
Академик архитектуры Лев Владимирович Даль (1834–1878) в 1869 году был избран членом — корреспондентом Императорского Московского Археологического Общества, принимал участие в его деятельности по вопросам древнерусского зодчества.
Список старинных церквей Олонецкой губернии был подготовлен и представлен в Императорскую Академию Художеств Олонецким губернским Статистическим Комитетом в 1876 году. Путешествие по России убедило его в самобытности русского деревянного зодчества.
В Списке даны сведения о более чем 80 церквах, в том числе и о церквах Кижского погоста.
Значительный интерес представляет «Докладная записка в Императорскую Академию Художеств Трувонта Кибальчича о составлении Метрики для получения верных сведений о древне-православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах» от 17 февраля 1886 года.
Автор пишет о самобытности памятников Русского государства «… с такими характеристическими особенностями, каких нет в искусстве других национальностей Европы». Трувонт Кибальчич высоко оценил деятельность академика Л. В. Даля и его учеников, отметил, что «такими же пионерами со стороны Академии по изучению древнерусских художественных памятников чисто с художественной стороны явились гг. Горностаев, Веселовский, Павлинов, Суслов и др.».
В 1890-е годы в России начали появляться специальные духовные музеи, с целью формирования коллекций из культовых предметов.
В 1907 году постановление Черниговского Епархиального съезда утвердило культовый памятник музейным предметом.
Таким образом, становление культового памятника музейным предметом произошло с благословения церкви как способ спасения памятников древнерусского искусства. В начале 20 века в семинариях был введён курс лекций по древнерусскому зодчеству, особенностям ремонта памятников архитектуры.
Была проведена огромная работа по выявлению и обследованию местных памятников древности, их фотофиксация, а также по принятию мер для их сохранения.
ФЁДОРОВСКИЙ ГОРОДОК — ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ РОССИИ 17,18,19 вв.
Меня давно заинтересовало приобретение императором Николаем II в 1911 году на художественном вернисаже картины И. М. Шлуглейта «На далёком севере» с изображением Кижского погоста.
Совсем не случайным было приобретение этой картины: император с особым интересом относился к традициям допетровской Руси.
С 1912 года Императорская Археологическая комиссия установила контроль за ремонтом старинных церквей.
В 1913 году в Царском Селе (г. Пушкин) начались работы по возведению Фёдоровского городка в популярном в царствование Николая II русском стиле 17 века — уникального комплекса, воплотившего в камне русскую национальную идею возрождения России.
Архитектурный ансамбль Фёдоровского городка был выстроен по проекту архитекторов В. А. Покровского и С. С. Кричинского с сентября 1913 гг. по февраль 1917 г.
Летом 1913 года эскизы были одобрены императором Николаем II и утверждены «Комитетом по строительству домов при Фёдоровском соборе».
Финансирование осуществлялось за счёт добровольных пожертвований.
Своё название он получил от построенного вблизи в 1909–1913 гг. Фёдоровского собора, выстроенного в традициях древнерусского зодчества, особенно полюбившегося Императрице Александре Фёдоровне и ставшего в последствии домовой церковью Романовых.
Собор был назван в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Этой иконой в 1612 г. рязанский архиепископ Феодорит благословил на царствование Михаила — первого царя из рода Романовых.
Их церкви и нескольких построенных в древнерусском стиле зданий и состоял Фёдоровский городок, обнесённый кремлёвской стеной с живописными башнями. Предполагалось, что он станет своеобразным музеем древнерусского искусства.
Новая архитектурная среда становится своеобразным заповедником русской традиции, культурным центром по развитию новорусского стиля, народного искусства и художественного образования, охраной и пропагандой памятников старины, решало практические архитектурно — строительные и декоративно — художественные задачи.
Программные манифесты:
- просвещённое самодержавие как основа стабильного развития государства;
- православная церковь — хранительница национальных устоев и морального здоровья населения;
- образованный зажиточный народ — создатель экономического могущества России;
приобрели особое распространение в связи с празднованием 300-летней годовщины Дома Романовых.
В одном из зданий был открыт «Музей древнерусского искусства и зодчества».
В хоромах Фёдоровского городка были созданы экспозиции произведений древнерусской иконописи и книжной графики, предметов русского быта и домашней утвари. Фёдоровский городок — это архитектурное и художественное воплощение популярной в царское николаевское время идеи возрождения национального стиля России через церковь. За образцы были взяты памятники русского зодчества 16, 17 и 18 веков.
В 1915 г. при поддержке Государя Императора Николая II создаётся «Общество возрождения художественной Руси», которое, согласно принятому Уставу, поставило своей задачей «широкое ознакомление с самобытным древним русским творчеством во всех его проявлениях и дальнейшее преемственное развитие в применении к современным условиям».
В одном из зданий находилась «штаб — квартира» «Общества возрождения художественной Руси, которое состояло под покровительством Николая II.
Императора привлекали варианты неорусского стиля модерн со свободным использованием мотивов древнерусского искусства.
В Общество входили: архитекторы А. В. Щусев, В. А. Покровский, С. С. Кричинский, В. Н. Максимов, П. П. Покрышкин, В. В. Суслов, художники И. Я. Билибин, М. Н. Нестеров, братья Васнецовы, Н. К. Рерих, Л. О. Пастернак, писатели А. Ремизов, С. Городецкий, крестьянские поэты Николай Клюев, Сергей Есенин, выдающиеся русские меценаты из семей Рябушинских, Елисеевых, Апраксиных.
Была разработана большая долгосрочная программа с целью создания своеобразного фольклорно — этнографического парка вблизи с Санкт — Петербургом. Предполагалось создание театра, «где всё от одежды служителей до росписи интерьеров напоминало бы Святую Русь». Здесь звучали обработки русских народных песен в исполнении оркестра народных инструментов под руководством В. В. Андреева, выступала сказительница Варвара Устругова, читали стихи Николай Клюев, Сергей Есенин, звучал баян виртуоза Фёдора Рамши, гусли Н. Н. Голосова.
На «Вечере народного искусства» выступали поэты, балерина А. Я. Ваченова, певица Н. В. Плевицкая, артистка В. К. Устругова, актёры Н. Н. Ходотов, В. Н. Давыдов, певец Ю. С. Морфесси. С началом первой мировой войны в Фёдоровском городке были размещены воинские лазареты и штаб 143-го Царскосельского военно — санитарного поезда. Слушателями и зрителями проводимых Обществом вечеров стали нижние чины и офицеры русской армии, находящиеся на излечении в Царском Селе.
Великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна взяли шефство над лазаретом и помогали по уходу за больными.
Раненых с фронта перевозил Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества государыни императрицы Александры Фёдоровны.
В начале 1916 г. в лазарет санитаром был определён Сергей Есенин.
После революции комплекс Фёдоровского городка был передан агрономическому институту.
В настоящее время Фёдоровский городок является Патриаршим подворьем Московской патриархии.
Реставрация городка началась только в 1976 году.
На мой взгляд, «Фёдоровский городок» для Петербурга является уникальным архитектурным комплексом подобно «Дворцу царя Алексея Михайловича» в Коломенском для Москвы.
Эти строения сосредоточили в себе многовековые традиции Русского узорочья в современном варианте на удивление потомкам.