Детскому музейному центру музея-заповедника «Кижи» — 20 лет Vkontakte@kizhi

Логотип

В 2014 году Детскому музейному центру музея-заповедника «Кижи» исполняется 20 лет. Именно тогда наш музей взял курс на активное использование историко-культурного наследия Карелии в образовании и воспитании подрастающего поколения и разработку инновационных, интерактивных форм и методов работы с детьми по популяризации предметного мира традиционной культуры. Траектория движения по дорогам музейной педагогики была определена Людмилой Васильевной Шиловой — опытным музейщиком, автором и научным руководителем серии музейно-образовательных проектов и программ, создателем республиканской социокультурной музейно-образовательной системы «Образование культурой». Сегодня мы открываем специальную рубрику, в которой хотим окинуть взглядом основные вехи, проекты и результаты пройденного пути, оценить их и наметить планы на будущее. Путешествие по страницам истории развития Детского музейного центра открывают музейно-образовательные комплексы ДМЦ.

Они были первыми

Музейно-образовательные комплексы (МОКи) являются частью структуры Детского музейного центра музея «Кижи». Своеобразные «островки» культуры при активной поддержке Управления образования Администрации г. Петрозаводска появились в микрорайонах города: на Зареке — в Державинском лицее (1994 г.), на Древлянке — в СОШ № 43 (1996 г.) и в МДОУ «Детский сад № 108 „Снежинка“ (1994 г.), на Кукковке — в СОШ № 2 (2001 г.). Автором концепций создания комплексов является Л. В. Шилова, научный руководитель ДМЦ с 1994 по 2011 год, заслуженный работник культуры РФ и РК.

Каждый МОК — это мини-музей в школе, особая предметно-образная среда, включающая учебное, выставочное, игровое пространства. Сегодня каждый комплекс имеет свой художественный образ, свое «лицо», свою программу деятельности.

В музейно-образовательное пространство Державинского лицея входит художественная галерея «Карельская палитра», в перспективе — оформление «Предметной лаборатории» для проведения музейных занятий. Особым направлением деятельности комплекса является тема городоведения и предметного мира городской культуры. Музейно-образовательное пространство «Крестьянская изба» в детском саду № 108 позволяет погрузить ребенка в атмосферу традиционной народной культуры. В СОШ № 43 находится МОК «Родник» — музейный зал, оформленный с использованием специального выставочного оборудования. В СОШ № 2 первоначально в структуру комплекса входил Музей Дедов и «этнографический музей». В последние годы активно используются школьные рекреации и кабинеты.

Выставочная деятельность — одно из приоритетных направлений работы комплексов. Ведь в каждом МОКе — своя коллекция подлинных предметов и творческих работ детей, которая позволяет создавать передвижные выставки. Только за последние 5 лет было организовано 105 выставок, которые посетило более 52 тысяч человек. Привлечение детей к созданию выставок — задачи сегодняшнего дня.

Музейно-образовательная деятельность органично вплетена в канву учебно-воспитательного процесса. В комплексах реализуется пять музейно-образовательных программ. Программа «Дом» в 1997 году заняла I место на Всероссийском конкурсе авторских программ Министерства общего профессионального образования РФ.

МОКи — в авангарде всех социокультурных проектов и программ ДМЦ музея. В течение 20 лет 38 групп из Державинского лицея реализовывали проекты в ЛШ на о. Кижи. Семья Леошко (СОШ № 2) неоднократно являлась победителем семейной игры «Музейный марафон». С 2007 года в д. с. № 108 реализованы 4 проекта: «Самовар», «Ложка», «Утюг», «Путешествие в прошлое головных уборов». Учащиеся СОШ № 43 — победители городских и республиканских научно-практических конференций школьников «Шаг в будущее», организатор музейной деятельности школы С. Теплова — победитель республиканского конкурса «Учитель года — 2010» в номинации «Воспитать человека».

Это только капля, в которой отражается огромная работа музейных педагогов — В. Романовой, заслуженного учителя РФ (СОШ № 2), Т. Галкиной (Державинский лицей), Т. Федоровой (СОШ № 43), С. Леонтьевой (д. с. № 108).

Динамичная работа комплексов была бы невозможна без поддержки администрации и педагогических коллективов школ и научного руководства ДМЦ музея «Кижи». В настоящее время с целью обеспечения устойчивого развития МОКов в условиях модернизации системы образования разработана Программа, определившая основные задачи на ближайшие три года.

Наталья АРХИПОВА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф