Первой в России Летней школе — 20 лет! Vkontakte@kizhi

Кижская палитраМоскваДержавинский лицейМастер-классСОШ №12  ЛМЭШ-07Великая губа

Школа

Музейная, летняя Развивает, учит, творит Память прошлого нужна нам. Будущее!

Летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи — первая в России школа в структуре музеев-заповедников. Инициатруктуре музеев-заповедников. Инициатором создания при музее Летней школы является Людмила Васильевна Шилова, вдохнувшая жизнь в этот и многие другие проекты Детского музейного центра музея-заповедника «Кижи».

Рождение Летней школы — 1993 год — связано с образовательной программой «Основы материальной и духовной культуры народов Карелии» для старшеклассников Державинского лицея. Летняя практика лицеистов на о. Кижи стала своеобразной кульминацией этой программы. «Пионеры»-державинцы приезжали на двадцатидневную практику на остров Кижи.

Очень скоро Летняя школа приобрела популярность, и для участия в выездных экскурсиях-практиках Детским музейным центром стали отбираться те группы, которые работали в области традиционной народной культуры, участвовали в создании школьных музеев, занимались в фольклорных коллективах. Первыми «ласточками» Летней школы стали группы из школ № № 43, 26 г. Петрозаводска, Республиканской школьной академии, Дворца творчества детей и юношества г. Петрозаводска.

Новым витком в развитии Летней музейно-этнографической школы на о. Кижи стал конкурс проектов, пройдя через который, группа участников попадала на остров на 6 дней. С 2000 года проводился республиканский конкурс проектов Летней школы. А с 2006 года конкурс перешагнул границы Республики Карелия и стал всероссийским. Теперь, чтобы попасть в Летнюю школу, руководителям групп — авторам проектов — надо было собрать проектную команду, написать проект по тематике практики «погружения в культуру» и, только пройдя конкурсный отбор, приехать на остров Кижи согласно графику. Тематика практики «средового» погружения включала общие темы, посвященные историко-культурному и природному наследию Карелии и музея-заповедника «Кижи». Количество предложенных тем менялось от 10 до 21. Самые популярные из тем — «Памятники деревянного зодчества музея-заповедника „Кижи“, „Промыслы и ремесла Карелии“, „Фольклорное наследие Карелии“, „Природа и экология о. Кижи“. Некоторые темы были посвящены знаменательным датам, например, „Заонежье и остров Кижи в годы Великой Отечественной войны“ — 65-летию Великой Победы.

За 20 лет «учениками» Летней музейно-этнографической школы стали 3 103 ребенка и 488 взрослых из 10 регионов Российской Федерации и из 14 районов Республики Карелия. География участников Летней школы расширяется с каждым годом. Проекты на острове Кижи реализовывали группы из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Ярославля, Ростова Великого, Кирова, Тольятти, Омска и из других регионов Российской Федерации. Многие группы, однажды побывав на острове, стремятся сюда вернуться, становятся постоянными и надежными партнерами. Дети из московской Прогимназии № 1768 (в настоящее время гимназия № 1521) 5 раз приезжали на остров Кижи, неоднократными участниками проектов Летней школы были ЭБЦ «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных, ДХШ г. Ярославля, изостудии «Семицветик» при ГМЗ «Ростовский кремль» и другие группы из регионов РФ. Но абсолютными рекордсменами-участниками проектов Летней школы являются «державинцы». В течение 20 лет на о. Кижи побывало 38 групп, более 500 участников из Державинского лицея.

С 2006 года Летняя школа на о. Кижи стала международной, в ней побывали дети из Литвы и Финлянди.

Поездка

Необычная, трудная Звала, заставляла, обнадеживала. Программа Летней школы поучительна. Отдых?

Как развивалась программа Летней школы? До проведения конкурса проектов в содержание летней практики первых групп входили занятия и экскурсии, встречи. На острове дети вели дневники впечатлений, после возвращения домой готовили творческие отчёты, рефераты. После того, как группы стали попадать на остров по конкурсу, программа каждой выездной экскурсии-практики строилась из нескольких тематических блоков: культурно-образовательная составляющая (экскурсии, занятия), культуротворческая деятельность (мастер-классы, конкурсы), работа по проекту и психологический мониторинг. В программу группы входит как один и тот же «набор» экскурсий и занятий, так и специальные занятия — по теме проекта. Важно так построить программу, чтобы дети успешно реализовали свой проект.

Итогом проекта могло стать прикладное и изобразительное творчество детей: выставка рисунков, макет часовни или крестьянского дома, вышитое полотенце или сплетенные пояса. Проектным результатом могло быть исследование, например по теме «Особенности сказочной традиции заонежан», или создание игрового путеводителя или мультфильма по теме образовательного маршрута.

«Кому нужно это прикладное творчество или исследование? — спросят некоторые.— Зачем музею нужны презентации, игровые путеводители, творческие задания, придуманные детьми?» Действительно, на первый взгляд, может показаться, что все созданное детьми в ходе летних практик имеет очень небольшую сферу применения — на презентации проекта на острове Кижи и осенью, во время Творческой встречи групп-участниц Летней школы, на методических выставках в учебных заведениях города Петрозаводска. И все-таки результат практики детей сразу трудно оценить. Здесь важно другое: пройдя маршрут «погружения в культуру», впитав в себя, насколько это возможно за столь короткий срок, опыт поколений, дети актуализируют народную культуру, а значит, закладывают фундамент своей жизни. А только ли своей?

Занятия

Интересные, разнообразные, Поучают, развивают, увлекают. Время на острове занято правильно. Польза.

Действительно, насколько разумно занято время детей на острове? Методика «погружения в культуру», являющаяся основной в Летней школе, предполагает очень насыщенную разнообразную программу, тот самый «концентрированный раствор культуры», о котором не раз писала автор проекта Л. В. Шилова. На ребенка оказывает воздействие все: памятники архитектуры, природа, люди. Дети «погружаются» в другой мир, мир традиционной культуры. Не все сразу принимают этот мир, отдаленный от нас временным промежутком в сто с лишним лет.

«А есть здесь вай-фай?», «Ну хотя бы компьютер здесь есть?», «Как я буду без Интернета?» — часто слышим от детей в начале смены. Первая реакция эйфории от зеленой травы, свежего воздуха, памятников деревянного зодчества иногда сменяется усталостью от длительных пеших переходов, насыщенной программы. Это нормально. Надо просто понять ребенка, ведь ему нужно время, чтобы не сопротивляться течению размеренной жизни, а погрузиться в прошлое, почувствовать, как жили наши предки, осознать важность традиционной культуры. Дети с удовольствием переодеваются в народные костюмы, играют в народные игры, становятся участниками молодежной заонежской беседы. Как трудно некоторым детям во время беседы встать на глазах у других участников и «отдать перепелку» или встать в центр круга во время хоровода-игры «Как во городе царевна». В этих играх проявляется отношение детей друг к другу, их симпатии, сплоченность коллектива.

Игра, занятие, интерактивная экскурсия, конкурс, проектная деятельность, мастер-класс, психологический мониторинг…Чересчур! — скажут некоторые. Может, и чересчур. Но практика показывает: если детям дать больше свободного времени, начнутся карточные «бои», выяснение отношений, «дуракаваляние». Поэтому дети заняты практически целый день. И это легко воспринимается детьми, потому что при организации деятельности используются активные формы обучения: ролевые игры, интерактивные экскурсии и занятия. Обратной связью являются «потоки» детской творческой рефлексии: литературное, изобразительное, театральное, прикладное творчество.

Дети

Умные, добрые, Учатся, трудятся, веселятся. Умеют совмещать приятное с полезным. Умницы!

Что в Летней школе на о. Кижи осталось неизменным со дня ее создания? Конечно, дети и атмосфера творчества. Все дети, которые приезжают на остров Кижи, ощущают себя везунчиками, вытащившими счастливый лотерейный билет. Но и острову Кижи тоже повезло — ведь дети наполняют его своей доброй позитивной энергией. Есть такое понятие в философии — «импринтинг» — самое яркое впечатление детства, оказавшее влияние на последующую жизнь ребенка. Таким ярким впечатлением для многих детей, побывавших в Летней школе, возможно, станет остров Кижи. И это, на мой взгляд, самый главный итог Летней школы за все 20 лет.

Познание

Важное, главное — Учит трудиться и думать. Главное — от него не отказываться. Опыт.

Не только концентрированный раствор культуры, но и спрессованное время — вот что отличает Летнюю школу на о. Кижи. Надо успеть увидеть и узнать как можно больше. Есть такие добрые помощники детей на трудном пути познания народной культуры — сотрудники музея. Если бы они знали, сколько восхищенных слов сказано в их адрес детьми, искренних слов благодарности! С каждым годом все больше сотрудников музея становятся «учителями» Летней школы, которая уже давно стала школой радости и добра музея-заповедника «Кижи».

Проект «Летняя музейно-этнографическая школа на о. Кижи» в 2009 году стал победителем Всероссийского фестиваля «Интермузей-2009» в номинации «Музейная инфраструктура — детям».

«Доска Почета» Летней музейно-этнографической школы на о. Кижи

Благодарим мудрых наставников Летней школы:
Эльвиру Валентиновну Аверьянову, директора музея с 1999 по 2013 год.
Людмилу Васильевну Шилову, зам. директора музея, научного руководителя Летней школы с 1993 по 2011 год.
Виктора Александровича Тихонова, зам. директора музея.
Сотрудников всех подразделений музея, проводивших занятия в Летней школе.
Кураторов-педагогов 1993–2013 гг: Елену Ивановну Филиппову, Наталью Владимировну Воронину, Татьяну Валерьевну Годунову, Оксану Сергеевну Корпусенко, Галину Владимировну Никишкину, Ирину Юрьевну Сергееву, Евгению Александровну Воробьеву (Цветкову), Наталью Николаевну Больших, Светлану Алексеевну Теребову (Митрукову), Татьяну Ивановну Гырнец.

Благодарим надежных партнеров:
Министерство образования Республики Карелия, муниципальные органы управления г. Петрозаводска, г. Костомукши и районов Республики Карелия.

Мы помним «хозяйку» Летнего музейно-образовательного комплекса на о. Кижи с 2005 по 2008 гг. Жанну Васильевну Есипову.

В статье использованы синквейны о Летней школе на о. Кижи коллективного автора, СОШ № 43, г. Петрозаводск, 2004 г.

Наталья АРХИПОВА, куратор Летней школы

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф