Какие мы наследники, или какое будущее у детского праздника @kizhi
Очень часто, в музейной среде в том числе, бывают проекты-однодневки, о существовании которых забывают сразу после их завершения. Если автор задумал проект не только для своего собственного имиджа, а выпустил его в жизнь, думая о будущем, то оно, будущее, у такого проекта обязательно будет. Есть примеры дел, продолжающихся десятки лет и динамично развивающихся все это время. Они живут, когда за ними стоят Личности. Музею «Кижи» в свое время повезло, когда двадцать лет назад Людмила Васильевна Шилова, человек в музейном мире известный, музейщик, что называется «по крови», создала Детский музейный центр. И тогда же, двадцать лет назад, на острове Кижи состоялся первый Детский музейный праздник «Кижи — мастерская детства». В течение двадцати лет он всегда оставался событием для Карелии и для России. Сегодня мы говорим с автором этого уникального долгоживущего проекта Людмилой Васильевной ШИЛОВОЙ о том, как он развивался и каким он может стать в будущем.
- — Людмила Васильевна, вспомните, пожалуйста, как возникла идея проведения Детского праздника на острове Кижи?
- — Идея проведения праздника была изначально задумана как составная часть концепции проекта «Детский музейный центр», разработанного в 1993–1994 гг. Проектировалась масштабная, не просто музейная, а социокультурная программа, ориентированная на широкое участие в ней различных слоев общества и направленная на системное, долгосрочное и целенаправленное использование уникального историко-культурного и природного наследия заповедного острова Кижи и Карелии для воспитания и образования подрастающего поколения.
- В структуре ДМЦ в кооперации с системой образования Петрозаводска и Республики Карелия в детских садах, школах, вузах создавались детские музейно-образовательные комплексы (МОКи). Для вовлечения педагогов в музейную деятельность и освоения новой образовательной технологии — музейной педагогики — была спроектирована программа «Образование культурой». И нам хотелось, чтобы известный во всем мире заповедный остров Кижи — эта квинтэссенция наследия — стал знаком, близок и дорог и местным детям Заонежья, Карелии, и России. Ежегодное проведение детского музейного праздника на острове Кижи проектировалось как праздник для всех участников мероприятий и проектов ДМЦ по освоению наследия. Это было начало реализации новой образовательной политики музея «Кижи», направленной не только на привлечение иностранных и отечественных туристов, но и на системную работу с детьми и семьей, ибо до появления ДМЦ такая работа музеем не проводилась. И вот уже 20 лет остров Кижи — ежегодное место Встречи детей, педагогов, родителей, музейных сотрудников, всех, кто вовлечен музеем в постижение и сохранение наследия, для кого поездка на праздник — и награда за работу, и радостное незабываемое событие, часто всей жизни.
- С первых праздников участвуют в них как хозяева острова: Фольклорно-этнографический театр музея, мастера «Ожившей экспозиции», Кижский православный приход,— за что им огромное спасибо!
- Проект основывался на новых демократических технологиях, был нацелен на создание условий на острове для выявления и предъявления творческого потенциала детей, личной деятельности ребенка по освоению этого наследия. Поэтому в технологии праздника были использованы такие три «кита», как проведение разнообразных конкурсов для детей, педагогов, семей по теме праздника за 6 месяцев до его начала, победа и как награда — бесплатная поездка на остров Кижи. И в итоге 12 июня ежегодно остров превращается в творческую мастерскую, где происходит Встреча ребенка с природой, с великим материальным и духовным наследием, с друзьями, с увлеченными музейными специалистами, где формируется его душа и личность.
- И когда мы стали придумывать название праздника (а нас тогда в новом секторе музейной педагогики ДМЦ было трое: кроме меня еще Елена Филиппова и Александр Пронин), Александр и предложил то название, которое оправдывает суть и технологии праздника: «Кижи — мастерская детства». Оно и живет по сей день, став своеобразным символом проекта.
- — Какой из проведенных праздников для Вас особенно дорог?
- — Все праздники, как дети, дороги мне как автору проекта, но каждый из них по-особенному. Все они отличаются друг от друга, хотя в основе всех праздников лежит народная культура русских, карел и вепсов, природное и архитектурное содержимое заповедного острова, его музейная специфика. И каждый год организаторы праздника придумывают новую тему, которая открывает новые грани народной культуры ее участникам. Каждый праздник — это этап накопления методического арсенала и совершенствование технологий его проведения.
- Основная особенность, ноу-хау нашего праздника — это непосредственное участие ребенка в разнообразных и многочисленных конкурсах, что дает возможность проявить свои способности всем желающим детям, семьям Карелии, а теперь и России.
- Первый праздник «Ярмарка глазами детей» — это была «проба пера», мы поняли специфику проведения детского праздника в музейной среде, в памятниках. Второй праздник «Дом. Семья. Троица» положил начало участию семьи, охватил уже большую часть острова и во многом заложил технологию подготовки и проведения будущих праздников. Так, впервые была использована методика исторической реконструкции, когда сотрудники музея — Елена Филиппова и Юрий Протасов — вместе с 22 детьми представляли жизнь крестьянской семьи в доме Ошевнева, а девочки из Державинского лицея вместе со Светланой Воробьевой демонстрировали обычай «избомытия», показывающий, как перед Троицей мыли в доме крыльцо.
- Третий праздник «Встреча культур» расширил этнографическую составляющую и показал три культуры народов Карелии. На том празднике три семьи-победительницы семейного этнографического конкурса из Петрозаводска — русские, Сегежи — карелы и Шелтозера — вепсы в крестьянских домах-памятниках Ошевнева, Яковлева и Елизарова по собственным программам представляли культуру своих народов.
- Незабываемым был праздник 1999 года «Путешествие в страну двух эпосов», посвященный «Калевале» и русским былинам. Это было первое игровое путешествие по острову, где дети сами были гидами и ведущими праздника. Выставки детских работ на этом празднике были особенно креативные и яркие. Детские работы, присланные на конкурсы к этому празднику, в дальнейшем стали основой большой интерактивной стационарной выставки с одноименным названием.
- — А какой из праздников запомнился больше других?
- — Памятен праздник 2000 года «Достояние Республики», посвященный 80-летию Карелии. Это был единственный случай, когда в празднике приняли участие руководители всех 18 районов республики, руководство Петрозаводска и Москвы. Команды тогда привезли интересные программы, раскрывающие наследие каждого из районов. Борьба команд была захватывающая: болели все — и дети и взрослые. Но особенно запомнились два праздника — «Остров Кижи — планета наследия» 2009 г. и «Мир воды — мир человека» 2010 г.
- На празднике «Остров Кижи — планета наследия» впервые принимали участие российские детские команды из 9 городов РФ, представляющие памятники ЮНЕСКО. С выходом на межрегиональный уровень увеличилось и число участников музейных конкурсов. Этот праздник был замечен даже на международном уровне, и его участники получили приветствие от г-на Дендева Бодарча, директора Московского бюро ЮНЕСКО.
- Праздник «Мир воды — мир человека» памятен не только тем, что впервые за всю многолетнюю историю его существования весь день шел проливной дождь. Как справедливо заметила музейная пресс-служба, «как праздник назовешь, так его и проведешь». Главное, что все участники стойко и мужественно выполнили все, что было задумано. В этот праздник впервые была включена природная составляющая с профессиональным взглядом биологов на роль воды в истории и современной жизни человека. Уникальны участники праздника — это были не только биологи из КарНЦ РАН и Карельской педакадемии, но и детские команды с музейными педагогами 6 ведущих биологических музеев Москвы и Санкт-Петербурга.
- — Какой смысл Вы вкладываете в слова «Праздник делают сами дети»?
- — Действительно, наш праздник делают сами дети. В результате многочисленных конкурсов, которые проектируют организаторы праздника, поступают интересные и разнообразные исследовательские, литературные работы, программы фольклорных коллективов, рисунки, разнообразные творческие поделки. Появляется возможность заложить весь этот творческий материал в сценарий праздника и вычленить 5–10 тематических музейных площадок, оборудовать их и предоставить детям для презентации своего творчества в ходе праздника. Праздничная атмосфера и радостное настроение охватывают всех и дают возможность каждому влиться в праздничную круговерть, в которой сами дети становятся главными героями праздника, а не просто зрителями.
- Остров украшают удивительные выставки детского творчества, юные артисты представляют свои фольклорные песенные и танцевальные возможности. Команды клубов исторической реконструкции показывают реальные «баталии» и события различных эпох.
- Многие конкурсы проходят непосредственно на острове, где на месте определяются победители. К ним относятся, например, конкурс плотницкого мастерства «Наследники Нестора», конкурсы чтецов.
- Главное для творческого участия детей в празднике — создать интересные, привлекательные для них конкурсы, сделать им хорошую рекламу и по итогам представить творчество детей на острове Кижи.
- — Когда Вы задумывали этот проект, рассчитывали ли на его такую долгую жизнь?
- — Проект этот долгосрочный, поэтому рассчитывали, но на такую долгую — 20 лет, наверное, нет. Уверенность в жизненности проекта была благодаря глубине и неисчерпаемости народной культуры и разнообразию памятников на острове. Но как проектировщик, я понимала, что цикл праздника — 10–12 лет. И даже имея в подспорье культуру, мы понимали, что он будет жить долго, если будет востребован обществом и будет модернизироваться.
- Первые изменения в празднике произошли в 2005 г., когда он стал проходить в два этапа, и первый этап решено было проводить в Петрозаводске. Попытка эта была очень удачной, тогда в празднике в городе приняли участие 2,5 тысячи человек — детей и взрослых. В таком режиме праздник проходил два года, но мы поняли, что в этой форме он оказался очень финансово затратным и трудоемким. Поэтому с 2007 года мы, сохранив вовлечение Петрозаводска в праздник, что считаю очень социально значимой задачей для ДМЦ, запустили городскую семейную игру-путешествие «Музейный марафон», семьи-победители которой получали право на участие в празднике на острове Кижи.
- Сожалею, что в 2013 году «Музейный марафон» не проходил. А ведь интересные, востребованные обществом проекты живут долго, если организаторы держат руку на пульсе, стремятся к новациям, преодолению временных трудностей, вовлекая в проект различные новые ресурсы общества. Важно понимать, что специальных ежегодных игровых, интерактивных праздников для детей в городе практически нет, что ресурс музея «Кижи» в столице Карелии формирует и его столичный имидж.
- С 2007 года праздник вышел за пределы Карелии, появились межрегиональные конкурсы. И мы видим год от года рост числа регионов-участников из России. Если в первом Межрегиональном празднике были представлены 9 регионов страны, то в 2013 году их число выросло до 21.
- Именно с 2007 года стали проводиться на острове двухдневные семинары для победителей — детей и педагогов России, а с 2010 года можно отметить появление осенних выставок детского творчества в Петрозаводске. Эти и другие находки, новинки технологии организации и проведения праздника говорят о новом этапе его развития, своеобразном послесловии и осмыслении праздника, вкладом в методическую копилку. Двадцатилетний опыт детского музейного праздника, инновационный менеджмент, методический арсенал этой крупной социокультурной формы образовательной деятельности музея в XXI веке ждет обобщения и публикации.
- — Какие ресурсы необходимо обязательно привлекать, чтобы такой праздник состоялся?
- — Чтобы говорить о ресурсах, надо понимать, что это не просто музейный праздник, это социо-культурный проект с широким участием различных слоев общества в этой вроде бы только музейной деятельности. И чем шире социальная база, чем больше слоев общества будут втянуты в подготовку и проведение праздника, тем больше и разнообразнее будут его ресурсы, лучше результат, тем эффективнее будут использованы ресурсы музея и его партнеров во благо детей.
- Проект «Детский музейный праздник» для реализации совместных планов и проектов широко использует технологию партнерства, межведомственную кооперацию, в том числе финансовых, административных, материально-технических и прочих ресурсов музея, учреждений культуры и образования. Партнерские технологии пронизывают весь цикл подготовки, организации, проведения праздника. Организаторами праздника все 20 лет являются не только музей, но и государственные структуры — Министерство культуры и Министерство образования РК, Управление образования и Управление культуры г. Петрозаводска, отдельные учреждения образования. Партнерская поддержка всегда ощущалась со стороны спонсоров и средств массовой информации.
- Рамки интервью ограничивают аналитику применения этой технологии праздника. Как автор ряда партнерских проектов отмечу только высокую эффективность этой социальной технологии сотрудничества не только в этом проекте и, как мне кажется, ведущей технологии успеха в обществе в целом как в XXI, так и в XXII вв.
- В нашем празднике задействованы практически все ресурсы музея, в том числе — средовой, памятниковый, имиджевый кадровый, профессиональный, финансовый, материально-технический и др. В случае с Детским праздником — наше ноу-хау — в накоплении и осмыслении использования Среды острова Кижи в образовании детей.
- Воспитательная и душеобразующая роль среды отмечалась еще в эпоху просвещения в XVIII веке, когда путешествия по памятникам архитектуры разных стран были особой формой образования. В наше время этой теме большое внимание уделял Д. С. Лихачев. Историко-культурная, природная, эстетическая среда острова Кижи и погружение в неё ребёнка, что и происходит во время праздника, имеет глубокое воздействие на его душу и ум, на формирование жизненных смыслов.
- И, конечно, главный ресурс праздника — это творческий, креативный интеллектуальный ресурс всех участников — детей, семьи, педагогов, музейных сотрудников, именно его раскрытие дает особую радость участия в празднике на острове Кижи.
- — Детский музейный праздник — это музей, дети, учителя, родители, партнеры. Что для Вас этот союз?
- — В этом союзе проявляется концептуальная суть Детского праздника. Как и ДМЦ, праздник — это союз единомышленников, всех, кто любит свою малую родину и стремится к изучению наследия.
- Это залог творческого развития проекта в той форме, как он был задуман. Как только мы, организаторы, начнем все делать сами, тогда это будет совсем другой детский праздник. Тогда это будет праздник, куда детей просто приглашают в роли зрителей.
- А когда праздник сотворяют дети сами и в содружестве, сотворчестве с педагогами, музейными сотрудниками, родителями, бабушками, тогда в результате встречи на празднике происходит радость межпоколенного и межличностного общения, обмен улыбками и смыслами, радость личной встречи ребенка с мировыми шедеврами архитектуры, уникальной кижской природой. И мы наблюдаем не просто эффективность нашей музейно-педагогической работы, эффективность партнерсеих технологий, а видим у детей появление нового взгляда на привычное, приращивание новых смыслов — своеобразный синергетический эффект, когда два плюс два больше четырех, все это в итоге ведет к творческому развитию личности ребёнка на основе его личной встречи с Наследием.
- — Что бы сегодня Вы изменили в празднике, и какие перспективы сегодня у праздника после 20 лет существования?
- — Я после 15-го праздника говорила, что он последний, так как понимала, что эта форма не может быть вечной. Хотя сегодня на остров уже приезжают дети первых участников, многие из которых помнят день праздника как самый радостный и запомнившийся в жизни. Участие все новых возрастных групп, появление новых тем и потребности общества говорят о том, что ресурс этого проекта еще не исчерпан, правда, при соблюдении ряда подходов.
- Будущие организаторы праздника должны попытаться, с одной стороны, сохранить специфику личного участия ребенка и бесплатной его поездки на остров, с другой стороны, подумать о такой модернизации, которая улучшит праздник и внесёт в него ряд инноваций. Это, например, выход на международный уровень, но только через конкурсы, а не через приглашение добрых знакомых.
- Увеличивая присутствие на празднике России, не забывать о Карелии и её глубинке. Еще не все дети Карелии побывали на острове Кижи. А именно с этой мыслью создавался праздник. Важно, чтобы каждый ребенок, заканчивая школу, имел опыт личной встречи с мировым наследием Кижей. Тогда у нас в обществе будет меньше проблем. Важно, по-моему, увеличивать научно-исследовательскую составляющую праздника, так как сегодня есть потребность в более глубоком изучении наследия острова Кижи через фондовые коллекции музея, через памятники и т. д. Можно, к примеру, проводить во второй день после праздника детскую конференцию для победителей исследовательских конкурсов «Какие мы наследники». Наверно, будет интересно поработать над последним этапом праздника, не считать отъезд с острова его завершением, а спроектировать программы для разных возрастных групп «Послесловие после праздника» — выставки, встречи участников, публикации, в том числе фотолетописи праздника, сделанной самими участниками, и пр.
- — Какую роль, по Вашему мнению, играет именно праздник «Кижи — мастерская детства» в приобщении детей Карелии к культурно-историческому наследию?
- — Это один из первых и единственный на сегодня масштабный социокультурный проект-программа детских музейных праздников не только в Карелии, но и России, который ежегодно вовлекает около двух тысяч детей, семьи, педагогов, организации в системную работу по образованию на базе историко-культурного наследия. Это инновационный по форме, методике, технологии проведения музейный праздник. Его описание включено во многие музейные издания России конца XX и начала XXI в. Это эффективный, результативный проект, который вот уже 20 лет, видоизменяясь, вовлекая новые регионы, не теряет своей привлекательности для его участников, являясь по сути имиджевым детским музейным проектом Республики Карелия в области актуализации наследия. Ведь наследие — это живая вода родников творчества, которые питают праздник.