Кижские реставраторы сохраняют подлинность памятника ЮНЕСКО @kizhi
С 2009 года активно ведутся реставрационные работы на главной жемчужине музея-заповедника «Кижи» — церкви Преображения Господня. На глазах у всего мира 22-главая красавица ювелирно перебирается одними из лучших мастеров Русского Севера.
Весной начнется очередной сезон реставрационных работ на Кижском погосте, но в течение зимы реставрация не останавливалась — велась в цехах производственного комплекса музея-заповедника «Кижи». В марте 2013 года Плотницким центром музея и ООО АРЦ «Заонежье» во главе со службой реставрации Кижского погоста закончены работы по реставрации первой части VI технологического пояса Преображенской церкви.
На сегодняшний момент сруб VI пояса Преображенской церкви собран и находится в процессе обжатия с моделированием нагрузки в срубе Преображенской церкви в сборочном цехе реставрационного комплекса на о. Кижи. Сотрудниками ООО «ПКФ „Стройреконструкция“ (г. Санкт-Петербург) были выполнены разработки дополнительных реставрационных предложений по реставрации сруба Преображенской церкви на основе практического определения модуля упругости и модуля деформации срубовых панельных стен в процессе их обжатия. Работы были выполнены с помощью силовых жимов на основе гидравлических домкратов и механических тезометров.
В апреле 2013 года на острове Кижи ожидается визит экспертной комиссии ЮНЕСКО с очередной проверкой хода реставрационных работ на памятнике.
В преддверии этого события пресс-службой музея на остров был организован пресс-тур: журналистов карельских СМИ встретили начальник Плотницкого центра музея-заповедника «Кижи» Андрей Ковальчук и директор АРЦ «Заонежье» Виталий Скопин. Представители СМИ вначале побывали на реставрационной площадке Кижского погоста, где посмотрели уже отреставрированный VII пояс и новый фундамент.
Внутри Преображенской церкви, которая сейчас законсервирована на зиму, поднялись на V ярус благодаря тому, что в церковь введен металлокаркас. Это инженерное укрепление церкви очень критиковали в 80-е годы. Но сегодня нужно сказать о том, что если бы этот каркас тогда не был поставлен, церковь не дожила бы до реставрации — была огромная вероятность обрушения памятника. Сейчас реставраторы смотрят на каркас с большим уважением.
Виталий Скопин рассказал, что на всех исторических постройках, которые давно не перебирали и у которых не было хорошего фундамента, нижняя часть сруба всегда наиболее сильно повреждена. Очевидно, что соприкосновение с землей, травой, повышенная влажность способствует гниению, так что это традиционно и привычно видеть, когда в нижнем ярусе производится большой процент замены.
Он отметил, что подход к замене бревен в случае с Преображенской церковью был беспрецедентным: по каждому бревну собиралась целая комиссия — такой работы архитекторов и реставраторов до сегодняшнего дня еще не было. И категорически неправильно говорить о том, что можно было бы сохранить больший процент древесины. Специалисты бились за каждое бревно! И сегодня крайне важно, что подлинник сохраняется.
Именно поэтому новый материал заготавливался в Муезерском, Пряжинском и Пудожском районах Республики Карелия — там он высочайшего качества. Если посмотреть на торцы сосновых бревен, то видно, что бревна колоссальной плотности и количество смолы в этом лесе немыслимое. Лес такого качества, что он не требует антисептирования! Эти бревна простоят не одно столетие.
Отвечая на вопрос о процентном соотношении новых и старых бревен Преображенской церкви — сколько родных элементов будет сохранено, Андрей Ковальчук отметил, что наибольший процент новых элементов по объему был в наиболее деформированном VII, нижнем поясе: 45% новых элементов, 55% — исторических. Чем выше — тем ситуация лучше. На сегодняшний день завершаются реставрационные работы VI пояса церкви, здесь цифры совсем другие: менее 25% новых элементов. Почему в VII поясе так много новых элементов? Причин тут несколько. Главная причина — за 300 лет были утрачены нижние два венца: церковь исторически была выше, но под собственной тяжестью с годами осела. Сегодня те самые венцы дорублены и восстановлены, что и дает довольно большой процент новых элементов. Вторая причина заключается в том, что в период реставрации XIX в. новые бревна вставлялись в уже деформированный сруб, поэтому приходилось менять эти бревна в ходе реставрационных работ — они конструктивно не вставали на место. Третья причина — погодные и природные условия.
Реставрационные работы в музее ведутся бесперебойно — в любое время года. Поэтому после осмотра Преображенской церкви журналисты побывали в сердце реставрационных работ — Плотницком центре музея. Здесь работают лучшие специалисты, мастера своего дела — потомственные плотники. Журналисты своими глазами увидели процесс сложных реставрационных работ и уже собранный VI пояс церкви в сборочном цехе Плотницкого центра.
Виталий Скопин рассказал, что VI пояс самый сложный — он наиболее ослабленный. В начале ноября плотники собрали VI пояс без реставрационных работ, чтобы проанализировать деформации памятника. А они были совершенно чудовищны, смятия были колоссальные. Когда собирали венец за венцом, позволяя бревнам ложиться по памяти в срубе, так, как им «хочется», обнаружили, что стены «пляшут». Месяц реставраторы думали, что с этим делать. Главный архитектор проекта реставрации памятника, Владимир Рахманов, не вылезал со сруба: его собирали, разбирали, вытягивали, пытаясь понять: как же ликвидировать эти деформации. На сегодняшний день все основные деформации исправлены, бревна, которые подлежали замене, заменили. Но не все проблемы еще решены. Так, не решен вопрос с дверными и оконными проемами церкви. Дело в том, что уже в XIX в. памятник был очень сильно деформирован, и новые проемы пропиливались в деформированном, наклоненном состоянии. Когда памятник собрали и выпрямили стены, получились диагональные проемы вместо отвесных. По некоторым проемам решение принято, но наиболее сложные участки оставили до консультации с коллегами из международной миссии.
Кроме того, сейчас нужно выбрать и утвердить метод работ по укреплению срубовых соединений Преображенской церкви до того, как начнутся работы по сборке и возвращению на место бревен VI реставрационного пояса. Это будет решено в самое ближайшее время — в апреле приедет экспертная группа ЮНЕСКО/ИКОМОС. После этого VI пояс будет поставлен на место уже к концу лета этого года.
Точную дату окончания реставрационных работ церкви Преображения Господня специалисты не загадывают. Говорят только, что к 2018 году церковь будет как новенькая! А пока в цехах Плотницкого центра параллельно ведется еще одна ювелирная работа: собирается макет Преображенской церкви, который уже в мае этого года будет представлен на международной выставке «denkmal-2013» в г. Лейпциг (Германия).