Спецвыпуск «Образование культурой» №2. За круглым столом @kizhi
Одной из активных форм работы конференции стали круглые столы.
Всего в трех дискуссиях приняли участие более 70 человек.
- На первом заседании «Детская выставка – пространство диалога и эксперимента», который вела М. Юхневич, к. п. н., ведущий научный сотрудник Российского института культурологи, обсуждались вопросы актуальности создания специального детского музея, детской выставки и возможности работы с детской аудиторией на «взрослой» экспозиции через специальные музейно-образовательные программы. Некоторые участники конференции говорили о необходимости развивать детские центры и детские выставки. Так, например, Е. Полозова (Тверь) отметила, что возможности детского центра для работы на взрослой экспозиции ограничены и «детскому музейному центру нужно больше помещений, где будут работать клубы, студии, кружки детского центра, а также выставочный зал». Другие участники высказывали мнение о необходимости сосредоточить усилия на развитие музейно-образовательных программ для работы с детьми на постоянной (взрослой) экспозиции музея. Как компромиссный вариант решения проблемы Т. Васильева (Самара) выдвинула идею создания мобильного детского музея-трансформера, который может быть развернут как в отдельном помещении, так и в условиях постоянной экспозиции. В рамках Круглого стола был проведен блиц-опрос, его участникам было предложено выразить свое мнение по вопросам: «Выставка может считаться детской, при условии, если…», «Мой главный совет создателям детской выставки». В опросе приняли участие 55 человек. Можно выделить шесть самых распространенных ответов, определяющих признаки детской выставки: интерес ребенка; интерактивность; игра и игровые методики; понятность и доступность; самостоятельная деятельность; творчество ребенка. Подводя итог дискуссии, М. Юхневич отметила, что детскую выставку можно понимать, с одной стороны, как некое специальное пространство, которое создается для ребенка во взрослых музеях и с другой стороны, как специально созданную выставку для детей.
- Второй круглый стол рассматривал проблемы развития школьных музеев. Ведущая- гл.специалист Министерства образования РК Н.Винокурова. При обсуждении вопроса о взаимодействии школы и музея, многие участники, посетившие музейно-образовательные комплексы РДМЦ, отметили удачный опыт межведомственного партнерства. В.Чеснок (Ростовская обл.) назвал такую форму работы «идеальной схемой», «золотой серединой» взаимоотношений музея и школы», так как «здесь присутствует всё – документ, учитель, специальная комната» и высказал идею распространения данного опыта в регионах России. На круглом столе поднимались также проблемы оплаты труда и статуса музейного педагога. Ответ на поставленные вопросы дала ведущая круглого стола, которая отметила, что в учреждениях образования создаются условия для разработки и реализации специализированных программ дополнительного образования, в которые необходимо интегрироваться музеям. Участники дискуссии затронули вопросы работы с предметами музейного значения на выставках, правомерности включения детских творческих работ в музейное собрание. С.Жульникова (Петрозаводск) высказала идею, которая была поддержана большинством участников, о том, что предмет, изготовленный ребенком, является полноценным музейным предметом, если он включен в музейное собрание взрослого или школьного музея или специальный фонд детских творческих работ.
- На итоговом круглом столе обсуждались вопросы дальнейшего совместного сотрудничества участников конференции в сфере музейно-образовательной и выставочной деятельности. В. Чеснок предложил музею-заповеднику «Кижи» и другим участникам развивать совместные издательские и выставочные проекты для детей. О. Тихонова (Орёл) отметила необходимость распространения опыта, получившего освещение на конференции, и предложила опубликовать ее итоги и результаты. Е. Полозова (Тверь) обратила внимание на желание участников не только узнавать об опыте реализации партнерских проектов, но и получить представление о «кухне» создания таких проектов через мастер-классы, тренинги, которые могут быть как частью конференций, так и самостоятельными мероприятиями. В выступлениях поднимались вопросы необходимости распространении идей музейного образования среди чиновников системы управления образованием и культурой, от которых во многом зависит успешная реализация музейно-образовательной деятельности, в том числе ее финансирование.