Он любил родное Заонежье Vkontakte@kizhi

Александр Иванович МошинСемья МошиныхНа презентации книги «Заонежские бывальщины», 2012 г.На презентации сборника «Федосовские чтения», 2010 г.

1 июля на 87 году жизни ушёл от нас Александр Иванович Мошин, коренной заонежанин, немало сделавший для своего родного края.

Александра Ивановича хорошо знали в музее «Кижи»: здесь проходили презентации его книг, он был гостем и участником кижских праздников, посещал выставки и всегда интересовался жизнью музея — был не только постоянным читателем музейной газеты «Кижи», но и одним из её авторов.

В знак искренней признательности и уважения хочется сказать, что А.И. Мошин прожил долгую, честную и в высшей степени достойную жизнь, а испытаний на его долю пришлось немало. В начале Великой Отечественной войны он был еще подростком и пережил тяжелые годы финской оккупации, а после освобождения Заонежья в 1944 году был призван на фронт и воевал до самого конца войны, был ранен. После демобилизации работал в колхозе, счетоводом на сенопункте, заведующим Шуньгской избой-читальней. Годы военных испытаний взрастили в нем стремление учиться, созидать: окончил Петрозаводский архитектурно-строительный техникум, затем — отделение рисования и живописи Дома народного творчества им. Н.К. Крупской (Москва), историко-филологический факультет Петрозаводского государственного университета. Работал 10 лет архитектором в «Карелгражданпроекте», 18 лет — секретарем Карельского обкома профсоюза рабочих строительства и промышленности строительных материалов, 6 лет — заведующим организационно-инструкторского отдела Карельского областного совета профсоюзов, был членом президиума. Работа А.И. Мошина была отмечена двумя Почетными грамотами Президиума Верховного Совета КАССР, нагрудным знаком ВЦСПС «За активную работу в профсоюзах». Имел он и боевые награды, полученные в годы Великой Отечественной войны.

После выхода на пенсию избирался членом президиума Петрозаводского городского совета ветеранов войны и труда, председателем общественной организации «Заонежское землячество», был членом общественных организаций «Заонежье», «Земля Заонежья», Петрозаводского городского клуба «Краевед». И главное — занялся писательской деятельностью. А.И. Мошин — автор книг: «С веком наравне. Очерки истории профсоюзного движения в Карелии», вышедшей в двух частях в 2005 и 2010 гг., «Очарование Заонежьем», «Заонежские бывальщины», «Заонежье в биографиях» и др. Написал более 80-ти статей и очерков, в том числе: «Шуньгские ярмарки», «Здесь жили люди до нашей эры», «Золотой обруч», «Жемчужное ожерелье», «Великолепная Шуньга», «Партизаны Заонежья. Хроники боевых действий 1-й партизанской бригады в 1941—1942 гг.», «Колхозы Заонежья».

За большую исследовательскую работу по истории Заонежья в 2001 году он был избран действительным членом Российского Географического общества.

И личная жизнь Александра Ивановича удалась: почти полвека он был счастливо женат на Елене Ивановне Тройняковой (1927—1998), вместе они вырастили трех дочерей, которым помогли получить образование в ленинградских вузах. Мошины были заботливыми дедушкой и бабушкой для двух внучек и внука. Александр Иванович успел стать и прадедушкой. Он неоднократно повторял, что прожил хорошую жизнь — он любил родное Заонежье, гордился тем, что родился в Шуньге, вспоминал пережитое, выступал в школах, на научных конференциях, записывал воспоминания земляков и сам был замечательным рассказчиком.

Помню, как мы ездили на конференцию в Великую Губу, а это около пяти часов туда и столько же обратно на автобусе, и всё это время Александр Иванович рассказывал о Заонежье, переплетая исторические факты с заонежскими байками — слушать его можно было бесконечно.

Вот как запомнился мне его рассказ, который я для себя назвала «Отпуск по ранению»: «Зимой 1944-45 годов, выписавшись из госпиталя, получил я двухнедельный отпуск и направился домой. До Медвежьей Горы добрался поездом, а дальше можно было только пешком, хотя путь неблизкий — 60 километров по лесной дороге. Но делать нечего — пошёл. Обезлюдело за войну Заонежье: пройдя больше половины дороги, не встретил ни одной живой души, а дело шло к ночи. Стемнело, мороз, да и устал я, по пути сгрыз два сухаря и, к счастью, дошёл до деревни Федотово: вижу — в крайней избе огонёк. Постучал. «Кто там?» — «Солдат. Иду с войны». И одинокая пожилая женщина не побоялась впустить меня в дом. А я после госпиталя страшный был, худой, как жердь, и сорока килограммов не весил. Лёг на лавку у печи, хозяйка дала мне тулуп укрыться, так я и проспал в тепле до рассвета. А утром она дала мне две вареные картофелины, я поел, поблагодарил хозяйку за приют и отправился дальше — до Шуньги было еще километров двадцать. Дошёл, и первое, о чем спросили меня дома: «А документы у тебя есть?» Я даже не обиделся — понимал, что боятся, а вдруг — дезертир?

С документами всё было в порядке. А после отпуска я вернулся в часть. Довоёвывать».

Как оказалось, последняя статья А. И. Мошина «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…», посвященная поездке по пушкинским местам, была напечатана в газете «ТВР-Панорама» 5 июня, а менее чем через месяц после этой даты его сердце перестало биться.

Р.S. Сегодня в память об Александре Ивановиче Мошине мы публикуем одну из глав его книги «Очарование Заонежьем», повествующую о заонежских купцах.

Татьяна НИКОЛЮКИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф