Кижские звоны @kizhi
Красиво звучат колокола в Кижах! Далеко раздается по воде их звон, оглашая соседние окрестности! Звонить в колокола было любимым занятием на Руси. Широко известен обычай пускать в Пасхальную неделю на колокольню всех желающих. Звон в эти праздничные дни продолжался обычно весь день. Это был самый демократичный вид искусства.
Мастерство звонарей также передавалось в рамках народных традиций: изустным способом — от учителя к ученику, в непосредственном их индивидуальном общении. Наиболее удобным временем для выявления способностей к звону была Пасхальная неделя. В качестве одного из средств передачи ритмов звонарями использовались так называемые «звонарские приговорки», например: «Девки мимо, бабы к нам, девки мимо, бабы к нам!» или в Архангельске большой колокол гудел: «Почем треска?», а маленькие отвечали: «По две копейки с половиной».
В деревнях кижской округи перед большими церковными праздниками колокольный звон начинался обычно в соседней деревне Обельщине. Приоритет этой деревни объяснялся тем, что здесь была построена часовня, в которой отправляла свои богослужения инокиня Марфа Романова — мать будущего Российского царя Михаила Романова, сосланная в Заонежье. Затем к голосу часовни в Обельщине присоединялся звон колоколов Никольской церкви в Сенной Губе. В этот перезвон вступали колокола кижской колокольни, а за ними — колокола церкви в деревне Леликово. В народе бытовали воспоминания о припевках, связанных с местным колокольным звоном. Так, например, жителям Обельщины в звоне своего колокола в дни праздничных перезвонов слышалось:
«Блины, колобы, калитки. Блины, колобы, калитки».
Колоколам Обельщины отвечал огромный колокол в Кижах, слышный по всей округе:
«Будем, будем с толстым пузом, Будем, будем с толстым пузом!»
Известно, что кижане охотно ездили по праздникам в соседние деревни и любили обильные застолья («поесть от пуза»). Следом за кижскими звонарями в общий перезвон вступал колокол леликовской церкви с припевкой: «Хоть бы были, хоть бы нет. Хоть бы были, хоть бы нет»: леликовцев было принято считать не слишком гостеприимными.
Мелодии в прибаутках соединялись в своеобразную «колокольную поэму» кижских деревень (из записей заонежанина, поэта и писателя И.А.Костина).
По всей видимости, это звучало очень красочно, тем более что в Кижах отличным звонарем-виртуозом почитали Воронцова Николая Акатьевича. Особенно ему удавался праздничный или, как называли его местные прихожане, «воронцовский звон». Он стремился показать в этом звоне все богатство звучания колоколов, создавая мелодико-ритмический рисунок, воспроизводящий плясовые наигрыши. Местные жители говорили: «как заслышишь воронцовский звон, так и хочется плясать» (из воспоминаний местных заонежан, записанных О.Б.Лавровым).
Помнят кижане и других «знатных» звонарей.
Словно продолжая их традиции, современные кижские звонари — Игорь Архипов, возродивший звоны в Кижах в 1989 году одним из первых на территории СССР, Игорь Хуттер, влюбленный в стихию колокольного звона, — стали первыми в России звонарями, получившими в 2000 году в Москве международное признание. На открытом Международном конкурсе творческих коллективов, солистов-инструменталистов и композиции, посвященном 1000-летию принятия христианства на Руси, они получили два первых места, став лауреатами конкурса в одной номинации «за композицию и аранжировку» (Игорь Архипов) и «за сохранение и развитие колокольных звонов» (Игорь Хуттер). В конкурсе приняли участие более 100 композиторов и творческих коллективов. Третий кижский звонарь — Алексей Нестеров — старается приобщиться и освоить это многосложное искусство и ему есть у кого учиться.
Жизнь породила всевозможные легенды о судьбе прежних, «родных», кижских колоколов, свергнутых с колокольни: местные жители упоминают разные годы и обстоятельства их исчезновения. Самый большой колокол «с густым, басовым ревом в 200 пудов, с содержанием в нем 20 пудов серебра в 1927 году еще спокойно висел на своем месте. Колокол был пожертвован перечисленными на ободе колоколами лицами» (из воспоминаний Г.Б.Ильина, посетившего остров «Кижи» в 1927 и 1969 годы).
На кижской звоннице обычно висело от пяти до семи колоколов.
Согласно данным 1813 года один из колоколов кижской звонницы был подарен петербургским купцом Родионом Никулиным «со товарищи». На самом большом колоколе была надпись: «1812 г. 1 июня дня литъ сей колокол въ городъ Белозерскъ въ Петрозаводский уездъ въ 12 лето царствования Благочестивейшего Великого Государя Императора Александра I въ бытность священников Петра Нефедьева и Семиона Стиранова, диакона Архипа Иванова, старанием прихожан Гаврила Жарникова и Иакова Дегтярева, стараниями приходских людей и доброхотными дарителями Белозерскими посадскими Иваном и Михаилом Михайловичами Грешниковыми весу въ немъ 54 пуда 9 фунтов». На колоколе были изображены иконы: «Покров Божьей Матери», «Успение Божьей Матери» и «Чудотворный Николай».
