Итоги миссии ЮНЕСКО 2013 года Vkontakte@kizhi

Преображенская церковь, 2 апреля 2013 г.Совещание с участием А. Нелидова и В. Цветнова Эксперты Катри Лисицин и Эндрю Поутер на Кижском Погосте

Совместная (Центр Всемирного Наследия/ИКОМОС) миссия реактивного мониторинга прошла с 1 по 6 апреля 2013 г. Официальный отчет миссии опубликован по адресу: http://whc.unesco.org/en/sessions/37COM/documents на английском языке. Сегодня мы предлагаем читателям газеты «Кижи» познакомиться с этим документом (WHC-13/37.COM/7B. Add) в переводе на русский язык.

Текущие вопросы по сохранению

a) Управление объектом

Государство-участник сообщает, что управление объектом в настоящее время осуществляется в законодательном порядке и в соответствии со стратегическим планированием деятельности музея-заповедника «Кижи». План управления объектом наследия был завершен в 2012 году. Процесс планирования включает участие различных сторон и устанавливает цели, обеспечивающие эффективную защиту, сохранение и развитие объекта. Он включает в себя критерии методов сохранности и объединяет вопросы, вызывающие озабоченность по поводу сохранения исторического ландшафта, и вопросы, связанные с развитием туристического потенциала острова.

Миссия отметила, что управление объектом продолжает осуществляться в соответствии с техническим и экономическим планом развития, утвержденным Правительством Карелии от 1 марта 2002 года. Проект Плана управления ОВН «Кижский погост» 2012–2022 был представлен на рассмотрение в Центр Всемирного Наследия в конце марта 2013 года, и лишь отдельные отрывки были представлены миссии. Несмотря на это, миссия отметила, что проект Плана управления представляет собой всеобъемлющий и подробный документ, включающий в себя перечень планируемых и текущих проектов, но неразъясняющий важность сохранения выдающейся всемирной ценности (ВВС) объекта в качестве приоритета во всех управленческих решениях. Представленный проект плана также является слабым с точки зрения интегрированного управления, регулирования зон охраны (буферных зон) и нового строительства, а также стратегии туризма — всех неотложных вопросов, требующих всестороннего и основательного рассмотрения. Совместный процесс разработки Плана управления включает в себя функцию Общественного Совета, который будет учрежден в 2013 году.

b) Охранная (буферная) зона

Государство-участник представило в Центр Всемирного Наследия географическую и картографическую информацию, касающуюся уточнения границ объекта, которая будет рассмотрена Комитетом Всемирного Наследия в рамках пункта 8 повестки дня (документ WHC-13/37.COM/8D). Кроме того, оно сообщает, что внутри зон охраны был разработан градостроительный режим и режим использования земель, а также, что сведения о границах зон охраны были представлены администрации Республики Карелия с тем, чтобы ввести их в государственный кадастр недвижимости.

План управления включает в себя программу по сохранению ландшафта, также имеется решение сохранить визуальные связи между различными памятниками острова Кижи. Была реализована программа мониторинга окружающей среды, что совместно с программой по использованию отходов должно улучшить условия.

Миссия смогла лишь приблизительно ознакомиться с планом использования земель, поскольку он еще не был переведен. Она отметила, что план включает анализ визуального коридора местности, основанный на визуальном и эстетическом восприятии Кижского Погоста. Тем не менее, миссия считает, что план следует пересмотреть с тем, чтобы учитывать не только визуальную и эстетическую составляющие, но и включить в него историческое землепользование, экологический фактор и фактор общего устойчивого развития.

Далее миссия отметила, что предполагаемое строительство на острове Кижи и прилегающих территориях исключается из общих положений по зонам охраны (буферным зонам). Регламент землепользования и руководство по проектированию должны включать в себя предписания по новому строительству, включая анализ видимости, функции, компоновку архитектурных масс, материалы, объем, расположение и т. д.

Миссия также указала на необходимость подготовить подробную оценку воздействия проекта на окружающую среду и оценку воздействия на наследие по всем предполагаемым объектам строительства. Миссия отметила, что строительство нового пирса для туристических катеров и грузового причала в северной оконечности острова Кижи было завершено и что ведется строительство новой дороги Великая Губа — деревня Оятевщина. Никаких оценок воздействия на наследие не проводилось перед началом строительства данных объектов, равно как и сами они не были представлены на рассмотрение до реализации в целях оценки их потенциального воздействия на ОВН.

Кроме того, был представлен проект нового административного центра (визит-центра), который нуждается в тщательном изучении, включая рассмотрение того, как могут быть использованы существующие здания, а также с точки зрения архитектурных особенностей, назначения, дизайна и экологической совместимости и подлежащего ОВОС и оценки воздействия на объект наследия до получения разрешения на его строительство.

c) Сохранение, защита и мониторинг

Государство-участник сообщает о мерах защиты, которые были предприняты с целью повышения безопасности объекта. К ним относятся пожарная сигнализация, устройство внутреннего и внешнего пожаротушения и замкнутая система видеонаблюдения. Контроль за соблюдением мер безопасности осуществляют сотрудники службы охраны, возрос технический потенциал сотрудников музея в решении чрезвычайных ситуаций. Что касается работ по сохранению, государство-участник представило подробный отчет по комплексным мероприятиям, проведенным на сегодняшний день как на Преображенской церкви, так и на церкви Покрова Богородицы. В 2012 году был завершен первый и запущен второй этап реставрации церкви Преображения, который предположительно закончится в 2016 году. На втором этапе будет продолжено использование методов и подходов, которые были испытаны и доказали свою эффективность в рамках первого этапа, и которые, по существу, являются руководящими принципами для будущих работ.

Трехлетний период, отведенный для выполнения работ на Покровской церкви, истек в 2012 году. Был осуществлен мониторинг с целью оценки скорости и степени возможных деформаций и биоповреждений. Продолжались регулярные осмотры структурных элементов. Результаты мониторинга использовались для определения ряда превентивных мер по устранению источников гниения и уменьшения разрушающего воздействия.

Миссия отметила, что, на данный момент, древесина конструкций Преображенской церкви находится в состоянии сильного повреждения, но не под угрозой неминуемого обрушения.

Работа по сохранению продвигается успешно, предпринятый подход является последовательным. Миссия отметила, что непрерывность и дальнейшая реализация проекта крайне необходимы для поддержания ВВЦ объекта, поэтому финансирование должно обеспечивать планомерное осуществление мероприятий. Миссия также отметила, что в настоящее время выполняется программа по профилактическому техобслуживанию и ремонту Покровской церкви.

Заключение

Центр Всемирного Наследия и Консультативные органы отмечают прогресс, достигнутый государством-участником в вопросе применения рекомендаций консультативной миссии и миссии реактивного мониторинга, а также решений Комитета Всемирного Наследия.

Они также считают, что крайне важным фактором, наряду с определением буферной зоны и обеспечением охраны, защиты и управления объектом наследия и окружающим ландшафтом является разработка Плана управления. Кроме того, они считают, что реставрационные работы на Преображенской и Покровской церквях продвигаются успешно, однако процессу следует придать устойчивый характер с тем, чтобы гарантированно избежать дополнительных потерь материала. Центр Всемирного Наследия и Консультативные Органы с озабоченностью отмечают воздействие, вызванное усилением туристической деятельности и развитием инфраструктуры, а также продолжающиеся изменения в землепользовании (перевод земель из категории сельхозназначения в земли, используемые под строительство) и незапланированную застройку. Суммарное влияние данных факторов может представлять потенциальную угрозу для выдающейся всемирной ценности объекта.

Они подчеркивают необходимость создания стратегии устойчивого туризма и пересмотра Плана управления с целью включения в него жестких предписаний и руководящих принципов для нового строительства внутри границ объекта. Далее они отмечают, что необходимо проводить оценку воздействия проектируемого строительства на окружающую среду (ОВОС) и на наследие, и что все проекты должны быть представлены, в соответствии с параграфом 172 Руководства по применению Конвенции, для рассмотрения до получения разрешения на их осуществление на федеральном уровне.

Проект Решения:

37 COM 7B.80 Комитет Всемирного Наследия,

  1. Рассмотрев документ WHC-13/37.COM/7B. Add,
  2. Ссылаясь на решение 36 COM 7B.83, принятое на 36-й сессии (Санкт-Петербург, 2012),
  3. Отмечает прогресс, достигнутый государством-участником в деле сохранения и защиты памятников (Покровской и Преображенской церквей), настоятельно призывает придать устойчивый характер этому прогрессу и обеспечить ресурсы, необходимые для того чтобы избежать дополнительных потерь материала, которые могут представлять собой угрозу для объекта;
  4. Отмечает шаги, предпринятые государством-участником, для разработки правовых мер по защите всемирного культурного наследия;
  5. Также принимает к сведению рекомендации миссии реактивного мониторинга (апрель 2013) и настоятельно призывает государство-участник выполнить данные рекомендации, в частности:
    • a) Пересмотреть План управления с тем, чтобы убедиться, что вопросы сохранения и защиты особенностей, представляющих выдающуюся всемирную ценность (ВВЦ) памятника, являются ведущими в принятии решений; пересмотренный План управления должен включать правила, регулирующие землепользование и новое строительство, положения по управлению сельскохозяйственным ландшафтом, стратегию устойчивого туризма, меры готовности к риску и меры контроля за состоянием археологических памятников,
    • b) Прекратить любое новое строительство в зоне охраны (буферной зоне) и вблизи памятника, включая гостиничные и административные объекты, до того, как План управления будет пересмотрен и проведена оценка воздействия проектируемого строительства на наследие и окружающую среду с тем, чтобы принять в расчет ожидаемые последствия и соответствие нового строительства Выдающейся Всемирной Ценности объекта,
    • c) Ускорить реализацию мер по повышению безопасности и противопожарной защиты с целью улучшения уровня охраны и качества окружающей среды вблизи памятника,
    • d) Завершить разработку руководящих принципов для реставрационных проектов, которые касаются сохранения ключевых особенностей памятника;
  6. Просит государство-участника, в соответствии с параграфом 172 Руководства по применению Конвенции, представить проектное предложение, технические характеристики и результаты оценки воздействия на наследие и окружающую среду проектируемого строительства административного и общественного центра музея «Кижи» и любых других строительных проектов на рассмотрение Центром Всемирного Наследия и Консультативными органами, прежде чем приступить к их осуществлению;
  7. Также просит государство-участника представить проект Плана управления в трех печатных и электронных экземплярах на рассмотрение в Центр Всемирного Наследия;
  8. Далее просит государство-участника пригласить консультативную миссию ИКОМОС в начале 2014 года для оценки прогресса, достигнутого в осуществлении реставрационных работ и вышеперечисленных рекомендаций;
  9. Кроме того, просит государство-участника представить к 1 февраля 2014 года в Центр Всемирного Наследия обновленный отчет о состоянии сохранности памятника и осуществлении вышеперечисленных рекомендаций для рассмотрения Комитетом Всемирного Наследия на 38-й сессии в 2014 году.
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф