Музейно-образовательный комплекс «Крестьянская изба» @kizhi
«Крестьянский Дом» при Детском объединении № 108 работает с детьми дошкольного возраста (круглогодично). Адрес: г. Петрозаводск, ул. Сыктывкарская, 19.
Муниципальное дошкольное учреждение № 108 «Снежинка» в городе Петрозаводске с 1994 года является музейно-образовательной базой Республиканского детского музейного центра музея-заповедника «Кижи» по совершенствованию традиционных и отработке новых музейно-педагогических технологий.
В одном из помещений детского сада спроектировано специальное музейно-образовательное пространство «Крестьянская изба» по образцу исторического памятника — дома Ошевнева на острове Кижи. Музейно-образовательное пространство «Крестьянская изба» открыто 18 декабря 1994 г. (автор концепции Л. В. Шилова, оформление — Н. В. Пух, музейный педагог 1994–2002 гг.)
Цели. Задачи
- Содействие становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим опытом поколений на основе наследия Республики Карелия, информационного, ценностного, памятникового и интеллектуального потенциала музеев Карелии.
- Совершенствование традиционных, разработка и апробация инновационных форм и методов работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики
- Создание, отработка и реализация вариативной системы музейно-образовательных программ для всех возрастных групп дошкольников
- Организация деятельности экспериментальной площадки (лаборатории музейной дошкольной педагогики) по подготовке и повышению квалификации музейно-педагогических кадров
Музейно-образовательные программы
Одним из приоритетных направлений деятельности «Крестьянской избы» является реализация авторской музейно-образовательной программы «Дом» для детей 5–6 лет.
Программа «Дом» была разработана в 1995 году на межведомственной междисциплинарной основе сотрудниками Республиканского детского музейного центра и педагогами детского сада № 108 «Снежинка». Программа «Дом» реализуется в музейно-образовательном пространстве, оснащённом вещным рядом и специальным научно-методическим фондом.
Музейно-образовательные программы:
Программа «Дом» строится на местном, региональном материале. В её основе — материальная и духовная культура русских Севера.
Программа состоит из 7 взаимосвязанных тематических блоков:
- «Дом». Жилище
- Семья и бытовой уклад
- Народные ремесла
- Хозяйственные занятия
- Фольклор
- Праздники народного календаря
- Сказочный остров Кижи
Задачи программы:
- Дать детям представления о традиционной крестьянской семье как хозяйственной и нравственной основе жизни. Познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль семьи в сохранении и передаче традиций.
- Познакомить детей с понятием «дом» — как феномен культуры, как средоточие жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода, как образец деревянного зодчества.
- Познакомить детей с традиционными занятиями северных крестьян: земледелием, животноводством, рыболовством, орудиями производства.
- Обогатить знания детей о высокой ремесленной культуре наших предков; познакомить с изделиями и технологиями традиционных ремёсел — деревообработка, вышивка, ткачество, кузнечное и гончарное ремесла.
- Углубить знания детей о фольклоре народов Карелии. Особое внимание обратить на связь народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа.
- Освоить старинные детские игры, обогатить речь ребёнка пословицами, поговорками, загадками.
- Через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря (Святки, Масленица, Пасха) познакомиться с историей, содержанием, обрядами и обычаями народных праздников.
- Дать представление о том, какие бывают музеи, познакомиться с крупнейшим экомузеем России и Карелии — музеем-заповедником «Кижи».
Психологическое сопровождение
Педагог — психолог детского сада № 108 Афанасьева Л. А. в течение нескольких лет проводила психолого-педагогическое исследование программы. Использовались следующие методики:
- Тест творческого мышления Торренса (для детей 4–5 лет была проведена стандартизация результатов на выборке 48 человек, т. к. нормативов для этого возраста не имелось).
- Методику «История вещей» Шаповаленко И. В.
- Вопросник, разработанный авторским коллективом программы.
Исследование показало, что вырос общий показатель уровня творческого мышления у детей. Выросла информированность детей, повысилась заинтересованность предметным миром. Психологическое исследование также предполагает и анализ инновационно-практической деятельности в рамках реализуемой программы.
