Первые уроки традиционного судостроения @kizhi
Глядя на красавицу кижанку, играючи покачивающуюся на волнах, не верится, что она снова жива. А ведь чуть меньше года назад мало кто верил, что она сможет обрести вторую жизнь.
Пусть теперь ее качает Крепкий ветер штормовой, Пусть Онего повенчает Лодку новую с волной! А.И. Авдышев
В тот день мы с Александром Трегубовым работали на доме Пертякова в деревне Ямка. Нужно было увеличить разделку, расстояние от печной трубы до элементов кровли. Стояла хорошая погода, чудный сентябрьский день. В такой день не перестаешь удивляться красоте осенних красок. Куда ни глянь: в сторону озера или деревни — всюду изумительный дар природы, пейзажи которыми не налюбоваться. Забравшись на самый верх, мы обратили внимание на деревянную лодку-кижанку, лежавшую на берегу у дома Пертякова. Сверху лодка казалась очень старой, но довольно крепкой. Она органично вписалась в осенний ландшафт острова Кижи.
Через несколько дней мы отправились на осмотр нашей находки. Лодка была в ужасном состоянии. Верхние доски бортов (набой) с усилительным поясом (огибнем и порубнем) были разрушены гнилью, сгнил киль. От кормового штевня (кокоры) осталась только верхняя часть. По всей длине нижнего набоя образовались сквозные трещины шириной до полутора сантиметров. Стало понятно, что лодка пропала. В таком состоянии на ней нельзя выйти в озеро. Однако Александр Трегубов рассмотрел в ней жизнеспособность и предложил восстановить лодку. Мы стали обдумывать дальнейший план действий. В первую очередь необходимо было найти владельца лодки. За помощью мы обратились к Юрию Михайловичу Наумову, старшему научному сотруднику отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи». Он рассказал, что хозяина у лодки нет, и если мы готовы взяться за ее восстановление, то сделать это необходимо как можно скорее, пока она совсем не пропала. Решено! Лодку нужно доставить в наш Профилактический центр.
Лодку погрузили в тракторную телегу и доставили в Профцентр. Она без труда вместилась в просторное, светлое здание. Началась долгая, кропотливая работа. Для начала мы очистили ее от грязи, остатков старой смолы, удалили сгнившие конструкции: полупалубки, верхний набой, нашести, мосточки. Вторым этапом восстановления стал подбор материала.
Еловый корень для изготовления кокоры и доски были привезены с острова Большой Клеменецкий из деревни Сенная Губа. С материалами нам помог мастер-лодочник Владимир Константинович Охотников и дал несколько советов по обработке кокоры.
Самым сложным было причертить новую кокору к старой килевой доске — матице и набою. На это ушло много времени. Корма сильно сгнила, нам пришлось удалить сгнившие концы досок, от этого лодка стала чуть короче, корма немного ниже. Когда кокора была установлена, начались работы по изготовлению досок для верхнего набоя. Несколько советов дал житель острова Волкострова, сын известного судостроителя Вениамина Николаевича Буркова, сотрудник музея-заповедника «Кижи», Александр Вениаминович Бурков; он рассказал, как нужно сшивать набой. Новые доски тщательно причертили и сшили коваными гвоздями, используемыми для подковки лошадей, предварительно изготовив широкую шляпку. Лодка начала приобретать окончательный вид. Далее были изготовлены и установлены усилительный пояс из порубня и огибня, полупалубки, клюхи (уключины), упоры для крепления паруса веревками, нашести (скамейки), мосточки, весла. Лодка была хорошо проконопачена паклей и обработана смесью битума и смолы. Смола пропитала древесину, защитив ее от намокания, а битум закрыл сквозные щели. Верхний набой покрасили краской.
Первого августа лодка была спущена на воду под именем «Заонежаночка». Мы смогли восстановить лодку, и это казалось чудом. Наши старания были отмечены членами жюри конкурса мастеров-лодочников «Народная лодка». «Заонежаночка» набрала самое большое количество баллов и получила приз за возрождение и сохранение традиционного судостроения. А четвертого августа она прошла проверку на мореходность. По итогам Кижской регаты мы пришли шестыми в общем зачете и четвертыми в своей номинации «Лодки-кижанки с двумя парами весел». Дистанцию гонки прошли за 22 минуты 5 секунд.
Работа по восстановлению лодки-кижанки позволила нам подробно изучить ее конструкцию, какой материал и какого качества применяется для строительства лодок, освоить приемы обработки материалов, сборку деталей.
Мы открыли для себя это старинное ремесло — судостроение. Получили новые знания, навыки и целое море положительных эмоций.
Надеемся, что наша «Заонежаночка» прослужит нам долгие годы, еще не раз примет участие в Кижской регате и завоюет высокие награды.