Музейно-образовательный комплекс «Крестьянская изба» Vkontakte@kizhi

«Крестьянский Дом» при Детском объединении № 108 работает с детьми дошкольного возраста (круглогодично). Адрес: г. Петрозаводск, ул. Сыктывкарская, 19.

Муниципальное дошкольное учреждение № 108 «Снежинка» в городе Петрозаводске с 1994 года является музейно-образовательной базой Республиканского детского музейного центра музея-заповедника «Кижи» по совершенствованию традиционных и отработке новых музейно-педагогических технологий.

В одном из помещений детского сада спроектировано специальное музейно-образовательное пространство «Крестьянская изба» по образцу исторического памятника — дома Ошевнева на острове Кижи. Музейно-образовательное пространство «Крестьянская изба» открыто 18 декабря 1994 г. (автор концепции Л. В. Шилова, оформление — Н. В. Пух, музейный педагог 1994–2002 гг.)

Цели. Задачи

Музейно-образовательные программы

Одним из приоритетных направлений деятельности «Крестьянской избы» является реализация авторской музейно-образовательной программы «Дом» для детей 5–6 лет.

Программа «Дом» была разработана в 1995 году на межведомственной междисциплинарной основе сотрудниками Республиканского детского музейного центра и педагогами детского сада № 108 «Снежинка». Программа «Дом» реализуется в музейно-образовательном пространстве, оснащённом вещным рядом и специальным научно-методическим фондом.

Музейно-образовательные программы:

Программа «Дом» строится на местном, региональном материале. В её основе — материальная и духовная культура русских Севера.
Программа состоит из 7 взаимосвязанных тематических блоков:

Задачи программы:

Психологическое сопровождение

Педагог — психолог детского сада № 108 Афанасьева Л. А. в течение нескольких лет проводила психолого-педагогическое исследование программы. Использовались следующие методики:

Исследование показало, что вырос общий показатель уровня творческого мышления у детей. Выросла информированность детей, повысилась заинтересованность предметным миром. Психологическое исследование также предполагает и анализ инновационно-практической деятельности в рамках реализуемой программы.

Ежегодно проводится систематическая диагностика, отражающая эффективность работы, в неё входят контрольные срезы усвоения новых знаний и понятий по музейно-образовательной программе «Дом». Кроме уже упомянутых методик, используется новый метод «Сочинение музейных сказок».

Третья методика «сочинение сказок» показала следующие результаты:

Ежегодно выпускаются сборники детских сказок: «Избушкины сказки», «Кузины подсказки», «Сказки острова Кижи», «Сказки дома Ошевневых» и др

В 1997 году программа «Дом» заняла I место и стала лауреатом на III Всероссийском конкурсе авторских программ дополнительного образования в городе Москве.

Вторым положительным компонентом музейного образования детского сада явилась пропедевтическая программа «Введение в предметный мир». Это интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности ребёнка. Содержание программы направлено формирование базовой культуры ребёнка. С четырёх лет детей знакомят с доступными для них музейными предметами (утюг, самовар, ложка, одежда и др.).

Праздники

Праздники народного календаря являются не только частью программы «Дом», они стали доброй традицией детского сада № 108 «Снежинка». В праздниках участвуют все дети и педагоги детского сада.

Ежегодно Республиканский детский музейный центр проводит на острове Кижи детский музейный праздник «Кижи — мастерская детства». Ребята — участники музейно-образовательных программ готовятся к празднику: участвуют в конкурсах праздника, разучивают репертуар для выступления на острове Кижи и участвуют в празднике.

Интересно прошёл в детском саду праздник, посвящённый исторической дате —

300 — летию города Петрозаводска. В празднике участвовали дети старшего дошкольного возраста, они были кузнецами, плотниками, корабелами, рукодельницами. На праздник «пожаловал» сам император Пётр I.

Собирательская работа

В основе музейно-образовательной деятельности детского сада лежит предметно-вещный мир культуры, музейный предмет, памятники, историко-культурная среда как источники знаний, эмоций и ценностных ориентиров.

Формирование предметно-вещной среды «Крестьянской избы» началось с 1994 года. Собирательская работа проводилась педагогами детского сада специально под программу «Дом». Огромный вклад в формирование предметного фонда внесла Надежда Васильевна Пух (педагог — организатор музейной деятельности 1994–2002 гг.).

В настоящее время фонд этого детского музея составляет 435 единиц хранения. Из них — 322 единиц хранения составляют основной фонд, это подлинные предметы традиционной народной культуры. 113 единиц хранения составляют научно-вспомогательный фонд (копии и научно-методические материалы).

В последнее время собрание музея пополнилось рядом интересных предметов. Среди них — рубель, угольный утюг, фотографии из семейных альбомов.