Ежегодно проводится систематическая диагностика, отражающая эффективность работы, в неё входят контрольные срезы усвоения новых знаний и понятий по музейно-образовательной программе «Дом». Кроме уже упомянутых методик, используется новый метод «Сочинение музейных сказок».
Третья методика «сочинение сказок» показала следующие результаты:
- дети стали чаще вводить музейные предметы в сюжет сказки;
- введя музейный предмет в сказку, дети не просто называют его, но и описывают его функции;
- главные герои придуманных сказок на первом этапе — это персонажи уже известных сказок (Машенька и медведь и др.). На втором этапе дети вводят в мир сказки семью, с которой они познакомились на занятиях по программе «Дом», а так же называют героев старинными именами.
- встречающиеся в детских сказках праздники сопровождаются традиционными для него символами, например: Пасха — яйцо; Масленица — катание на лошадях. Часто в сказках встречается сюжет, связанный с ярмаркой.
Ежегодно выпускаются сборники детских сказок: «Избушкины сказки», «Кузины подсказки», «Сказки острова Кижи», «Сказки дома Ошевневых» и др
В 1997 году программа «Дом» заняла I место и стала лауреатом на III Всероссийском конкурсе авторских программ дополнительного образования в городе Москве.
Вторым положительным компонентом музейного образования детского сада явилась пропедевтическая программа «Введение в предметный мир». Это интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности ребёнка. Содержание программы направлено формирование базовой культуры ребёнка. С четырёх лет детей знакомят с доступными для них музейными предметами (утюг, самовар, ложка, одежда и др.).
Праздники
Праздники народного календаря являются не только частью программы «Дом», они стали доброй традицией детского сада № 108 «Снежинка». В праздниках участвуют все дети и педагоги детского сада.
- Рождество — волшебный праздник зимы. Святки в детском саду проводятся с колядованием, гаданием и ряжеными.
- Масленица празднуется целую неделю: встреча «гостьюшки годовой», игры и катания, лакомства блинами. А затем — проводы Масленицы и встреча весны.
- Пасха. Это праздник праздников. Проводятся конкурсы рисунков, пасхальные игры «У кого крепче яйцо», «Катание с лотков» и другие.
- «Кижи — мастерская детства»
Ежегодно Республиканский детский музейный центр проводит на острове Кижи детский музейный праздник «Кижи — мастерская детства». Ребята — участники музейно-образовательных программ готовятся к празднику: участвуют в конкурсах праздника, разучивают репертуар для выступления на острове Кижи и участвуют в празднике.
- «Птенцы гнезда Петрова»
Интересно прошёл в детском саду праздник, посвящённый исторической дате —
300 — летию города Петрозаводска. В празднике участвовали дети старшего дошкольного возраста, они были кузнецами, плотниками, корабелами, рукодельницами. На праздник «пожаловал» сам император Пётр I.
Собирательская работа
В основе музейно-образовательной деятельности детского сада лежит предметно-вещный мир культуры, музейный предмет, памятники, историко-культурная среда как источники знаний, эмоций и ценностных ориентиров.
Формирование предметно-вещной среды «Крестьянской избы» началось с 1994 года. Собирательская работа проводилась педагогами детского сада специально под программу «Дом». Огромный вклад в формирование предметного фонда внесла Надежда Васильевна Пух (педагог — организатор музейной деятельности 1994–2002 гг.).
В настоящее время фонд этого детского музея составляет 435 единиц хранения. Из них — 322 единиц хранения составляют основной фонд, это подлинные предметы традиционной народной культуры. 113 единиц хранения составляют научно-вспомогательный фонд (копии и научно-методические материалы).
В последнее время собрание музея пополнилось рядом интересных предметов. Среди них — рубель, угольный утюг, фотографии из семейных альбомов.
Работа с родителями
Родители детей принимают самое активное участие в жизни «Крестьянской избы». Разработан и реализован ряд интересных проектов для детей и родителей, например:
- «Родовое древо»
- Проект предполагает совместную работу родителей с детьми по составлению своей родословной. В семьях развернулось своеобразное исследование своей родословной, дети знакомились с историей города Петрозаводска, Карелии, России через биографии своих родственников. Собирались уникальные для семьи фотографии, реликвии.
- Фотовзгляд в прошлое
- Проект «Фотовзгляд в прошлое» является продолжением работы по реализации музейно-образовательного проекта «Родословное древо». Знакомясь со старыми фотографиями дети смогли наглядно представить то что слышали о своих предках во время составления родословной своей семьи. По итогам работы над проектом была создана выставка «Фотографии из старого альбома» и планируется выпуск этого альбома с комментариями родителей.
- «Реликвии нашего дома»
- К 10 — летию «Крестьянской избы» была проведена акция по сбору старинных семейных реликвий воспитанников детского сада и их родителей. В интерьере «Крестьянской избы» была открыта выставка «Реликвии нашего дома». Меняются времена, одно поколение сменяется другим. Остаётся только память о семье, своих далёких и близких предках, заключённая в реликвиях. Посетителями выставки стали семьи воспитанников детского сада.
Выставочная работа
Выставки посвящены разным направлениям деятельности «Крестьянской избы». После занятий по музейно-образовательным программам дети закрепляют знания через ручной труд и изобразительную деятельность. Творческие работы детей размещаются на выставочном стенде. Фото 47, 48, 49
Традиционными стали выставки, посвящённые праздникам народного календаря (Пасха, Масленица). Авторами выставок являются дети. Родители также принимают участие в выставочной деятельности («Родословное древо», «Фотовзгляд в прошлое»).
В «Крестьянской избе» разворачиваются выставки Республиканского музейного центра, которые состоят из творческих работ победителей различных конкурсов.
Научно-методическая деятельность
В 2002 году Муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 108 «Снежинка» присвоен статус лаборатории музейной дошкольной педагогики.
Цель лаборатории: изучение и обобщение лучшего опыта музеев, выявление новых тенденций в культурно-образовательной деятельности музеев. Результатом данной деятельности стала программа курсов повышения квалификации педагогов, представленная на республиканский конкурс программ повышения квалификации. Программа заняла II место в Карелии и была предложена к реализации.
Совместно с Республиканским детским музейным центром детский сад проводит семинары и конференции по музейной педагогике. Для музейно-педагогической общественности Карелии. В рамках научно-методической учёбы проводятся открытые занятия по музейно-образовательным программам.
Научно-исследовательская деятельность
Коллектив детского сада состоит из 48 педагогов. Каждый педагог ведёт свою тему научно-исследовательской работы. Многие из них связаны с музейной деятельностью и народной традиционной культурой.
Шилова Елена Александровна, заведующая МДОУ № 108 «Снежинка».
Работает по проблеме «Менеджмент. Маркетинг в музейно — образовательной деятельности детского сада».
Кислякова Ирина Тимофеевна, заместитель заведующей по ВМР.
Курирует музейно-образовательную деятельность детского сада.
Работает над проблемой «Музейная педагогика в детском саду: научно-методическое обеспечение. Разработка музейно-образовательных программ».
Суханова Наталья Павловна, физкультурный работник. Занимается исследованиями на тему «Народные подвижные игры».
Подобрала картотеку игр. На занятиях по ритмике ставит народные танцы «Калинка», «Валенки», «Кадриль» и другие.
Лущенко Валентина Васильевна, воспитатель.
Занимается исследованиями на тему «Организация предварительной работы и закрепления материала по музейно-образовательной программе „Дом“.
Гаврилина Татьяна Александровна и Мелехина Оксана Геннадьевна, музыкальные руководители. Активно работают по теме «Влияние фольклора на эстетическое воспитание дошкольников».
Афанасьева Людмила Александровна, психолог.
Провела психологическое исследование по музейно-образовательным программам «Дом» и «Введение в предметный мир».
Авторы:
Людмила Васильевна Шилова, заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный работник Республики Карелия.
Шилова Елена Александровна, заведующая Муниципальным дошкольным учреждением № 108 «Снежинка».
Леонтьева Светлана Геннадьевна, музейный педагог — организатор музейной деятельности на базе Муниципального дошкольного учреждения № 108 «Снежинка»
Приглашаем к сотрудничеству
Муниципальное дошкольное учреждение № 108 «Снежинка»
Адрес: г. Петрозаводск, ул. Сыктывкарская, д. 19.
Контактные телефоны: 75-02-30, 75-02-00.