Из истории народного просвещения в Заонежье @kizhi
Школы Кижской и Сенногубской волостей
Тема начального народного образования по-своему необъятна. Эта статья представляет собой один из ее возможных срезов, ограниченный территорией, ближайшей к музею и острову Кижи,— бывших Кижской и Сенногубской волостей, от основания школ до начала ХХ века. Сведения, представляемые в этой статье, получены из документов Национального архива РК, а также справочной литературы.
В деревнях на территории Кижской и Сенногубской волостей (фото 1) работали училища Министерства народного просвещения, земские училища, церковно-приходские школы и школы грамоты. Училище Министерства народного просвещения было в Сенной Губе. Земские училища работали в деревнях Конда, Жарниково, Ошевнево, Кургеницы и на острове Кижи. Церковно-приходские школы существовали в деревнях Новинка, Леликово, Косельга, в Кижах и на Волкострове. Школы грамоты были организованы в деревнях Сибово и Липовицы.
Все эти типы школ, или начальных народных училищ (их официальное название), различались в зависимости от того, кем и на чьи средства они учреждались и содержались, и от содержания школьной программы.
Училища Министерства народного просвещения содержались на пособия из казны и земств и обладали наиболее высоким статусом. Они были одноклассными (со сроком обучения не менее 3-х лет) и двуклассными (со сроком обучения 5–6 лет). На первом этапе обучения в министерских училищах изучались закон Божий, чтение, письмо и счет. На втором этапе — арифметика и русский язык, давались начатки знаний по естествознанию, геометрии, истории, географии и черчению. В программу иногда включались дополнительные предметы: рукоделие, ремесла, огородничество.
Земские школы открывались по инициативе земств и ими управлялись. Срок обучения в них составлял 3–4 года, в течение которых изучались закон Божий, чтение, письмо, арифметика и пение. Иногда учащимся дополнительно давались сведения по природоведению, географии и истории. Обучение в земских школах было организовано лучше, чем в церковно-приходских школах.
Церковно-приходские школы учреждались при церковных приходах. Они были одно- и двуклассными. В них преподавались закон Божий, чтение, письмо и арифметика. В двуклассных церковно-приходских школах изучалась также история.
Школы грамоты представляли собой школы элементарного обучения. Они подчинялись разным ведомствам или находились в ведении частных лиц. В конце XIX в. они были переданы в ведение православного Синода. Обучение в школах грамоты продолжалось один-два года, преподавались чтение, письмо, основные правила арифметики и церковное пение.
Теперь подробнее о судьбе некоторых из школ Кижской и Сенногубской волостей. Особый интерес среди них представляют школы на острове Кижи и в его ближайших окрестностях, и в крупном селе Сенная Губа.
Кижи
- Первая кижская школа, 1837 год
- Известно, что самая первая школа при церкви в Кижах была открыта 5 марта 1837 года. Это одна из старейших школ в Карелии, основанная в период их активного открытия. На время открытия в школе числился один учитель и 18 учеников (17 мальчиков и 1 девочка). Далее сведений о судьбе этой школы пока нет, кроме как на конец XIX в. Но и на этот период известно лишь то, что в 1897 г., со второй половины года, занятия в школе вел вновь назначенный в Кижский приход священник Михаил Александрович Русанов.
- Кижское земское училище, 1876 год
- Кроме церковно-приходской школы, 1 сентября 1876 г. «в погосте Кижском» было основано также земское училище. В это время в нем было 42 учащихся (38 мальчиков, 4 девочки) и двое наставников. Далее история этого училища прослеживается по документам довольно ясно. Число учащихся растет с начала 1880-х гг.: с 58 человек в 1882 г. до 78 в 1885 г. Число преподавателей не меняется: в 1885 г. их по-прежнему двое на существенно возросшее число учеников. В 1889 г. учащихся в Кижском земском училище уже 87 человек. Мальчиков среди них подавляющее большинство. О преподавателях земского училища известно лишь то, что в 1893 г. обязанности учителя исполнял Александр Пономарев.
- Кижская церковно-приходская школа, 1899 год
- В 1899 г. в Кижском погосте при церкви, согласно документам Национального архива, открывается, по-видимому, еще одна церковно-приходская школа — одноклассная (фото 2,3).
- Она разместилась в здании, пристроенном к церковной сторожке в 1890 г. и отделявшемся от нее коридором. На время открытия в школе обучалось 15 детей (11 мальчиков и 4 девочки). Через десять лет, в 1909 г., их число существенно не изменилось — это были 12 учащихся из деревень острова Кижи и Серёдки. Причем, это лишь чуть больше половины детей-жителей этих деревень, которые были обязаны по возрасту ходить в школу. Как видно, далеко не все дети могли ходить в школу. Но и среди тех, кто был в нее записан, не все посещали занятия регулярно, без пропусков. Одной из главных причин была необходимость помогать родителям участием в хозяйственных работах, особенно с наступлением весенне-летнего сезона, так же как и в начале учебного года. Многие родители, по сообщениям епархиальных наблюдателей церковно-приходских школ, настаивали на этом, не видя немедленной выгоды от посещения уроков. По-видимому, во многом из-за такого отношения к посещению школы, в ежегодных рапортах благочинных можно встретить сведения об учащихся, «выбывших до окончания» школьного курса, и это довольно значительный процент от общего числа.
- В момент основания Кижской церковно-приходской школы в ней работали два преподавателя: учительница — выпускница Никольского детского приюта (ее имя неизвестно) и законоучитель (преподаватель закона Божьего). По всей видимости, это был настоятель Преображенской и Покровской церквей Кижского прихода Михаил Стефанович Заводовский.
- Сведения, существенно дополняющие биографию Михаила Стефановича Заводовского, бoльшая часть которой была связана со священством, а затем и учительством в Кижах, есть в справочнике «Заонежье в биографиях» (авторы-составители — А. И. Мошин и Т. А. Мошина). Согласно этим сведениям, М. С. Заводовский родился в 1832 г. в селе Чёлмужи (современный Медвежьегорский район) в семье пономаря. Окончив Олонецкую духовную семинарию, он занял должность наставника в Кондопожском училище. В 1850 г. М. С. Заводовский был переведен в Петрозаводское духовное училище, а в 1852 г., в двадцатилетнем возрасте, стал настоятелем Преображенской и Покровской церквей на острове Кижи. В этом сане он прослужил более 50 лет. В 1896 г. был награжден орденом Святой Анны III степени (фото 4).
- М. С. Заводовский работал законоучителем Кижской церковно-приходской школы более десяти лет — по крайней мере, до 1910 г. В 1904 и 1910 гг. он числится заведующим школой. После 1910 г. поименных сведений о сотрудниках этой школы найти пока не удалось. Не исключено, что М. С. Заводовский продолжал преподавать закон Божий и заведовать кижской школой и дольше, так как умер он в 1913 г.
- Известны имена учителей, работавших в школе в 1903 г. (это Михаил Михайлович Заводовский), в 1904–1906 гг. (учительница Евгения Тихомирова) и в 1910 г. (учитель Кирилл Игнатьевич Притыкин).
Сенная губа
- Первая школа в Сенной Губе, 1837 год
- В тот же год и даже в тот же месяц, что была основана самая первая школа в Кижах, 10 марта 1837 г. была открыта школа при церкви в Сенной Губе (фото 5). В ней было 8 учащихся (7 мальчиков и 1 девочка) и один учитель.
- Сенногубское земское училище, 1872 год
- В 1872 г. в Сенной Губе, «в погосте Сенногубском», было открыто земское училище. В 1873 г. в нем обучалось 82 ученика (67 мальчиков, 15 девочек) и работали трое наставников. В 1876 г. количество учеников сокращается до 62 человек, как и число преподавателей, которых в это время уже двое. Возможно, это резкое уменьшение за столь короткий срок было связано с каким-то внешним событием в жизни села. Однако через несколько лет ситуация налаживается: в 1882 г. в Сенногубском училище вновь прежнее, и даже чуть большее, чем при открытии школы, число учащихся — 84 человека, и с ними вновь работают трое преподавателей. Далее, в 1885 г., в училище 87 учащихся, в 1889 г. их 77; через двадцать лет их число медленно сокращается и дальше — до 66 в 1909 г. В связи с соотношением количества учеников и учителей сенногубской школы (особенно на 1880-е гг.) можно обратить внимание на нагрузку, которую несли преподаватели и которая была не меньшей, чем нагрузка учителей в современной школе.
- По данным 1909 г., школа обслуживала 12 деревень: Сенная Губа, Ежгуба, Клементьевская, Петровская, Сельга, Мигуровская, Моталово, Лонгасы, Гарницы, Букольниково, Вертилово и Кузнецы. Только две трети от общего числа детей в этих деревнях были записаны в школу.
- В 1902 г. сенногубская школа отмечается в официальных списках уже как образцовое одноклассное училище Министерства народного просвещения; в 1910 г. училище становится двуклассным.
- Почетным блюстителем школы в период с 1902 до 1916 г. являлся купец Василий Дмитриевич Лысанов, известный современным этнографам и фольклористам как автор сценария-описания заонежского свадебного обряда: «Досюльная свадьба, песни, игры и танцы в Заонежье Олонецкой губернии» (Петрозаводск, 1916).
- Среди преподавателей школы в Сенной Губе тоже известные в Заонежье имена — династии священников и учителей Ржановских и уже упоминавшаяся фамилия Заводовских.
- В 1902 г. и затем до 1916 г. на должности законоучителя работает священник (а с 1905 г.— протоиерей) Сенногубского прихода Василий Стефанович Ржановский. С 1902 по 1916 г. в школе работал Иван Михайлович Заводовский — то на должности учителя, то на должности заведующего училищем. С 1902 по 1906 г. обязанности «учительской помощницы» выполняет Клавдия Васильевна Ржановская. В 1909 г. ее на этом месте сменяет Параскева Васильевна Ржановская; в 1910 г. она становится учительницей, а место помощника учителя занимает Константин Алексеевич Вереникин. П. В. Ржановская работает учительницей по крайней мере до 1916 г. В 1916 г. учителем вместе с ней работает также Андрей Иванович Савельев.
- Жарниковское земское училище
- Коснемся также истории народных начальных учебных заведений в деревнях, расположенных вблизи Кижей. Так, известно, что в деревне Жарниково, находящейся на материке к юго-западу от острова, существовало земское училище (фото 6). Его историю оказалось возможным проследить в период с 1903 по 1916 г. Все это время, с 1903 г., бессменным законоучителем в Жарниковском училище работал Михаил Александрович Русанов. Состав учителей менялся: в 1905–1906 гг. учительницей здесь была Мария Ефимовна Устинова, помощницей учительницы — Евгения Львовна Ефремова. В 1909–1910 гг. учителем работал Александр Мефодиевич Хахаев, помощником учителя — Антонина Викторовна Воздвиженская. В 1916 г. в жарниковской школе работают два учителя, Василий Мефодиевич Хахаев и Мария Николаевна Хахаева. По сведениям 1909 г., в Жарниковское училище были записаны 32 ученика из деревень Жарниково, Дудниково, Мальково, Телятниково, Боярщина, Ерснево, Сычи, Оятевщина, Зубово, Пустой Берег и Подъельники. Это меньше половины всех детей школьного возраста, живших в этих деревнях. Здесь, возможно, сыграла роль удаленность от школы некоторых деревень. Дальше всех от Жарниково находились Пустой Берег, Зубово и Подъельники (в пяти с половиной, шести и семи верстах). Вблизи Жарниково располагались только Дудниково да еще Мальково. Из остальных деревень до школы нужно было преодолеть расстояние в одну-две версты. Зимой или в межсезонье при отсутствии крепкой обуви сделать это было трудно.
- Кургеницкое земское училище
- К востоку от Кижей, в деревне Кургеницы (фото 7), работало еще одно земское училище. Самые ранние данные о нем имеются пока только на начало ХХ века, 1909 г. В это время школа обслуживала три деревни: Кургеницы, Гивес-Наволок и Босарево. Ситуация с посещаемостью здесь была лучше, чем в других школах: в училище были записаны примерно три четверти детей, живших в трех деревнях. Это объясняется тем, что подавляющее большинство детей жили здесь же, в Кургеницах. Что касается преподавательского состава, в 1909–1910 гг. должность законоучителя исправлял дьякон Алексей Бронзов, учителя — Валентин Николаевич Лукинский. Далее сведения имеются только на 1916 г., когда обязанности того и другого выполняла Христ. Ив. Гордеева.
Такова выясненная на сегодня по документам НАРК история школ Кижской и Сенногубской волостей. Ее предстоит еще уточнять, так как здесь остаются неясности и сама тема, богатая интереснейшими фактами, требует дальнейшего изучения.