«Учебный год начинается с музея!» @kizhi
Именно такие слова звучали на Круглом столе, организованном в рамках Городской августовской педагогической конференции во Дворце творчества детей и юношества и посвященном деятельности школьных музеев города.
Во многих школах стало доброй традицией проводить День знаний на площадках музеев города или с участием своих школьных музеев. Участников конференции приветствовала директор музея Э.В.Аверьянова. Музей-заповедник «Кижи», Национальный музей РК, Музей изобразительных искусств РК, а также одиннадцать музеев образовательных учреждений города презентовали свои музейно-образовательные программы и проекты для детской аудитории.
Работу музейно-образовательного комплекса ДМЦ СОШ №2 представили сами учащиеся школы, а их выступление украсила самая юная участница выставки Светлана Ванаг, исполнившая несколько песен под аплодисменты участников конференции. Итогом выставки-презентации школьных музеев стал Круглый стол, где обсуждалась роль школьных музеев и были получены ответы на вопросы: «нужен ли сегодня музей школе?», «не превращается ли он в «склад» музейных предметов?».
Учебный год с музеем-заповедником «Кижи» начали и подростковые клубы города. Для педагогов Досугово-социального центра «Подросток» 5 сентября был проведен однодневный семинар, посвященный музейно-образовательной деятельности музея. Участники семинара познакомились с проектами и программами Детского музейного центра и музея на 2012/2013 учебный год и ресурсом Информационного музейно-образовательного комплекса, на базе которого был проведен семинар. К услугам посетителей ИМОК издания музея-заповедника «Кижи» и новинки в области музейной педагогики, научно-методические и справочные материалы ДМЦ, музейно-образовательные занятия и программы педагогов — участников республиканского конкурса «Наследие — детям», медиатека. Проведение научно-методических мероприятий для педагогов и специалистов учреждений культуры города и республики стало доброй традицией в работе ДМЦ: в прошлом учебном году семинары были организованы для методобъединений учителей географии и изобразительного искусства, педагогов детских художественных школ, специалистов библиотек и музеев РК. Участники высказались о необходимости более тесного и системного сотрудничества с музеем, а руководители детских художественных школ предложили создание на своей базе экспериментальных площадок по музейной педагогике и предпрофильному образованию детей, а также совместную разработку музейно-образовательных программ для детей. От Национальной библиотеки поступило предложение сотрудничества в подготовке научно-методических пособий по использованию историко-культурного и природного наследия в учебно-воспитательном процессе. Педагоги центра «Подросток» высказали заинтересованность в организации передвижных выставок на своих площадках и выразили уверенность в активизации участия подростково-молодежных клубов города в программах и проектах Детского музейного центра и музея, подчеркнув, что «организация познавательного досуга и отдыха молодежи на основе активного использования историко-культурного и природного наследия Республики Карелия имеет огромное значение для подрастающего поколения».
Вопросам вовлечения подрастающего поколения в народную культуру были посвящены и встречи руководителей и сотрудников Детского музейного центра с директорами и организаторами музейной деятельности Державинского лицея, образовательных школ №2 и №43, на базе которых на протяжении многих лет успешно работают музейно-образовательные комплексы. Наступивший учебный год для нас особенный – начинается подготовка таких крупных проектов, как XX Детский музейный праздник «Кижи — мастерская детства», двадцатый сезон Летней музейно-этнографической школы на острове Кижи, которые начнут цикл юбилейных мероприятий, посвященных 20-летию Детского музейного центра музея-заповедника «Кижи».
Для педагогов школ города, воспитателей, руководителей школьных и ведомственных музеев продолжит работу Постоянно действующий семинар по музейной педагогике, организованный совместно с Национальным музеем Республики Карелия. Его тема — «Историко-культурная среда исторического города в музейно-образовательной деятельности». Тема историко-культурной среды исторических городов и поселений, сочетающих в себе материальное и духовное наследие и различные проявления повседневного бытия человека в социуме, актуальна для всех, кто занимается образованием детей на базе историко-культурного наследия г. Петрозаводска, Республики Карелия. В прошлом учебном году участники семинара познакомились с опытом работы музея-заповедника «Кижи», Национального музея РК, Олонецкого национального музея карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина, Детского музея Дворца творчества детей и юношества. В этом году свою деятельность по интерпретации историко-культурного наследия представят также Музей изобразительных искусств Республики Карелия, этнокультурные центры, Державинский лицей. Такое объединение интеллектуальных, коллекционных, научно-методических ресурсов даст возможность решить такие задачи, как совершенствование традиционных методик, поиск и развитие современных идей, подходов в музейно-образовательной деятельности.
Детский музейный центр поздравляет педагогов и обучающихся с новым учебным годом и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество.