Новомученик Российский Фаддей (Иван Васильевич) Успенский. Домашний фотоархив петрозаводчан Татариновых продолжает раскрывать свои тайны Vkontakte@kizhi

Иеромонах. КП-4583/14. Музей «Кижи»Епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский). 1908 г.Олонецкая духовная семинария, нач. XX векаВознесенский собор в Твери, где находятся останки новомученика Фаддея Успенского

Изучение музейных предметов и музейных коллекций продолжается в течение всего времени пребывания их в фондах. Иногда в этом помогают посетители сайта музея-заповедника «Кижи».

Так, совсем недавно в музей обратился диакон петрозаводского Александро-Невского кафедрального собора Евгений Барышев: «На фотографии «Иеромонах» из раздела «Старые фотографии» […] архимандрит Фаддей Успенский, ректор Олонецкой духовной семинарии в 1903—08 гг., прославленный Православной церковью в лике Новомучеников Российских».

Мы посмотрели фотографию на сайте, который любезно сообщил адресант, нашли в Интернете другие фотографии архипастыря-мученика и довольно много информации о нём.

После проверки не осталось никаких сомнений, что Е. Барышев прав — на фотографии, сделанной в начале XX века известным петрозаводским фотографом К. Йогансоном, поступившей в фонды музея в 1995 году, действительно названное им лицо.

Сообщение Е. Барышева позволило определить ещё одну личность в интереснейшей коллекции музея — коллекции из домашнего фотоархива петрозаводчан Татариновых. На день поступления этой коллекции в фонды информация о лицах, запечатлённых на снимках 1900/10-х годов, была весьма скудной. Впоследствии, в результате анализа изображений, записей на фотографиях, изучения разнообразных источников, удалось персонифицировать почти всех Татариновых и многих других лиц. В частности, были идентифицированы сёстры Николая II Великие княгини Ольга Александровна и Ксения Александровна, его брат Великий князь Михаил Александрович, Великий князь Николай Николаевич, императрица Мария Фёдоровна, второй муж Ольги Александровны Николай Александрович Куликовский. И вот, благодаря Е. Барышеву, нам и посетителям сайта музея стал известен ещё один выдающийся человек, изображённый на фотографии из этого собрания.

* * *

Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился 12 ноября 1872 г. в селе Наруксово Лукояновского уезда Нижегородской губернии в многодетной семье протоиерея. После окончания Нижегородской духовной семинарии и Московской духовной академии со званием кандидата богословия (1896 г.) был профессорским стипендиатом академии, после защиты диссертации стал магистром богословия (1901 г.). В августе 1897 г. был пострижен в монахи с именем Фаддей, рукоположен в сан иеродиакона, затем (21 сентября 1897 г.) — в сан иеромонаха. Преподавал логику, философию и дидактику в Смоленской духовной семинарии. 19 ноября 1898 г. переведён на должность инспектора Минской духовной семинарии с исправлением обязанностей преподавателя Священного Писания. С 1900 г. иеромонах Фаддей – преподаватель основного догматического и нравственного богословия в Уфимской духовной семинарии. 5 марта 1902 г. назначен инспектором Уфимской духовной семинарии. 15 марта того же года возведён в сан архимандрита. В уфимский период он издаёт «Записки по дидактике» — свой основной труд по церковной педагогике.

С 8 января 1903 г. до конца 1908 г. архимандрит Фаддей был ректором Олонецкой духовной семинарии. Помимо управления семинарией и преподавания, в его обязанности с 1905 г. входило редактирование официального издания епархии — «Олонецких епархиальных ведомостей».

Летом, после окончания занятий в семинарии, архимандрит Фаддей устраивал педагогические курсы для учителей церковных школ Олонецкой епархии. Сам он преподавал на этих курсах общую дидактику, Закон Божий, церковно-славянский язык.

Он регулярно выступал на религиозно-нравственных чтениях в Петрозаводске, стараясь приспособить свои лекции «к духовному и образовательному уровню слушателей». Поначалу лекции нового ректора семинарии проходили при переполненном зале Братского Назарьевского дома, но уже в 1907 г., как признавал сам о. Фаддей, «часть слушателей, особенно из образованных, […] перестала или стала реже ходить сюда, и общее число посещающих Братский дом […] несколько умалилось по сравнению с предыдущим. Приходилось слышать суждения о чтениях в Братском доме как о таких, которые по своему (будто бы «черносотенному») характеру совершенно не соответствуют вкусу и настроению людей, живущих во время «освободительного движения»; «все более усиливающаяся жажда веселия отняла у Братского дома весьма многих слушателей, особенно из молодого поколения... которое все более проникается взглядом на юность как на время забав и веселья и беспечно откладывает удовлетворение духовных потребностей на старость. А поколение, достигшее совершенного возраста, признает подобный взгляд вполне естественным и законным, почему и не старается внушить молодому поколению сознание важности потребностей духа и необходимости их удовлетворения». Не видя явственно желаемых плодов своих трудов, о. Фаддей, однако, высказал уверенность, что «все-таки невозможно, чтобы не осталось в душах никакого следа или воспоминания о духовных назиданиях, предлагавшихся в течение стольких лет».

В 1908 г. архимандрит завершил объемное исследование по Священному Писанию Ветхого Завета под названием «Иегова», за которое ему была присуждена степень доктора богословия. В Петрозаводске он опубликовал рукопись о местно чтимом блаженном Фаддее.

Архимандрит также служил в храмах Петрозаводска. В обстановке революции 1905/07 гг. его весьма заботила будущность Русской православной церкви и России. В своих проповедях он обличал тех, кто смутил «простые души» «своими клеветами на Церковь, которая будто бы измышленными чудесами поддерживает грубые суеверия народных масс и отклоняет их от истинного пути к прогрессу и совершенствованию». «Далеко не проверено, — предрекал о. Фаддей, — будет ли сопровождаться благотворными последствиями введение в жизнь всего того, что гордо начертал на знамени своем дух нашего века».

По воспоминаниям В.А. Некрасова, учившегося в семинарии в 1907—1913 гг., архимандрит Фаддей был большим любителем произносить проповеди, однако «содержание проповедей почти всегда носило печать аскетических поучений и было мало связано с реальной жизнью, а вследствие слабого голоса архимандрита произношение их было едва слышно и маловыразительно. Проповеди его успеха у семинаристов не имели».

Ходили слухи, что будучи настоящим аскетом, человеком «не от мира сего», «о. Фаддей отрицательно относился к бальным танцам, считая, что соприкосновения при танцах — это путь к разврату». «Правда, — замечает В.А. Некрасов, — вечера с танцами в семинарии при нем никто не отменял», и в целом, «за свои высокие личные качества и образованность» о. Фаддей пользовался «большим уважением учащихся и городской общественности», он был воплощением «христианского смирения, кротости и постоянного богомыслия, притом на редкость добрый и благожелательный человек».

По воспоминаниям современников, имелись среди семинаристов и такие, «кто упрямо избегал его влияния». Из 24 человек, окончивших семинарию в 1906 г., большинство «помышляло не о духовном поприще, а о поступлении в высшие светские учебные заведения». В этой связи в своём напутственном слове выпускникам ректор говорил, что «сколько бы ни искали путей для объединения понятия о благе в умах и сердцах людей, пролагая через то путь ко всеобщему равенству, братству и свободе, никогда не найдут люди всеобщего блага вне Христа, Источника всех благ земных и небесных, естественных — душевных, и высших — духовных. Из всех живших на земле Он один только осуществил в Себе идеал человека», «не насилием нужно содействовать, по учению Христову, водворению на земле общего блага, а путем кротости, любви и самоотвержения».

Отец Фаддей остался верен своим убеждениям до конца своей жизни. Несмотря на последующий высокий церковный сан, он всегда отличался предельным аскетизмом, был для верующих примером истинно христианского отношения к людям, к земному бытию. Патриарх Тихон, называя владыку Фаддея святым человеком, говорил о нём: «Такие светильники Церкви — явление необычайное».

В конце 1908 г. архимандрит Фаддей покинул Петрозаводск и 21 декабря 1908 г. был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского, второго викария Волынской епархии; 28 февраля 1913 года переименован в первого викария. С осени 1916 г. он временно управлял Владикавказской епархией. К исполнению обязанностей епископа Владимиро-Волынского он вернулся 28 января 1917 г. В период существования Украинской народной республики отказался вступать в переписку с её представителями на украинском языке, несмотря на угрозы высылки с Украины.

В ноябре 1921 г. епископ Фаддей был арестован в Житомире большевиками по обвинению в участии в повстанческом движении на Волыни, заключён в тюрьму г. Харькова, а затем выслан «в распоряжение Патриарха Тихона с правом жительства только в одной из центральных северных губерний РСФСР и Западной Сибири со взятием подписки о регистрации в органах ЧК».

10 марта 1922 г. о. Фаддей выехал в Москву, где 13 марта 1922 г. состоялось его назначение на Астраханскую кафедру, с возведением в сан архиепископа. Однако вскоре он был снова арестован по обвинению в соучастии печатания воззвания против лидеров обновленческого движения, которые пытались захватить власть в Церкви. После заключения во Владимирской тюрьме его выслали на 1 год в Зырянский край.

Летом 1923 г., после окончания ссылки, он жил в Волоколамске, служил в московских храмах. В том же году, наконец, выехал в Астрахань, и исполнял там обязанности архиерея до середины декабря 1926 г., после чего выехал в Москву за новым назначением. Однако в Саратове он был задержан и выслан в г. Кузнецк Саратовской губернии. После освобождения в марте 1928 г. о. Фаддей был назначен архиепископом Саратовским, а в ноябре того же года — архиепископом Калининским и Кашинским. 29 сентября 1936 г. власти запретили ему служить, но владыка продолжал это делать до декабря 1936 г.

20 декабря 1937 г. архиепископ был арестован по обвинению в руководстве церковно-монархической организацией, тесной связи с «ликвидированной церковно-фашистской организацией в городе Кашине» и 31 декабря 1937 г. принял мученическую смерть.

Ещё до официальной канонизации архиепископ Фаддей почитался верующими в Тверской и Астраханской епархиях как святой. 26 октября 1993 года, в день праздника Иверской иконы Божьей Матери, были обретены честные останки великого русского святителя, архиепископа Тверского Фаддея. Ныне они находятся в Вознесенском соборе в Твери, где когда-то служил владыка.

В феврале 1997 г. Архиерейским собором Русской православной церкви он был причислен к лику Святых новомучеников и исповедников Российских.

Николай ШИЛОВ

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф