Предприниматели и купцы @kizhi
Несмотря на постоянно меняющиеся административные границы внутри Заонежья, заонежане сохраняли в своем сознании стойкое представление о своем внутреннем историческом, культурном и этническом единстве. Дух новгородской вольницы навсегда остался в характере заонежан.
К концу XIX — началу XX веков Заонежье являлось одним из самых густонаселенных, экономически развитых районов Карелии. Заонежане издавна отличались трудолюбием и привязанностью к земле. Не случайно ученый-фольклорист А.Ф.Гильфердинг сказал: «Это народ — труженик в полном смысле слова».
По данным 1905 г., из Кижской волости, где проживали 1555 человек, в Петербурге работали 300 человек, в т.ч.: столярами — 218, паркетчиками — 12, портными — 36, башмачниками — 22, слесарями — 12 человек. «Вельми искусные» плотники были родом в основном из Заонежья (Толвуи, Кижей, Шуньги), известного своими мастерами, потомками новгородцев. Плотники и столяры из Кижского погоста строили и отделывали здания в Петрозаводске, Петербурге, Новгороде и других губерниях России.
Славились деревни Кижского погоста и мастерами вышивального искусства, краснодеревщиками и бондарями. И не случайно на антропологической выставке в Москве в 1879 г. крестьянином И.А.Касьяновым (кстати, сказителем) из д. Космозеро Кижского погоста была представлена утварь и домашние принадлежности: кошель из бересты, крошни, коробка, ушат, ведро, корзина, лукошки, ложки, солонки, шкатулки, прялки, борона, ткацкий станок, вилы, берестяное седло, узда, керевод (ловушка), заонежская раскрашенная дуга. Образцы оригинальных вышитых полотенец были представлены Ириной Михеевой из д. Тарасы.
Братья Дегтяревы из д. Воробьи на Клименецком острове были отцом направлены в мальчики — в ученье в Петербург. Один выучился на сапожника и стал искусным мастером, имел свою мастерскую. А другой выучился на краснодеревщика и стал таким мастером, что его приглашали выполнять столярные работы в царских дворцах. О творениях их рук ходили легенды.
Некоторые из этих заонежан переходили в городское купечество и в отдельных случаях становились заводовладельцами. Из их среды выходили представители государственных и общественных организаций.
Братья Андрей и Иван Корниловы из д. Кургеницы с Большого Клименецкого острова открыли в Петербурге фарфоровый завод. На столовой посуде стояли знаки «Братья Корниловы». Надо заметить, что семья Корниловых в Заонежье была одной из просвещенных. Их домашняя библиотека по площади занимала полдома. Были в роде Корниловых и мореплаватели. В XVIII в. Амос Корнилов 12 раз побывал на Шпицбергене.
Большой предпринимательской активностью обладал зажиточный, торгующий крестьянин из д. Лонгасы с Клименецкого острова Василий Дмитриевич Лысанов.
Василий Дмитриевич унаследовал от своего отца вместе со значительной частью имущества и предприимчивость, широту взглядов, навыки управления. За короткое время он умножил капитал отца. А переехав в Петрозаводск, построил большой дом на Святнаволоцкой улице, купил пароход «Три святителя», несколько барж и занимался торговлей ржаной и пшеничной мукой, хлебными продуктами. В Петербурге у него была своя пристань со складом, в Тверской губернии — кожевенный завод. В Петрозаводске имел пивоваренный завод, лавки и магазины — в Петрозаводске, Шелтозере, Вознесенье и других местах. Разбогатев на перевозке грузов, он сумел сплотить вокруг себя заинтересованных в местном пароходном обществе купцов, выезжал в составе делегации в Лондон для заключения договора на постройку пароходов и быстро сделал пароходное общество прибыльным и конкурентноспособным. Лысанов был не только директором пароходного общества, Городского общественного банка, но и специалистом в области судостроения и судоходства.
Успешная промышленная, торговая, финансовая и общественная деятельность В.Д. Лысанова способствовала росту его авторитета в городе и губернии. Как купец второй гильдии, потомственный почетный гражданин, он был действительным членом Олонецкого статистического комитета, присутствия по промысловому налогу, по фабричным и горнозаводским делам. Он неоднократно избирался гласным городской думы, а в 1910—1913 гг. был городским головой Петрозаводска. Дума под его управлением решала самые насущные вопросы. Так, был углублен фарватер у городской пристани, устроена купальня у плотины, выделены средства на моторную лодку для спасательной станции, организован ночлежный дом. В память 100-летия войны 1812 г. были учреждены при городском и техническом училищах шесть стипендий для обучения бедных детей.
Он входил в состав специальной комиссии, решавшей с Санкт-Петербургской думой вопросы о постройке железной дороги до Петрозаводска и дальше. При В.Д. Лысанове была начата электрификация города Петрозаводска.
Лысановы были известными в губернии меценатами. На их средства в Заонежье было построено несколько школ и изб-читален. Долгие годы Д.П. Лысанов (отец) был почетным блюстителем родного Сенногубского одноклассного училища и жертвовал средства на ремонт и расширение здания, на устройство детских праздников, приобретение учебных пособий. На строительство школы в родном селе он пожертвовал более двух тысяч рублей и принимал самое живое участие в решении вопроса о преобразовании ее в министерскую, а затем в образцовую.
После смерти отца попечителем Сенногубского училища стал его сын В.Д. Лысанов. Школьной библиотеке им были подарены комплекты журналов: «Русская школа», «Родник», «Воспитание и обучение». И на этом поприще он нашел признание далеко за пределами своего села. Он входил в состав Губернского попечительства детских приютов, попечительства о слепых и др.
Лысановы были примерными прихожанами. Они вносили средства на ремонт церквей, на необходимую утварь, оказывали помощь священникам. Д.П. Лысанов состоял старостой Сенногубской церкви, а В.Д. Лысанов входил в попечительство при Кафедральном, Святодуховском соборах и церкви при Олонецкой духовной семинарии. Ежегодные отчисления на благотворительные цели составляли у В.Д. Лысанова до 200 рублей.
Лысановы много сделали в деле изучения и сохранения традиционной культуры Заонежья. В их доме в д. Лонгасы на Клименецком острове была устроена библиотека-читальня (в семье имелось хорошее собрание книг XVII — начала ХX вв.). Д.П. Лысанов в 1860—1861 гг., он тогда служил волостным писарем, по просьбе П.Н.Рыбникова записывал тексты былин от местных сказителей Сорокина и Сарафанова. В.Д. Лысанов был достойным продолжателем увлечений отца. Он состоял действительным членом Общества изучения Олонецкой губернии. Подарил несколько книг и рукописей в Олонецкое церковное древлехранилище. На первую международную выставку исторического, современного и этнографического костюмов он представил полный наряд заонежской крестьянки, принадлежавший матери. В.Д. Лысанов обобщил свои знания по родному Заонежью в книге «Досюльная свадьба, песни, игры и танцы в Заонежье» (книга издана в Петрозаводске в 1916 г.). Только по ведомству Министерства народного просвещения В.Д. Лысанов «за свою усердную и многополезную деятельность» был награжден серебряной и золотой медалями на Станиславской ленте и золотой медалью на Александровской ленте.
«Предприниматели и купцы», А.И. Мошин «Очарованье Заонежьем», 2007 г. Печатается в сокращении.