Согласно данным «Известий Императорской археологической комиссии» за 1915 год, один из кижских колоколов имел «заморское», голландское происхождение, изготовленный фирмой Франца Гемони и датировался 1659 годом. Как известно, Голландия в те времена славилась лучшими колоколами в Европе.
Известно также, что на одном из колоколов было изображение «...четырех серафимов на разукрашенном фоне». Этот колокол весил 10 пудов 30 фунтов.
Вечевой колокол на кижской звоннице весил по некоторым сведениям 102 пуда 35 фунтов, а по другим — 125 пудов 38 фунтов (2015 кг).
Колокол весом в 102 пуда 35 фунтов ценою в 1800 рублей пожертвовал в Кижскую Преображенскую церковь крестьянин Петрозаводского уезда Кижского прихода Мирон Егорович Симеонов, «очень богатый, но слепой житель из деревни Шлямино. Жил он постоянно в Петербурге, а на лето приезжал в Кижи. М.Е. Симеонов сделал наказ кижанам — во время его похорон звонить в большой колокол. Умер он в Петербурге, а хоронить привезли в Кижи. Начиная от деревни Леликово и, пока шло захоронение, сторож звонил в большой колокол. Похоронен М.Е.Симеонов направо при входе на кладбище Кижского погоста. На могиле были сделаны красивый склеп, ограда, поставлен крест, а на кресте висел венок овальной формы, где была горящая лампада, заправленная «деревянным» маслом. Лампада горела круглые сутки. За ней следили церковные сторожа.
В договоре на изготовление этого колокола с Ярославскими заводчиками Оловянишниковыми значилось, в частности, что на колоколе сделают рельефные изображения святых икон и надписи в соответствии с пожеланиями заказчика, а именно: «Преображение Господне», «Покров Божьей Матери», «Николай Чудотворец», «Мученик Мирон 17 августа», «св. Юлиания 21 декабря» и надпись: «Возвести миру великую радость, да возвестят небеса славу Господню во время Государя Николая II, по инициативе Мирона Егоровича Симеонова для кижской церкви Преображения Спаса».
Известно, что Ярославский колокололитейный завод Оловянишниковых был основан в 1736 году и являлся старейшим предприятием в России.
По воспоминаниям местных жителей, «...подъем на колокольню большого колокола проходил торжественно, было много народу. Много было развешено разноцветного ситца. Это были подарки от кижских крестьян... Во время подъема колокола колокольня от тяжести качалась... Большой колокол был поднят на колокольню Федором Моисеевичем Стафеевым из деревни Боярщина, а жил он постоянно на хуторе Березовая Сельга. Спустил колокол с кижской колокольни в 1928 году тоже Федор Моисеевич Стафеев...» (из воспоминаний М.М. Князевой-Серовой).
По другой версии, колокола спустили в 1941 году. Спускал большой колокол Николай Биканин из деревни Волкостров, «...чтобы они финнам не достались, и увезли на большом судне неизвестно куда. Спускали колокола на досках: сначала колокол опустили на доски, перекинутые на опоры звонницы, а затем, подвинув на край, сбросили на землю. Как колокол спустили, так земля затряслась. Большой колокол до половины в землю ушел. Позже дети в этой глубокой яме прятались, когда в прятки играли...» (из воспоминаний жительницы деревни Ямка Евдокии Костиной).
В настоящее время на колокольне Кижского погоста установлен пульт для звонаря. В подвеске на пульте — 12 колоколов (из них 9 старинных и 3 современных, вновь отлитых).
На звоннице часовни Архангела Михаила в активном использовании — 8 старинных (фондовых) колоколов.
В 1996 году на предприятии «Пятков и К» в городе Каменск-Уральский был изготовлен мемориальный колокол в память известного исполнителя былин Т.Г.Рябинина и торжественно вручен на фестивале колокольного искусства в музее-заповеднике «Кижи».
В 1999 году, в память ознаменования 10-летия возрождения на острове Кижи колокольных звонов, на колокольню Кижского архитектурного ансамбля был поднят колокол весом в 432 кг, который был отлит на предприятии «Вера» В.Н. Анисимова (г. Воронеж). Это был самый тяжелый в Карелии колокол из вновь отлитых.
Новые, современные, колокола красивы, хороши в звоне, но не хочется утратить давнюю надежду на возвращение в Кижи прежних, «родных» колоколов. Возможно, что они сохранились и ждут своего возвращения на высокую кижскую звонницу?!