Рецепт её молодости @kizhi
К юбилею В.А. Гущиной
Глядя на Виолу Анатольевну, эту восторженную энергичную женщину, не перестаёшь удивляться, как ей удаётся идти по жизни с высоко поднятой головой и неизменной улыбкой, не взирая ни на какие жизненные трудности. Пять лет назад, в преддверии предыдущего юбилея, я уже задавалась вопросом: в чем же её секрет и много интересного узнала тогда о ней из уст её родных и друзей, но тайна так и осталась тайной… Тот материал был опубликован в июньском номере газеты «Кижи», содержал перечисление заслуг и научных публикаций, но сегодня речь пойдет о другом : этот материал — ещё одна попытка приподнять завесу тайны и выпытать у неувядающей Виолы рецепт её молодости. И вот что в итоге она поведала, вот какие составляющие выделила…
Радость жизни
— Мой жизненный позитив заключается в том, что меня радует просто жизнь. Она такая разнообразная, каждый день — событие. Мне дорог оптимистический настрой на каждый день. Ценю людей. Особенно ценю людей, влюбленных в свое дело. Будь то писатель, художник, поэт, скульптор, фотограф, артист, учёный... Общение с увлеченными людьми — полезно, радует и бодрит. Жить — очень интересно! Я воспринимаю жизнь масштабно: мировые события, Россия, Карелия, Кижи... Ощущение возраста? Я, к счастью, его не замечаю! А стало быть его и нет!
Путешествия
— Мой мир — это путешествия. Благодаря моим дальним, вплоть до Африки, маршрутам, я познала, как мал и хрупок наш Земной шар, убедилась воочию, как много чудес на свете! Греция: Акрополь, Парфенон. Африка: Тунис, Карфаген. Испания, Италия, Мальта, Франция, Германия, Финляндия, Россия, Карелия. Я человек, который сам себе завидует, потому что увидел мир своими глазами. На фоне мировых шедевров Кижи не померкли, а стали еще значимее. Экспедиции по разным районам Карелии, встречи с людьми, знакомство с их жизненным опытом напитали меня живой, а не книжной историей.
Энергетика Кижей
— Кижский архитектурный ансамбль заполняет нашу жизнь. Это один из главных компонентов «рецепта молодости». Словно фантастическая птица Феникс он воспаряет на вершину мировой славы после забвения в тихой глухой провинции. Гимн мастерству и красоте — вдохновляет и помогает преодолевать столетия и невзгоды.Не случайно местные жители называли Кижи «Светломилостивый Ерусалим». Кижи — это чудо природы и человеческого гения, слитые в едином вздохе. В них ощущается простор неба, необъятные лесные дали и торжество водной стихии. Известно, красота — путь к радости. Она воспитывает вкус, лечит душу и укрепляет, словно лекарство, здоровье. Красота и гармония кижских храмов волнует и будоражит смелых, дерзких мастеров-зодчих, пытающихся превзойти легендарного Нестора, создавшего это чудо деревянной архитектуры. Волшебство Кижей — в удали молодецкого топора в руках умельца, в природной красоте дерева: золотого в свежем, молодом срубе, серебряного — в зрелые годы и подернутого благородной сединой — в старости. Для меня Кижский ансамбль — живое существо: с ним можно разговаривать и получать ответы лучащимися серебром главками, то затухающими, то вдруг сияющими радостью... Судьба Кижей давно волнует культурное общество. Кижи на карте мира не затерялись. Конгрессы ЮНЕСКО, проходя в разных странах мира, в том числе США, Испании, Колумбии, Камбодже, неизменно обращают внимание на способы сохранения этого уникального ансамбля.
Время и традиции
— Музей-заповедник «Кижи» создавался людьми, тонко чувствующими его неповторимость. Лучшие люди российской науки прикоснулись к его истории: Н.Я. Озерецковский, Л.В. Даль, М.В. Красовский, И.Я. Билибин, И.Э. Грабарь, Л.М. Лисенко, Б.В. Гнедовский, А.В. Ополовников, открывшие миру Кижи. Искусствоведы: Н.Е. Мнёва, В.Г. Брюсова, С.В. Ямщиков... Окунуться в мир этих громких имён — значит познать историю культуры того времени. Работая с шедевром деревянного зодчества, прослеживаешь его судьбу на фоне истории государства с конца XVII века до наших дней, от только что зарождающихся традиций до их современного восприятия. Известно, что традиция — это не мертвое копирование прошлого, а жизнь в развитии. На жизни Кижского архитектурного ансамбля это сказалось ярко и в духе времени: времена меняются, и каждое время несет свой отпечаток. Работа с уникальными объектами одаряет радостью общения, уводит исследователя не только в глубь исторических пластов, но и расширяет диапазон исследований, заставляет шире смотреть на мир.