Работа с родителями

Родители детей принимают самое активное участие в жизни «Крестьянской избы». Разработан и реализован ряд интересных проектов для детей и родителей, например:

«Родовое древо»
Проект предполагает совместную работу родителей с детьми по составлению своей родословной. В семьях развернулось своеобразное исследование своей родословной, дети знакомились с историей города Петрозаводска, Карелии, России через биографии своих родственников. Собирались уникальные для семьи фотографии, реликвии.
Фотовзгляд в прошлое
Проект «Фотовзгляд в прошлое» является продолжением работы по реализации музейно-образовательного проекта «Родословное древо». Знакомясь со старыми фотографиями дети смогли наглядно представить то что слышали о своих предках во время составления родословной своей семьи. По итогам работы над проектом была создана выставка «Фотографии из старого альбома» и планируется выпуск этого альбома с комментариями родителей.
«Реликвии нашего дома»
К 10 — летию «Крестьянской избы» была проведена акция по сбору старинных семейных реликвий воспитанников детского сада и их родителей. В интерьере «Крестьянской избы» была открыта выставка «Реликвии нашего дома». Меняются времена, одно поколение сменяется другим. Остаётся только память о семье, своих далёких и близких предках, заключённая в реликвиях. Посетителями выставки стали семьи воспитанников детского сада.

Выставочная работа

Выставки посвящены разным направлениям деятельности «Крестьянской избы». После занятий по музейно-образовательным программам дети закрепляют знания через ручной труд и изобразительную деятельность. Творческие работы детей размещаются на выставочном стенде. Фото 47, 48, 49

Традиционными стали выставки, посвящённые праздникам народного календаря (Пасха, Масленица). Авторами выставок являются дети. Родители также принимают участие в выставочной деятельности («Родословное древо», «Фотовзгляд в прошлое»).

В «Крестьянской избе» разворачиваются выставки Республиканского музейного центра, которые состоят из творческих работ победителей различных конкурсов.

Научно-методическая деятельность

В 2002 году Муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 108 «Снежинка» присвоен статус лаборатории музейной дошкольной педагогики.

Цель лаборатории: изучение и обобщение лучшего опыта музеев, выявление новых тенденций в культурно-образовательной деятельности музеев. Результатом данной деятельности стала программа курсов повышения квалификации педагогов, представленная на республиканский конкурс программ повышения квалификации. Программа заняла II место в Карелии и была предложена к реализации.

Совместно с Республиканским детским музейным центром детский сад проводит семинары и конференции по музейной педагогике. Для музейно-педагогической общественности Карелии. В рамках научно-методической учёбы проводятся открытые занятия по музейно-образовательным программам.

Научно-исследовательская деятельность

Коллектив детского сада состоит из 48 педагогов. Каждый педагог ведёт свою тему научно-исследовательской работы. Многие из них связаны с музейной деятельностью и народной традиционной культурой.

Шилова Елена Александровна, заведующая МДОУ № 108 «Снежинка».

Работает по проблеме «Менеджмент. Маркетинг в музейно — образовательной деятельности детского сада».

Кислякова Ирина Тимофеевна, заместитель заведующей по ВМР.

Курирует музейно-образовательную деятельность детского сада.

Работает над проблемой «Музейная педагогика в детском саду: научно-методическое обеспечение. Разработка музейно-образовательных программ».

Суханова Наталья Павловна, физкультурный работник. Занимается исследованиями на тему «Народные подвижные игры».

Подобрала картотеку игр. На занятиях по ритмике ставит народные танцы «Калинка», «Валенки», «Кадриль» и другие.

Лущенко Валентина Васильевна, воспитатель.

Занимается исследованиями на тему «Организация предварительной работы и закрепления материала по музейно-образовательной программе „Дом“.

Гаврилина Татьяна Александровна и Мелехина Оксана Геннадьевна, музыкальные руководители. Активно работают по теме «Влияние фольклора на эстетическое воспитание дошкольников».

Афанасьева Людмила Александровна, психолог.
Провела психологическое исследование по музейно-образовательным программам «Дом» и «Введение в предметный мир».

Авторы:

Людмила Васильевна Шилова, заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный работник Республики Карелия.

Шилова Елена Александровна, заведующая Муниципальным дошкольным учреждением № 108 «Снежинка».
Леонтьева Светлана Геннадьевна, музейный педагог — организатор музейной деятельности на базе Муниципального дошкольного учреждения № 108 «Снежинка»

Приглашаем к сотрудничеству

Муниципальное дошкольное учреждение № 108 «Снежинка»
Адрес: г. Петрозаводск, ул. Сыктывкарская, д. 19.
Контактные телефоны: 75-02-30, 75-02-00.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф