Молодёжные вечеринки на спирали времени @kizhi
Время молодое, время игры — так в традиционной культуре называли лиминарный (переходный) период между детством и взрослой жизнью. Протяженность этого периода могла быть различной, многое зависело от типа хозяйства. Как правило, в тех районах, где земледелие составляло значительную долю в системе хозяйства, в семье нужны были работницы, поэтому сыновей старались женить пораньше. Напротив, в промысловых районах, как например Поморье (Поморский берег Белого моря), девушки выходили замуж сравнительно поздно, их период девичества длился с семнадцати порой до двадцати семи лет. Основу хозяйства на Поморском берегу составляли отхожие мурманские промыслы, в которых было занято почти все мужское население, при сохранении «большой семьи», дополнительные рабочие женские руки были не нужны. Имеет некоторое сходство и с нашей сегодняшней жизнью, парень и девушка могут совершенно спокойно обеспечить себя всем необходимым, нет острой необходимости быть в паре.
В независимости от того, сколько длился переходный период, он представлял собой несколько годовых циклов, их могло быть и три, и пять, и десять. Годовой цикл молодежи естественно соотносился с годовым циклом всей крестьянской общины. Начинался он с весны, на первые весенние хороводы выходили все девушки-невесты села, в самых дорогих и красивых сарафанах под звуки протяжных лирических песен ходили они по деревне, презентуя себя всей общине, словно говоря: «Посмотрите на нас, вот они мы — девушки-невесты на этот год». В ХХ веке, сменив сарафаны на легкие платья, гулярные ботиночки на туфли-лодочки, оставаясь при этом не менее модными и уверенными в своей неотразимости, гуляли девушки по деревне с частушками, зачастую, даже теми же путями, что их матери, бабушки и прабабушки. Да и сейчас молодежь с первым весенним теплом старается, принарядившись, выйти в людное место, не поют сами, зато из каждого телефона звучат популярные незамысловатые песенки, так же не любимые старшим поколением, как и в свое время частушки. Меняется содержание, форма остается.
С наступлением холодов, как правило, с Покрова (14.10. по н.ст.), молодежные собрания перемещаются в помещение, в избу или ригу, а то и в баню. Такие собрания – беседы, вечерины, вечорки, если проводились в будний день, носили условно рабочий характер. Т.е. девушки собирались с рукоделием, но выполнение заданного матерью «урока» было не самоцелью, а скорее отголоском древних инициальных обрядов, как и разрушительные действия, чинимые приходящими парнями. Вспомним, как нам в голову «прилетает» мокрая тряпка для школьной доски, пока на перемене стараешься дописать недоделанное дома упражнение, а за это «обидчик» получает учебником по голове, и так рад этому всегда.
В праздничный день проводились собрания без работы, и парни и девушки приходили туда максимально нарядными. Обязательно присутствовали на беседах, вечеринках и взрослые, любопытные до всего происходящего тётушки, крёстные, да и мужчины могли прийти посмотреть, чем нынче молодые тешатся. Порядок игр и действий был строго регламентирован и представлял собой проекцию свадьбы: выбор пары, сведение пары, свадебный хоровод, свадебное веселье. Этот цикл мог, за время бесёды, повторяться несколько раз. Постепенно игры и хороводы вытеснили ланцы, кадрили, контрдансы, но они просто заменили собой игры из части беседы, посвященной свадебному веселью, т.е. поменялось содержание на более модное, а форма осталась. Таким играм как «Перепелка», «Совьюн» или «Утушка», смысл которых заключается в выборе пары, не нашлось соответствующих новых городских танцев, возможно поэтому они дольше задержались в традиционной культуре, чем старинная пляска.
В начале ХХ века молодежные собрания перемещаются в клуб, но форма проведения сохраняет свои основные моменты. Представьте себе: в ноябрьской мгле идут потихоньку старушки с фонарями по деревне, приходят в клуб, фонари под лавку поставят, пока молодежь собирается, поют свои «давношни» песни, женщины придут песен попеть, побесёдовать, тут и какая девица подпоет. Наконец парни и девушки соберутся, сразу танцевать не станут, послушают «стары песни», игру заведут какую-нибудь. Ведь друг друга давно не видели, кто-то и незнакомый в клубе есть, «госья» заезжая, какая девчонка подросла, первый раз на «вечер» пришла. Надо познакомиться, присмотреться, опять же выбрать пару, вот и играли и в старые игры «Люб ли сосед», и в новые — «Сломанный телефон» и многие другие. Вы могли бы подумать — детская игра, но когда на ухо шепчет слово парень, который, может быть, очень нравится, и рада бы услышать, да от волнения уши заложит.
Наиграются, развеселятся, тут и танцы, уже модные, из города пришедшие, «кряковяк», падеспань, тустеп, полька, вальс, под такие же модные городские инструменты — гармонь или балалайку. Потанцуют, сядут отдохнуть, старушки свои песни затянут, затем снова игры, танцы, и так несколько раз, как и прежде их родители на бесёде по нескольку циклов проходили. Даже расположение внутри клуба сохранялось аналогичное тому, как сидели в избе: старушки в своем углу, парни и девушки тоже занимали места в соответствии с принятыми в данной локальной традиции нормами. Например, в Поморье девушки сидели на вечеринке на лавках, а парни, как пишут исследователи, толпились у дверей, так и в клубе: девушки своим кружком, а ребята своим, только танец закончится, сразу по своим углам расходятся. Тогда как в карельских деревнях в клубе, как и ранее на вечеринках, парни с девушками всегда находились вместе, рядом друг с другом, сидели парами.
Таким образом, можно наблюдать сохранение прежней формы времяпрепровождения молодежи, также взрослые присутствуют на вечере, наблюдая за отношениями своих племяшей и крестников. Сохраняется цикличность игр и танцев, их набор и последовательность хоть и отдаленно, на первый взгляд, но все же соответствует принципам построения «досельной бесёды».
В послевоенные годы еще раз происходит смена художественного наполнения клубного вечера: взрослые женщины поют уже не протяжные песни, а пришедшие в свое время из городской среды романсы, гармонь заменяет патефон с пластинками, под музыку которого танцуют танго, фокстрот, молдаванеску, чардаш.
В современном мире взрослые не ходят с детьми в клуб, считается, что знакомство на дискотеке не принесет ничего хорошего, тогда как в традиционной культуре это было практически единственное место, где можно было выбрать себе пару. Знакомство на вечеринке было нормальным и естественным, игры с поцелуями одобрялись общиной, в экспедициях старушки, вспоминая свою молодость, часто рассказывают — «ой, на бесёды нацелуешься, аж губы болят!».
На школьных вечерах старшеклассники до танцев, как правило, играют в игры, эвристические, эстафетные, тот же «Сломанный телефон», «Ручеек» и другие. Медленный танец, так называемый «медляк», можно воспринимать как «утушку» (парное хождение) или «совьюн» (парень держит руки девушки, плавно покачивая ими) — минимум движений, максимум тактильных ощущений и огромный эмоциональный отклик. Опять же форма остается, меняется содержание. На смену патефону пришел магнитофон, затем компьютер, правда совсем вышли из употребления парные танцы, уступив место «сольной пляске». Можно предположить, что если заняться изучением современной традиции молодежных собраний, найдется немало параллелей с более ранними их версиями.