Кижская регата в лицах @kizhi
Все мы с восхищением и спортивным азартом следим за гонками, болеем за участников, переживаем за них и вместе с ними. Но знаем ли мы гребцов в лицо?
«Регата в лицах» — знакомые и незнакомые герои рассказывают о своих лодках, экипажах и секретах успеха.
Артем Караваев
«Мы тренируемся вместе по специально продуманному плану начиная с мая. Немаловажную роль играет чувство, которое приходит с опытом. Мы с Борисом выросли на острове Кижи, хорошо знаем Кижские шхеры и непростой нрав Онежского озера. Грести умеем лет с пяти и уже хорошо интуитивно чувствуем, как правильно поставить лодку по ветру: как сделать так, чтобы в любую погоду она шла быстро и прямо. На мой взгляд, секрет успеха — в слаженной команде и большой воле к победе! А также большая ответственность перед теми, кто за нас болеет: побеждаем не в первый раз — нужно держать марку».
Борис Москин
«Название нашей лодки-кижанки — «Рояль» — многозначное слово. У каждого человека свои ассоциации. А первоначально от английского «royal» — «королевский».
Кижанка — самая «живая» лодка из всех. В зависимости от намокания она расширяется, сужается; она гибкая и хорошо держит волну. К тому же она отвечает устремлениям музея-заповедника «Кижи» сохранять наши традиции, в данном случае традиции судостроения. Кижанка — пример лодки, которая продолжает побеждать пластиковые и другие гребные лодки. Огромное спасибо хотелось бы сказать мастеру, сделавшему лодку, на которой мы уже не первый год побеждаем — Сергею Васильевичу Давыдову. Он делает замечательные лодки, которые по праву уже можно называть «кижанками-давыдовками».
Наша задача была не только поучаствовать в регате, но и показать традиционную деревянную лодку-кижанку в действии. Лодку этого края до сих пор продолжают строить, правда, конечно, с некоторыми изменениями. Кижанка до сих пор сохраняет свои ходовые качества; ее можно строить и под мотор, и под парус.
Я надеюсь, что традиция строительства деревянных лодок будет продолжаться в том числе и благодаря Кижской регате . Кижанка — это такая лодка, отправляясь в которой на рыбалку, например, никогда не утонешь, в отличие от железного катера, даже если она перевернется. Кроме того, деревянная лодка не гремит — она более живая, на ней удобнее рыбачить, в ней вообще приятно плыть, она — своя.
Если говорить о секрете успеха, то половина его — хорошая лодка, вторая половина — тренировки и личные качества гребцов. В данном случае роль играют не силовые показатели, а выносливость».
Тарас Тюпко
«Я не впервые участвую в Кижской регате. Настроение, как всегда, бодрое. В этом году вышел на старт на новой лодке, спущенной на воду 2 августа и на буксире доставленной на остров Кижи.
Построили эту лодку члены клуба «Люди моря» в мастерской на факультете технологии и предпринимательства Карельской педагогической академии. И сотрудники, и студенты факультета, и просто заинтересованные люди трудились над ней. Это первая копия лодки, находящейся в музее «Домик Петра I» в Санкт-Петербурге, построенной по преданию самим Петром I — верейка называется.
Нашу лодку мы назвали «Капитанов» — у нашего товарища 2 августа был день рождения, в его честь и дали имя лодке.
Мы серьезно готовились к Кижской регате и с удовольствием прошли эту дистанцию. Даже немного грустно, что уже финиш, что все так быстро закончилось. И на будущий год, когда стартует юбилейная XV регата, «Люди моря» не останутся в стороне от этого события».
Илона Сюгияйнен
«Мы много лет уже участвуем в Кижской регате и все ждем, когда же появятся еще женские команды и составят нам конкуренцию. Но желающих пока нет, а было бы очень интересно посоревноваться.
Хотя грести наравне с мужчинами — тоже неплохо и даже престижно! Ниже третьего места мы еще ни разу не опускались и в будущем не собираемся сдавать завоеванные позиции!
В этом году вышли на дистанцию на современной прогулочной лодке, в прошлом и позапрошлом годах участвовали в гонке на кижанках».
Мария Черноусова
«В прошлом году вообще всех победили — даже пожарных и полицейских! В этом году мы в паре, а так обычно нас трое или четверо. А так мы одна команда! В чем секрет и залог нашего успеха? Не тренироваться! Мы не гребли ни разу в этом году, но поскольку живем тут с рождения — озеро знаем, лодки тоже, можем себе это позволить! Другие тренируются все вечера: плавают, гребут, бегают, а мы нет — силы бережем! Главное в гонке — хорошее настроение!»
Андрей Ковальчук
«Команда Плотницкого центра стартовала на байдаре, подаренной музею участниками Кижской регаты—2011 — нашими гостями с далекой Чукотки.
Готовясь к участию в нынешней гонке, мы установили на байдару новый руль взамен поломанного в пылу борьбы на прошлогодней регате. Весла оставили прежние, сделанные в Плотницком центре музея в прошлом году. И хотя мы выступали вне конкурса, готовились серьезно.
Байдара легко идет по воде на трех парах весел. Рекорд команды чукотских охотников на моржей мы, конечно, не побили, но выступили успешно — пришли к финишу первыми среди всех команд с результатом 18 мин. 55 сек.».
Лео Раутио
«Грести-то мы еще как умеем, только силы уже не те! Годы берут свое.
Вообще для нас очень престижно участвовать в Кижской регате — такой уровень! Всю жизнь мечтал побывать в Кижах, и наконец-то получилось. Я очень доволен. Мы живем на острове уже третий день, и каждый день нашу лодку не пропускают мимо — хвалят. Кижи — особое место, здесь даже дышится по-другому. И природа, хоть и похожа на финскую, но какая-то другая — особенная».
Тайто Малинен
«Лодка Калевальского района —я узнал о ней от стариков: они хранят секреты изготовления такой формы лодки. Нигде не делают такую форму — только в Калевальском районе. Я сам ее сделал. За 20 лет, что я на пенсии, я более 200 лодок смастерил. Каждый год делаю по 5-10 лодок, но только в зимнее время. Летом другие заботы — некогда. Вообще, русские очень любят называть эту лодку «карелочкой» — уж не знаю, почему.
На победу не надеемся — главное для нас участие. Мы самые старые: мне 76, Лео помоложе — ему 70, прежней силенки-то уже нету! На двоих нам за 140, так что на первое место рассчитывать не могли. Все остальные участники молодые — навряд ли тягаться с ними могли. А вообще главное, что не были последними — после нас еще пара лодок шла».
Александр Шутихин
«Я впервые участвую в гонках. Занимаюсь реконструкцией лодок аборигенов Севера: берестяных и кожаных. За все время сделал десять берестяных лодок, одна из которых нанайская лодка с Амура «эматти», и одну кожаную пятиметровую чукотскую байдару — немного меньше по размеру, чем в оригинале. На Кижской регате я представил лодку, которая не имеет характерных особенностей, национальной принадлежности. У нее оригинальные нос и корма, а по конструкции она точно такая, как делают аборигены Сибири и североамериканские индейцы. У лодки свой нос и корма – можно назвать ее авторской, но сделана по древней технологии. Здесь нет ни одного современного материала — все природные! Береста прошита льняными нитями и замазана еловой смолой в смеси с жиром. Борта, сделанные из елки, прошиты сосновым корнем, весло из осины, шпангованные стрингера из расщепленной сосны, а поперечные распорки на лодке из березы. Целый набор нашей таежной зоны. Вообще лодка очень легкая — весит всего 15 килограммов!
Раньше у каждого народа была своя лодка со своими особенностями. Сейчас их осталось очень мало. Я желаю, чтобы музей «Кижи» проводил регату еще и еще, помогая развитию древнего ремесла судостроения насколько это возможно!»
Сергей Куликов
«Лодку-долбленку тихо сам с собою делал — в полном одиночестве. Таких лодок в Карелии сейчас уже не делают, а в Архангельской области, на Вологодчине они еще сохранились. Раньше их делали повсеместно — лодка-долбленка очень часто была основным средством передвижения по воде: по небольшим рекам и озерам. А сейчас они уходят в прошлое, хотя совершенно не потеряли своих качеств и преимуществ. Лодка-долбленка сделана из цельного дерева — толщина борта миллиметров пятнадцать. Легкая и удобная, для рыбалки и охоты — лучше нее и нет! Движение на такой лодке — в радость. Такие лодки были на территории современной России всегда, первые археологические находки датируются 5 тысячами лет назад, то есть еще более 3 тысяч лет до нашей эры на таких лодках ходили наши далекие предки. Эту традицию надо восстанавливать!»
Варвара Куликова
«Участвуя в регате, я не волновалась. Вчера первый раз в лодку села, потренировались, подготовились. Жалко, что не удалось обойти берестянку, но она легче, да и ходовые качества у нее лучше!»
Команда клуба «ровесник»
«У нас в клубе «Ровесник» давно строят лодки, и мы принимаем в этом участие. В этом году в гонках участвовали наши три каноэ и одна лодка преподавателя клуба. Впечатления отличные, устали только. Вообще, мы все не первый раз соревнуемся на Кижской регате: кто-то — во второй раз, а кто-то и в пятый. И нам это очень нравится!»
Светлана Воробьева
«Фестиваль «Кижская регата» проводится вот уже в четырнадцатый раз. Основная его концептуальная мысль — необходимо сохранять традицию старинного деревянного судостроения. Именно поэтому гран-при вручается не первой пришедшей к финишу лодке, а первой кижанке. Традиционная деревянная лодка бытовала здесь, на острове Кижи. К сожалению, сейчас очень многие традиции забыты, но, живя на воде и пользуясь постоянно водным транспортом, очень важно сохранить память предков, память традиционной технологии, понять, почему именно эти лодки бытовали здесь. Кстати, Кижская регата показывает, что лодки-кижанки обходят, подчас, и современные лодки! Очень важно проводить этот праздник еще и потому, что он объединяет людей всех деревень. В этом году пришли жители из очень отдаленных деревень, находящихся в 15—20 км от острова. А это все-таки не ближний путь, тем более на лодке».