Спецвыпуск «Образование культурой» №2. Всероссийская встреча. Избранное @kizhi
На конференции прозвучало всего докладов. Выступления сотрудников музея «Кижи», представлявших опыт музея в создании выставок, интерактивных программ, в представлении нематериального наследия вызвали большой интерес российских коллег.
Музей «Кижи» достойно представляли доклады Л. Шиловой «Выставочная деятельность Республиканского детского музейного центра. Специфика. Итоги и перспективы», О. Титовой «Виртуальные путешествия на сайте музея-заповедника „Кижи“, Л. Степановой «Интерактивные формы работы с посетителем на выставках музея-заповедника „Кижи“», С. Воробьёвой «Нематериальное наследие в музейной экспозиции. Из опыта музея-заповедника „Кижи“», Т. Павловой «Выставки для детско-юношеской аудитории из серии „Маленький остров планеты Земля“», Ж. Гвоздевой «Музейные реконструкции. Выставки по духовной культуре в музее-заповеднике „Кижи“», И. Набоковой „Фольклорный архив“ „Этнографический фильм в лекционно-выставочной деятельности музея“, М. Кочетыговой «Социокультурный выставочный проект „Кижи — мастерская детства“», С. Петряковой „Детское изобразительное творчество в музейном пространстве“.
К сожалению, нет возможности познакомить читателей даже с самыми интересными выступлениями. Сегодня мы предлагаем выдержки из выступлений российских участников.
Недетские проблемы детской выставки
В сочетании «детская выставка», где важны оба слова, акцент все же важно cделать на первом. Это значит, что обсуждать тему следует в контексте развития идеи детского музея как особого феномена культуры и образования. Детская выставка, независимого от того, где она создается и экспонируется, ориентирована на целевую аудиторию (дети разного возраста и семья), на решение образовательных задач (а не на показ коллекции) и на использование технологии интерактивности. Там, где нет этих составляющих, нет детской выставки. Образовательную направленность детской выставки уместнее всего определить через понятие креативность. Современная концепция образования с ее установкой на развитие творческой, самостоятельной, раскрепощенной личности с игровым мышлением определяет особую востребованность … интерактивного музейного пространства, организованного по принципу «я сам: действую, размышляю, принимаю решения». Формулируя критерии выставок для детей, наши немецкие коллеги из Объединения немецких детских музеев провозгласили: «Не иметь ничего общего со школьной дидактикой!»…
Приступая с этими напутствиями к созданию детской выставки, ее авторы должны быть одержимы стремлением:
- Побуждать детей к поиску, в том числе без вмешательства взрослых.
- Удивлять, будить и удовлетворять любопытство и фантазию детей.
- Содействовать общению детей друг с другом и со взрослыми.
- Инициировать творчество ребенка.
- Развивать тактильные ощущения и моторику.
- Вызвать улыбку и смех ребенка, а также
- Не забывать об опоре на музейный предмет.
Марина ЮХНЕВИЧ, ведущий научный сотрудник Российского института культурологи, канд. педагогических наук, г. Москва
Игра-путешествие «Я иду искать!» — опыт создания игровой образовательной среды
Хорошая выставка — это прежде всего специально созданная среда: смысловая, эстетическая, познавательная, образовательная, воспитательная, игровая, развивающая. Опытом создания такой среды, правда, в более крупном масштабе, чем экспозиция музея, и является игра-путешествие «Я иду искать!» — партнерский проект 20-ти музеев Санкт-Петербурга, придуманный специально для Фестиваля детских музейных программ и проходящий в рамках этого Фестиваля уже четвертый год. Для этого проекта музейные сотрудники в соавторстве с художниками каждый год создают интерактивные путеводители — «маршрутные листы» по экспозициям с рисунками, заданиями, доступными ребенку комментариями. Функция такого путеводителя — превращать ситуацию посещения музея в игровую. Тема путешествия может быть серьезной, но роль экскурсовода отдана воображаемому герою, в нашем случае фестивальному Льву. Во вполне обыденной ситуации прогулки по залам появляется дополнительное измерение — слой реальности «понарошку», в котором так уютно чувствуют себя дети. Кроме того, маршрутный лист компенсирует неприспособленность «взрослой» экспозиции к психологическим потребностям ребенка. Там, где ничего нельзя трогать, можно рисовать, раскрашивать, писать, искать, отгадывать. Определенно, маршрутный лист — это самое экономичное средство создания игровой ситуации. В самом музее может совсем ничего не измениться, но путеводитель меняет смысловую среду, в которую окунаются дети, путешествуя по «маршруту». Маршрутный лист стимулирует познавательную активность ребенка, побуждая его внимательно рассматривать экспонаты, читать этикетки и аннотации, обращать внимание на детали, которые сразу не бросаются в глаза, сравнивать, сопоставлять, спрашивать. А поскольку задания и вопросы задает не школьный учитель или музейный педагог, а Лев Понарошку, можно не бояться дать неправильный ответ, отвлечься на что-то незапланированное, замешкаться или сбиться с «маршрута». Это еще одно преимущество такого ненавязчивого педагогического сопровождения в музее — оно сохраняет за ребенком свободу, позволяет выбирать удобный для него ритм движения и скорость восприятия.
Дарья АГАПОВА, исполнительный директор Центра развития музейного дела, г. Санкт-Петербург
Эколого-образовательная выставка «С Маленьким принцем по Планете людей»: уроки, ошибки, комментарии.
На выставке в интерактивной форме можно познакомиться с серьезными экологическими проблемами, провести самостоятельные опыты в «химической лаборатории» (фото 1), увидеть «улов» рыбацких сетей, перелистать экологический календарь, заглянуть на страницы Красной книги Тверской области, узнать, что происходит с тем мусором, который мы бросаем на землю, посетить стоянку туристов-экологов и туристов-вандалов и понять, к какой категории относишься ты сам. Задания путеводителя помогают задуматься о месте Человека на планете Земля.
Город представлен на выставке витриной магазина, богатой красочными упаковками. А что внутри этих упаковок? Путеводитель предлагает: возьми в руки лупу и посмотри на состав современных продуктов, ведь в нашей продовольственной корзине всё больше пищи для размышлений. На простых чашковых весах с помощью «яиц от киндерсюрпризов», заполненных песком, посетители могут взвесить аргументы за и против в «Трудном выборе» между пластиковыми, стеклянными и бумажными упаковками…
Все опыты, тесты, экологические задачи, которые посетитель выполняет во время путешествия, должны помочь ему пройти последнее испытание. Подсчитав сумму всех набранных при выполнении задания очков, дети открывают кодовый замок (фото 2), где каждого ждет поздравление.
«Поздравляем! Ты — Гражданин Планеты Земля! Главное уже сделано: ты начал задумываться над своей личной ролью в судьбе планеты, осознал свое значение хранителя настоящего и созидателя будущего. Желаем тебе удачи и большой любви к жизни, к планете, к стране и окружающим тебя людям!»
Поверьте, даже те дети, которые «мечтали увидеть за дверкой приз в миллион долларов» и делают вид, что разочарованы, на самом деле в этот момент гордятся званием «Гражданина Планеты Земля».
Елена ПОЛОЗОВА, заведующая Детским музейным центром Тверского государственного объединённого музея
Феноменальные ландшпфты. Социально-культурный проект «Дом семи ветров»
Однажды летом в саду дома художника Сергея Щербака в поселке Шувалово-Озерках по д Санкт-Петербургом в течение пяти дней работали открытые интеграционные творческие мастерские, участниками которых стали дети «с проблемами», подростки и взрослые, художники, архитекторы, скульпторы, психологи и местные жители. Участники мастерских строили дом в саду, прокладывали и мостили дорогу, ведущую к нему, расписывали забор, охраняющий дом и сад. В ходе работы мастерских каждое утро во время процедуры приветствий в кругу и вечернего ритуала расставания звучала музыка. Была трапеза за общим столом. Все участники лепили из глины, создавали мозаичные панно, корчевать пни, рисовать картинки, косить траву, но главным было строительство деревянного дома и расписывание его стен…. Дом получился необычным: у него не было фундамента и стен, он «рос» из земли, являясь для его строителей и «штабом», и детской площадкой…У дома была расписанная крыша, под которой участники мастерских прятались от дождя… Здесь были и качели — гамак, на которых можно было испытывать разнообразные состояния — от ощущения полета до расслабленного отдыха; лестница разной сложности для преодоления; и «опасный», головокружительный спуск — металлический шест, ухватившись за который можно было соскользнуть вниз на землю. Дом оказался многофункциональным арт-объектом, удовлетворяющим двигательные, игровые, эмоциональные потребностям детей.
Наблюдая за творческим процессом в интеграционной группе становится очевидно, что обладая разными художественными способностями, люди в равной степени стремятся выразить свой внутренний мир и обрести уверенность в мире внешнем, пользуясь возможностями изобразительного творчества, и что совместное творчество детей и взрослых, психологов и художников, обычных детей и детей «с проблемами» объединяет людей как культурную общность.
Ольга ПЛАТОНОВА, зав. сектором социально-культурных проектв и детского творчества Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства РФ, г. Санкт-Петербург
Создание многоуровневой экспозиции (детской и взрослой) на юбилейной выставке К. Чуковского в ГЛМ
Через две недели после торжественного открытия выставки мы провели Детский вернисаж и объявили о начале работы детской интерактивной программы. Нашей рабочей группой были разработаны две темы: «Корней Иванович Чуковский и телефон» и «Мир забытых вещей в сказках Чуковского». Для работы с маленьким посетителем мы создали два тематических «чуковских музея в чемодане». В первый чемодан входили визитные карточки писателя; дисковый телефон — такой же стоит на рабочем столе в кабинете в Переделкино; 1/16 пуда шоколада; пара галош размера Чуковского. Во второй «чуковский чемодан» вошли дюжина «новых и сладких калош», банная мочалка из натурального мочала и мочалка современная из синтетических материалов, коробочка зубного порошка, подарочный набор их сувенирных кусочков мыла, одноразовых упаковок геля для душа, пены для ванны и дезодоранта, а также действующий самовар. Напиток, который лился из крана нашего самовара, дети назвали «чукчаем».
Каждое занятие состояло из экскурсионной части — рассказа о детстве Коли Корнечукова… Это было знакомство с экспонатами основной экспозиции. Вторая часть занятия была обращена к их собственных знаниям текстов сказок, ребята должны были научиться набирать номер на дисковом телефоне, попробовать на вкус шоколад и зубной порошок, понюхать запах мочала и оценить жесткость мочалки. По контрасту с методикой классической экскурсии — нужно было продемонстрировать собственные знания, моторные навыки, активизировать обоняние, вкус, тактильные ощущения. В заключение предлагалось нарисовать героя или эпизод их сказок Чуковского и повесить свой рисунок на специально подготовленный стенд.
Юлия ДЕМКИНА, зав. отделом классической литературы Государственного литературного музея, г. Москва
«Маленькая Норвегия». Детская выставка как открытое пространство диалога культур.
Дети являются одной из самых активных категорий музейного посетителя, готовой к сотрудничеству и открытой для восприятия всего нового. Однако, несмотря на интенсивное развитие отечественной музейной педагогики, созданные для детей выставочные проекты очень редко основаны на принципе сотворчества. Парадоксально, но детские выставки планируют, организовывают и монтируют взрослые люди, которым сложно без проведения психологических исследований и специальной подготовки определить потребности целевой аудитории.
Одним из путей решения данного противоречия является возвращение к образовательной функции музея. Успех детскому проекту может составить только гармоничное сочетание оригинальной музейно-образовательной идеи и привлечения широкого круга юных авторов к созданию концепции организации выставочного пространства. Третьей составляющей успеха является активизация творческой деятельности посетителей, приглашение их к созданию своей интерпретации выставочного пространства. Первым шагом в этом направлении для Научно-образовательного отдела Российского этнографического музея стал детский выставочный проект «Маленькая Норвегия»
Главная цель проекта заключалась в поиске основ для межкультурного взаимодействия, основанном на сравнении истории, культуры и фольклора двух стран — России и Норвегии. Результатом первого этапа проекта должны были стать работы детей, представляющие стереотипы восприятия Норвегии жителями России. Второй этап — совместная работа детей и музейных педагогов с полученными зрительными образами и знакомство с подлинными предметами, представляющими историю и культуру Норвегии. Результатом второго этапа должно было стать обсуждение сложившегося образа Норвегии, подтверждение или опровержение выраженных детьми стереотипов. Третий этап — поиск в истории и культуре обеих стран «точек соприкосновения», единых представлений; нравственных ценностей; близких по смыслу обычаев, праздников, игр, фольклорных персонажей.
Светлана ПРОКОФЬЕВА, ст. н. с. Российского этнографического музея, г. Санкт-Петербург