Экскурсионный сезон 2013 года. Каким он будет? @kizhi
Ежегодно Федеральное агентство морского и речного транспорта при Министерстве транспорта Российской Федерации проводит совещание по согласованию графиков и расписаний движения пассажирских судов в навигацию 2013 года. На протяжении многих лет подобные совещания проводятся ежегодно в три этапа. В этом году последний этап проходил в городе Самара. На совещание собираются представители судоходных компаний, владельцы и арендаторы причалов, представители федеральных гидротехнических сооружений (каналов, шлюзов), представители туристического бизнеса, музеев.
В таких совещаниях обычно участвуют представители экскурсионного отдела музея-заповедника «Кижи», так как пассажирские суда подходят к причалу музея с экскурсионно-туристическими целями. Помимо того что на таких совещаниях согласовывается время прихода и отхода теплоходов от причала, можно узнать и многое о перспективах развития круизного флота, о трудностях и проблемах арендаторов и владельцев судов, о требованиях безопасности пассажирских перевозок. Учитывая все сведения, полученные в результате пленарных заседаний и кулуарных разговоров, можно сделать выводы не только о предстоящем навигационном сезоне, но и на более длительную перспективу.
Итак, что же ждет нас в навигационный сезон 2013 года? Первые корабли хотели бы привезти туристов уже 9 мая, а последний теплоход планируется 23 октября. Хотя на совещании был согласован 721 подход пассажирских судов к острову с экскурсионно-туристическими целями, некоторые судовладельцы не успевают к сезону оформить все необходимые документы, и их подходы под большим вопросом.
В прошлую навигацию было заявлено 769 заходов — из них 38 теплоходов не дошли из-за погодных условий (шторма, туманы) и ледовой обстановки, а 66 были сняты из графика из-за низких продаж туров. По всей видимости, не все суда дойдут до нас и в этот сезон, так как шторма на Онежском и Ладожском озерах и туманы на реках и каналах — явления, хотя и непредсказуемые, но естественные и регулярные. Кроме того, этой весной ожидается высокий уровень воды на Свири и существует опасность, что некоторые четырехпалубные суда в начале навигации могут не пройти под железнодорожными мостами из Санкт-Петербурга и в Санкт-Петербург с заходом на Кижи. Крупные туроператоры, организующие круизы, не повышают цены и надеются, что их корабли не будут ходить полупустыми.
Из года в год растет поток китайских туристов. По всей видимости, и в этом сезоне их будет больше.
Теперь, когда мы знаем заходы кораблей на каждый день, можно начать составлять график заезда экскурсоводов. Мы уже обратились к ним с просьбой сообщить о своих планах на лето. К сожалению, с каждым годом работа экскурсоводом на острове все меньше и меньше привлекает молодежь. Когда-то для большинства студентов, изучающих иностранные языки, на Кижах была единственная возможность получить хорошую языковую практику. Сейчас для них не проблема поехать в страну изучаемого языка по многочисленным бесплатным программам для молодежи. Другим стимулом работы на Кижах была возможность хорошо заработать. Сейчас предлагаемая зарплата не кажется им очень привлекательной. Такие деньги можно заработать в городе, в цивилизации, без особого напряжения — не надо ходить на курсы по вечерам, сдавать экзамены, потом доказывать методисту на прослушиваниях, что ты достоин носить гордое звание «экскурсовод музея „Кижи“.
Но, слава Богу, что есть у нас «старая гвардия», которая ради кижских закатов и рассветов, ради глаз посетителей, полных восторга от красоты наших памятников и рассказа экскурсовода, ради общения с коллегами и специалистами музея, беззаветно любящими это место, готова работать и в зной, и холод при «неподъемных» ценах на проезд до острова.
Судя по расписанию, мы сможем справиться с предстоящим потоком посетителей силами отдела. Но будет 12 дней, когда на причале «Кижи» будет стоять по 6–7 больших теплоходов и к ним еще, возможно, «Кометы» и «Метеоры», и тогда нам будет нужна помощь других отделов, и не только из числа тех сотрудников, кто будет на острове, но и всех, способных проводить экскурсии, а у нас в музее таких немало.
Возвращаясь к совещанию по согласованию графиков и расписаний пассажирского флота, хочется сказать, что, несмотря на напряженную работу, участники совещания имели возможность познакомиться с достопримечательностями Самары, посетить бункер Сталина, построенный во время Великой Отечественной войны.