Мечты и идеи
— Я не боюсь стремиться к воплощению казалось бы безумных идей, например, давно мечтаю о воссоздании «неба» Преображенской церкви, иконы которого были утрачены в послевоенные годы, по сохранившимся фотографиям и подробному описанию цветового решения, живописной характеристики. Люблю сенсации по раскрытию тайн кижских памятников, раскрытию их первоначального исторического образа, уточнению давно устоявшихся датировок. Стараюсь путем архивных изысканий внести уточнения. Ни для кого не секрет, что за три века храмы и перестраивались, и «поновлялись» не раз и не два. Раскрыть все их загадки и воссоздать модель эволюции их внешнего облика и внутреннего убранства — одна из главных целей моей многолетней работы. В музее должна быть специальная лаборатория по сохранению для грядущих поколений древних плотницких приемов с показом способов рубки «в обло», «в лапу», «потайного зуба» и др., следов топора на торцах углов, стёски внутренних стен топором и так далее...
Семья
— Со временем проясняются жизненные ориентиры. В настоящее время для меня главным прежде всего остаются семья и любимая работа. Мой незаменимый помощник — муж Борис Александрович Гущин. Вместе мы уже почти полвека! Его познания в истории, искусстве и литературе — феноменальны. Для меня он — «живая энциклопедия», причём так его называли с детства в его любимой заполярной Умбе за феноменальную память. Мы вместе создаём летопись Кижского архитектурного ансамбля. Наша семья, состоящая из семи человек, — это крепкий семейный клан со своими традициями, например, у всех есть интерес к своей родословной, уходящей корнями в прибалтийские земли и российские северные края. Все праздники мы встречаем вместе с одариванием рукотворными произведениями — это новые публикации, украшения и еще многое другое, что можно подарить от всей души. У нас сохранились ценные семейные реликвии: подробные чертежи и описания наших родовых усадеб на озере Селигер. Кстати, в нашей усадьбе, по воспоминаниям бабушки Шарлотты Мульт, начинал свою певческую карьеру известный тенор Сергей Лемешев: «Работать он не любил, но постоянно пел», — говорила бабушка. Сохранились письма моего отца с фронта, в одном из них он переписал слова песни «Вьется в тесной печурке огонь», и я, когда была маленькая, была убеждена, что эту песню написал он. Наши дети и внуки получили «кижское воспитание» — это простор, свобода и воля. Выросли как грибы после теплого летнего дождя. Жили не на природе, а в природе: на волнах коварного Онежского озера, в лесных дебрях Кижских шхер, в дальних путешествиях на весельной лодке с ночлегами в лесу… Наша семья сохраняет радость от жизни на благодатном острове.
Будущее музея
— Молодость Кижей — в наших экскурсоводах, держащих ключи от острова в своих руках, начинающих и опытных научных сотрудниках, держащих планку на высоком, достигнутом за годы существования музея уровне. На остров Кижи съезжаются люди со всей планеты. Это особый мир. Для меня — это своеобразный «Центр Вселенной». Хотелось, чтобы слова легендарного мастера Нестора: «Не было, нет и не будет такой!» — обрели своё первородное значение и после реставрации Преображенской церкви. Сегодня церковь стоит без своего парадного крыльца, просторной трапезной, словно парит над землёй. Постепенно возвращаются в её обновляемое тело венцы из свежей сосны и старые, «родные», брёвна. Впереди еще очень много сложнейшей, ответственной реставрационной работы. Кижи должны жить вечно в своём привычном, гармоничном образе! Мир Кижей дорог людям в своей первозданности, как говорится, без асфальта и неоновых огней… Это один из последних оплотов, защищенных от проникновения цивилизации. Мне хотелось бы, чтобы это было всегда!