«За Богом молитва, а за царём служба не пропадут». К 400-летию династии Романовых (1613-2013 гг.) Vkontakte@kizhi

Инокиня Марфа. Неизвестный художник XVII в. Портрет опубликован в 1913 г. Из кн.: «Страницы истории Петрозаводска. //Петрозаводск. 2001 г.Инокиня Марфа. Неизвестный художник. XVIII в. Государственный Исторический музейВеликая старица Марфа Ивановна. Неизвестный художник. XVIII в. Из собрания Архангельского музея изобразительных искусств

Инокиня Марфа — Великая старица — Государыня — царица. Так величали, оказывая ей все положенные почести, бывшую заонежскую заточницу — мать первого царя династии Романовых.

Такого в истории не было: формально оставаясь монахиней, она стала именоваться Великой государыней.

Инокиня Марфа — Ксения Ивановна Шестова — первой из царского дома Романовых непосредственно познакомилась с нашим краем в самом начале XVII века, будучи узницей в Толвуйском погосте, что стало ранним примером своеобразной политической ссылки в Карелию. Боярыня Ксения Шестова, жена Фёдора Никитича Романова, претендента на царский престол и соперника ставшего царём Бориса Годунова, была обвинена в соучастии злоумышлений на жизнь царя.

Среди исторических преданий, посвящённых истории Заонежского края, особое место занимают события, связанные с её заточением в 1601 году в Георгиевский погост Толвуи.

В Соловецком хронографе Сергея Шелонина XVIII века сообщается, что «… посадиша её в тюрьму и мориша голодом». Но «… поп Ермолай сделал турик с двумя днами, поверх наливал в него молоко, а в средине между днами передавал письма и гостинцы, посланные из Москвы… поп Ермолай с восшествием на престол Михаила Фёдоровича вызван был в Москву и определён к одному из Московских соборов, а роду его дал обельные грамоты…».

Не просто восходил на престол её 16-летний сын. «Марфа… не обнаружила радости. Она, напротив, плакала, гневалась… Юный избранник отвечал послам «…с великим гневом и плачем», что он государём быть не желает.

«Архиепископ Феодорит и боярин Фёдор Иванович Шереметев и все люди пошли… в Ипатцкий монастырь к нему, государю, и к матери его, Великой государыне старице Марфе Ивановне, и пали все на землю не только плакали, но и вопль был великий. И молили его государя, чтобы стал на свой царский престол, на Московское государство. Он же , государь, и мать его… со слезами им отказывали, говоря, что он юн ещё. И был же плачь и прошение много часов…»

Послы возложили на Марфу и её сына ответственность перед Богом, если их отказ снова приведёт государство в конечное разорение и возродит только что побеждённую Смуту.

И благословила она на московское государство сына своего… Была в этот день на Костроме радость великая… К Москве же к боярам и по всей земле послали и возвестили им всем. Была же радость на Москве.

Влиятельный и ловкий боярин Ф.И. Шеремет писал В.В. Голицыну: «Мы выберем Мишу Романова, он молод и ещё незрел умом и нам с ним будет повадно», так как «Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего».

В первые годы правления её сына — царя Михаила Фёдоровича Романова — Великая старица имела большое влияние на государственное управление. За нею стоял «род» её и другие «ближние» люди Романовых. Государыня — старица Марфа была в центре нового правительства « … пока у юного царя «…не бе толико разума, еже управляти землёю…» правила «поддержая царство со своим двором».

«Она была сильна дворцовым влиянием и поддерживала высокое положение своих близких, не чуждаясь их интриг и происков, но дела государства ей были не по плечу».

Муж Марфы — Фёдор Никитич Романов, будущий патриарх Филарет — принадлежал к самым образованным людям того времени. Это был боярин с большим честолюбием, политическим темпераментом и неукротимой энергией, что влекло его к видной государственной роли. Родство с царским домом, богатство и широкие связи, семейные традиции – всё сулило ему быстрое возвышение. Но соперник — Борис Годунов — стал царём по «единодушному» избранию собора. Боярин не смирился. Разрыв с Борисом Годуновым был полным. По доносу семейство Романовых обвинили в волшебстве с целью отравления царя. Их постигла опала, все Романовы были отправлены в ссылку.

Официально Романовы были наказаны за стремление «достать царство». Его супруга Ксения Ивановна по некоторым сведениям «стала душой антигосударственного заговора». Она ругала мужа за то, что он уступил царский трон Борису Годунову. Её обвинили в появлении самозванца Гришки Отрепьева, жившего во дворе Романовых, считая, что это «их рук дело».

Вынужденный облачиться в рясу и жить под строгим надзором в Сийском монастыре, как в тюремном заключении, Филарет сумел сохранить свои разносторонние связи с миром и следить за событиями, потрясающими страну. Добиваясь власти с 1601 года, он добился её только в 1619 году.

История не знает другого примера правления отца в клобуке – патриарха Филарета и коронованного сына.

В официальном протоколе удваивалась верховная власть и титул «великого государя», соответствующие «его величеству», одинаково прилагаемые к отцу и сыну.

Двоевластие сохранялось до конца жизни патриарха Филарета в 1633 году.

По мнению историков, царствование первого Романова нельзя причислить к блестящим эпохам истории Русского государства. Тем не менее, это царствование, благодаря патриарху Филарету, было периодом возрождения: произошёл возврат к традиции в вопросе установления государственной власти. Немалую в этом роль играла жизнь и деятельность инокини Марфы, ставшей благотворительницей для нашего северного края, где была «обласкана в тяжёлые годы нужды».

По историческим сведениям, она была небольшого роста. Лицо продолговатое, нос крупный, глаза небольшие, лоб широкий, открытый.

На известном портрете Ксения Ивановна изображена в тёмной мантии, в меховой шапке, из-под которой на лоб опущен белый платок, в правой руке — клюка, на руке — чётки. Суровое выражение лица говорит о твёрдом характере, сильной воле, умении добиваться цели непреклонности. Такая женщина могла стать во главе заговора Романовых.

Известно, что Ксения Ивановна из рода Шестовых, мелкопоместных костромских дворян. Позднее, в XVIII веке, было решено повысить её статус в связи с тем, что она была матерью царя, учитывая её родство с князьями Сицкими.

На другом портрете Государыня Великая старица Марфа Ивановна изображена в чёрном монашеском одеянии, из-под которого видна одежда, напоминающая царский наряд, перед которого украшен полосой, расшитой жемчугом и драгоценными камнями.

Усыпальницей Романовых стал Спасский (в настоящее время Новоспасский) монастырь. Умерла инокиня Марфа в 1634 году в возрасте примерно 60-65 лет. Известна реконструкция её образа.

Первое известное документальное свидетельство о Новоспасской усыпальнице предков Романовых относится к 1616 году, когда по приказанию великой старицы Марфы Ивановны «сделано было в Новоспасский монастырь на гробницы царских прародителей сорок шесть суконных покровов с крестами из серебряных кованых кружев, цветом они были чёрные, один только багряный».

Таким образом, начиная с 1613 года Романовы были правящей династией России, с их именами связано укрепление Московского царства в XVII веке и создание Российской империи. Это был период, который стал одним из высших взлётов Российской государственности, а сама Россия — полноправной частью европейской цивилизации.

400-летие восшествия на престол Романовых — это юбилей одной из самых величественных и блестящих династий в истории России.

Михаил Фёдорович Романов — «природный царь», «всенародный царь». С его избранием началась консолидация общества и конец Смуты.

Романовы стали первой истинно московской династией.

К 1913 году Россия становится мощной и влиятельной экономической державой.

Если бы Россия сохранила набранную в начале XX века экономическую динамику, она к середине XX века вышла бы на первое место в Европе по уровню своего хозяйственного и технического развития. Но история рассудила иначе…

Исходя из исторических событий и векового опыта, необходимо взять в XXI век всё лучшее, что было создано предками в истории царского, имперского и советского периодов.

Данный исторический материал вызовет особый интерес у посетителей Заонежья — древнейшего и в прошлом благословенного края России.

При написании использована литература: Хроники Смутного времени, М., 1998 г.; Три века. Россия от Смуты до нашего времени, М., 2005 г.; Божеранов А.Н. Романовы. Триста лет служения России, М., 2006 г.; Русская Смута. Проспер Мериме, Ричард Кумберленд, Леон Галева, Элим Мещерский, Джорж Гардинер, Александер, М., 2006 г.; Валишевский Казимир. Смутное время., М., т. 2, т. 3, 2007 г.; Панченко О.В. Легендарное сказание о ссылке семьи Ф.Н.Романова в Заонежье в Соловецком Хронографе XVII века, Рябининские чтения—2011. Материалы 6-й научной конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера, Петрозаводск. 12—17 сентября. 2011 г.; Щуцкая Г.К. Бояре Романовы, М., 2013г.; Замостьев Арсений. «Природный царь московский», Литературная газета. 5—11 июня 2013 г.; Пчелов А. Династия была результатом примирения, Литературная газета. 10—16 июля 2013 г.; Казин А. Династия Романовых и современная Россия, Литературная газета.24—30 июля 2013 г.

Виола ГУЩИНА, ст. научный сотрудник отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи»

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф