Живая старина народов Карелии @kizhi
О лекториях фольклорного коллектива музея-заповедника «Кижи»
Лектории — это часть культурно-образовательной деятельности Фольклорно-этнографического ансамбля музея-заповедника «Кижи», которая формируется, прежде всего, на лекционной и презентационной работе: циклы лекций с участием всего коллектива, индивидуальные лекции каждого сотрудника, выступления ансамбля с научным комментарием по программам. Пришли к такой форме подачи интереснейшего материала по фольклору не сразу. Выступления перед различными аудиториями у нас уже не были редкостью. Но все же основными точками отсчета можно считать два крупных мероприятия. В сентябре 1995 года музеем «Кижи» была проведена Международная научная конференция «Рябининские чтения» (более 80 участников). Ведущие фольклористы и этнографы России отметили такие качества фольклорной группы как бережное отношение к исполняемым произведениям народного творчества, импровизационность и естественность. В июле 1996 года фольклорная группа музея-заповедника «Кижи», как мы сами себя тогда называли, была участником международного фестиваля аутентичного фольклора прибалтийских стран (всего 12 стран-участниц) «Балтика—96», где получила хорошие отзывы о своем репертуаре, костюмах и исполнительском мастерстве. И в одном, и во втором случаях отзывы, которые мы услышали в свой адрес, помогли утвердиться в мысли, что все, что мы исполняем и выносим на суд зрителей, интересно не только нам самим, но действительно интересно слушателям и посетителям музея. Удивление, впечатления, вопросы к нам и предложения говорят о многом. Мы задумались, а ведь большинство-то людей, особенно молодежь, и не догадываются, насколько прикосновение к фольклору интересно, познавательно и даже полезно в определенном смысле. Как бы нам расширить круг деятельности по презентации, как сейчас говорят, и приобщению к народному творчеству как можно больше людей, особенно молодежи, школьников? Как раскрыть и показать богатейший клад народной мудрости, важность обрядового действия в жизни крестьянской семьи, красоту мелодии и текста народной песни, яркую характерность танца, эталон, если можно так сказать, народного костюма?
Впервые о лектории как о возможном и очень важном культурно-образовательном проекте в деятельности Фольклорно-этнографического ансамбля заговорили еще в конце 1990-х гг. Регина Борисовна Калашникова, кандидат филологических наук, позже начальник отдела фольклора, научный руководитель нашего ансамбля (напомню: ансамбль существует с 1989 года), заложила много интересных идей, в том числе создание цикла лекций-концертов под общим названием «Праздничная культура русских Олонецкой губернии на рубеже XIX—XX вв.».
Первый цикл состоял из пяти лекций: «Фольклорная группа сотрудников музея-заповедника «Кижи»: Презентация программ» (кстати, первая лекция была запланирована к проведению уже на 22 января 1999 года); «Поморская песенная культура»; «Народная песня и народный костюм»; «Крестьянский танец XIX — нач.XX вв.: хоровод, «шестерка», «утушка», кадриль, «ланцы», «краколяк», падеспань, «болванчик»; «Заонежская свадьба (фрагмент)».
Первые лекции проводились в зале Музея изобразительных искусств по одной лекции в месяц. Читала, а точнее рассказывала, Регина Борисовна Калашникова. Кто слышал эти лекции, тот никогда не забудет ее мягкий голос и нежную улыбку, высококультурную, грамотную, красивую речь и обилие нюансов, которыми Регина Борисовна выделяла то или иное интересное сведение, подчеркивая его важность. После ухода Регины Борисовны из жизни, на должность начальника отдела фольклора пришла также известный ученый-фольклорист, кандидат филологических наук Валентина Павловна Кузнецова, которая стала читать лекции и внесла много ценного богатейшего материала по свадебному обряду, на основе которого она сама же и сделала сценарий постановки фрагмента заонежской свадьбы. Все это позже вошло в репертуар нашего фольклорного ансамбля. Со временем, конечно, лекции меняли свое название и содержание, появились новые темы и программы.
Проект лектория по фольклору на самом деле необычный, так как рассказ лектора сопровождается «живым» исполнением фольклорных жанров участниками фольклорного ансамбля. Слушатели знакомятся с русской свадьбой, вечеринками, старинными жанрами фольклора — былинами, причитаниями, духовными стихами, балладами и городской культурой северной деревни. Цель работы в осуществлении этого проекта заключалась в том, чтобы показать научно-просветительскую деятельность сотрудников отдела и фольклорного коллектива. Лектории состоят из циклов, которые включают в себя четыре - пять лекций по духовной крестьянской культуре, согласно народному календарю. Например, если когда-то в деревне было время свадеб, то лекция проводилась на свадебную тематику, если же начиналось время Великого поста, то участники фольклорного ансамбля не пели мирских, весёлых песен, а исполняли соответствующие этому времени года уникальные жанры фольклора: былины, духовные стихи, баллады. В дальнейшем каждый следующий лекторий получал новое название, в рамках которого раскрывались свои конкретные темы.
Следует добавить, что некоторые лектории повторялись дважды, но с заменой отдельных лекций на другие, т.е. в лекторий вкладывалось 50 % нового материала.
2005 год явился началом деятельности фольклорно-этнографического ансамбля в Лекционно-выставочном зале г. Петрозаводска (ул. Федосовой, 19). Познакомиться с познавательными лекциями и посмотреть интересное действо приходят учителя школ, воспитатели детских учреждений, школьники, преподаватели и студенты вузов, техникумов, колледжей, представители туристических фирм. Циклы лекций являются результатами научной деятельности сотрудников музея. Такая работа требует серьёзной подготовки. Разрабатывая одну такую лекцию, сотрудники являются не только специалистами по работе над научной темой, что является их непосредственной работой. Но есть лекции, которые требуют постановки этнографической сценки, тогда приходится осваивать и другие виды деятельности, например, уметь подготовить сценарный план, в какой-то степени быть режиссёром постановки, а фольклорный коллектив должен суметь осуществить грандиозные планы лектора-руководителя программы. Указанные циклы лекций предлагаются посетителям музея «Кижи» как дополнительная платная услуга. В течение года участниками фольклорно-этнографического ансамбля также ведётся презентационная и лекционная работа для туристов и гостей о. Кижи и г. Петрозаводска. Сотрудниками отдела разработаны 3 платные лекции-выступления по темам: «Фольклорное наследие Карелии», «Заонежская молодёжная бесёда» и «Музыкальные инструменты Карелии».
Наличие фольклорного ансамбля в музее создаёт особую духовную атмосферу, возрождая и сохраняя в каждом из участников созидательную личность, способствуя творческому развитию коллектива в целом. Изучая и сохраняя наследие предков, мы стараемся как можно более точно и полно донести его до широкой общественности, до тех, кому небезразлично богатое творческое прошлое, до тех, кто не знает, но должен узнать о традициях своего народа!
Лектории
- «Праздничный календарь русских Олонецкой губернии»: «Масленичная вечеринка», «Пудожская свадьба», «Великий пост. Былины, баллады, духовные стихи», «Городская культура в северной деревне».
- «Бесёдное веселье в Олонецкой губернии»: «Поморская святочная вечерина», «Пудожская предсвадебная вечеринка», «Деревенский досуг в Великий пост», «Заонежская молодёжная бесёда в записи В.Д. Лысанова», «Детские забавы».
- «Игры крестьянских детей»: «О чём расскажет куколка», «Кто в доме хозяин», «Где найти сноровку», «Как выбрать невесту» — это цикл лекций для детей.
- «Живая старина народов Карелии: эпос, музыка, танцы»: «Музыкальные инструменты Карелии», «Заонежская молодёжная бесёда», «Великий пост. Былины, баллады, духовные стихи», «Крестьянский танец. От старинных хороводов XIX века до танцев 1930-х годов».
- «Живая старина народов Карелии: Традиции семьи и деревенской общины»: «Этнография детства на Русском Севере: Традиции пестования», «Старинная русская свадьба Заонежья», «Деревенский досуг: бесёды и вечерины», «Народные традиции пастушества».
- «Фольклорное наследие Карелии»: «Земля за Онего» или «Русский Рим» глазами путешественников», «Кантеле — певучий короб», сотворенный старцем Вяйно», «Туда шли-прошли некрута молодые…», «От каждого порога к Питеру дорога».