Спецвыпуск «Образование культурой» №8. Музей и дети: перспективы развития @kizhi
- В музее-заповеднике «Кижи» в начале 1990-х годов под руководством Людмилы Васильевны Шиловой был взят курс на актуализацию историко-культурного наследия и переосмысление границ и содержания культурно-просветительской деятельности музея. Формирование системы программно-целевого метода управления музейно-образовательной деятельностью и развитие партнерских отношений в реализации социокультурных и образовательных проектов стали стратегическими задачами развития музея.
- За прошедший период реализована серия успешных долгосрочных проектов и программ, которые широко известны не только в Карелии и России, но и за рубежом, а инновационная музейно-образовательная инфраструктура созданного Детского музейного центра стала своеобразной экспериментальной и методической площадкой в области музейной педагогики. Интеграция традиционных методов работы с детьми, методов новой научной дисциплины с методами музееведения, культурологии, педагогики, психологии и социологии стала серьезной основой для реализации образовательного потенциала музея и развития одного из приоритетных направлений развития музея на перспективу.
- 2013 год для Детского музейного центра особенный, юбилейный, — нам 20 лет. Возраст серьезный и ответственный. Мы подводим определенные итоги и анализируем результаты деятельности. В рамках работа над Концепцией развития музея и Детского музейного центра разрабатываются новые проекты. Сегодня в спецвыпуске мы презентуем первые проекты.
- Ирина ПАВЛОВА, зам. директора музея-заповедника «Кижи»
«Как рождается загадка»
Проект разработан в рамках X конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире 2012—2013» Благотворительного фонда В. Потанина. Авторы идеи: Ирина Павлова, заместитель директора, Анна Исакова, ведущий методист Детского музейного центра
Что у каждого есть? У кого глаза в ушах? Что выше неба, но ниже травы? Где радуга в избе? Что в лесу растет, а дома рождается? Как эти и другие загадки появились на свет, какие тайны скрывают в себе простые вещи и явления и как найти современному ребенку правильную отгадку в сложном, образном, порой метафоричном мире народной загадки и народной культуры — в этом заключен смысл проекта «Как рождается загадка». Проект предполагает создание специального детского музейного продукта — детской музейной экспозиции.
Проект предлагает нетрадиционный подход к созданию музейной экспозиции на народную, традиционную для этнографического музея-заповедника «Кижи» тему. Мы планируем привлечь детей и взрослых к непосредственному участию в создании интерактивного выставочного пространства, обращаясь к их личному детскому опыту, к интуиции, к исторической памяти поколений.
Специально для выставки будут разработаны детские путеводители, экспонаты будут снабжены детскими этикетками, доступными для понимания ребенка. Планируется создание нескольких экскурсионных маршрутов с учетом возраста детей, где задания будут промаркированы возрастными метками (3+, 7+, 12 +).
Выставка будет игровой и содержать множество интерактивных пособий и художественных инсталляций; здесь будут представлены подлинные предметы из коллекции музея-заповедника «Кижи» и других музеев, копии музейных предметов и новоделы, которые можно потрогать руками и даже поиграть с ними. В рамках проекта будет организована пополняющаяся выставка детских творческих работ, проведена серия мастер-классов и объявлены музейные конкурсы.
Выставка задумана как передвижной проект, открытый для партнерства и готовый включить в себя дополнительные экспонаты, подлинные предметы из музейных коллекций партнеров проекта, новые интерактивные материалы и детские творческие работы, раскрывающие тему проекта.
«Детская комната «Кижонок»
Проект разработан в рамках проектно-аналитического семинара «Музей «Кижи» в системе культурного туризма Карелии». Консультант: Т.С. Долягина, генеральный директор агентства «Азбука Туров»; В.В.Лобанова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии МК РФ. Авторы идеи: Елена Богданова, юрисконсульт, Людмила Гаврилюк, начальник отдела капитального строительства.
В настоящее время на территории острова Кижи отсутствует возможность на время экскурсии родителей разместить детей в приспособленном и безопасном помещении. Данный проект решает эту проблему с помощью создания детской комнаты отдыха для детей в двух возрастных группах: 4-7 лет и 8-12 лет. С каждой группой работает персональный квалифицированный воспитатель. Для групп разработаны тематические и творческие задания, игры и другие мероприятия и занятия (например: бисероплетение, берестоплетение, изготовление куклы из соломы), в том числе по кижской тематике. На занятиях используются настольные игры, изготовленные из натуральных материалов (конструктор, пазлы, театр кукол). На открытом воздухе дети играют в традиционные кижские игры, а открытые интерактивные площадки позволят детям познакомиться с окружающим миром острова: археология — дети с помощью адаптированного для детей археологического инструмента проводят поиски «артефактов» (камень шунгита, кованый гвоздь, подкова и т.д.); флора — знакомство с растительным миром острова; фауна — знакомство с животными, птицами и рептилиями острова. Всем детям по окончании нахождения на острове Кижи выдается сертификат (например: «Юный археолог», «Юный натуралист Кижи», «Киженок»).
«Детский берег»
Проект создан в рамках работы проектно-аналитического семинара «Музей «Кижи» в системе культурного туризма Карелии». Консультант: Ю.В.Дукельский, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии МК РФ. Автор идеи: Анна Исакова, ведущий методист Детского музейного центра.
Проект предполагает строительство детской музейно-этнографической деревни, предлагающей широкий спектр услуг для детского и семейного отдыха и гармонично сочетающей в себе современные игровые и музейные технологии, народные традиции, мифологические, сказочные, былинные сюжеты северного края.
Комплекс будет расположен в живописном месте на берегу Онежского озера в непосредственной близости от острова Кижи.
По сути, комплекс представляет собой детскую музейную деревню, состоящую из реконструированных домов и хозяйственных построек, характерных для северной деревни. Кроме того, на территории комплекса появятся такие объекты, как макеты памятников деревянного зодчества с острова Кижи, соразмерные росту ребенка, открытая детская площадка, построенная из натуральных материалов, арт-объекты, мини-ферма с домашними животными, концертный зал, творческая мастерская — специально спроектированное пространство для проведения музейных занятий, мастер-классов, организации мероприятий и праздников.
Детская деревня «оживет» благодаря мастерам-демонстраторам ремесел, игровым персонажам, наделенным особыми магическими свойствами и тайными знаниями, таким как мельник, пастух, кузнец, знахарка и, конечно, кукольным персонажам, представителям «кижской нечисти».
Использование традиционных методов «народной педагогики», технологий «погружения в культуру» в сочетании с передовым музейным опытом позволит достичь желаемого результата.
В инфраструктуру комплекса будут входить все объекты, необходимые для комфортного пребывания туристов: парковка, кафе, сувенирный киоск, пункт охраны и медицинского обслуживания.
«Детский музейный остров»
Проект разработан в рамках Межрегионального проектно-аналитического семинара «Музеи — для людей с ограниченными возможностями. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами». Консультант: Е.А. Лебедева, сотрудник Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии МК РФ. Авторы идеи: Татьяна Гырнец, ведущий методист Детского музейного центра, Злата Киреенко, заведующая выставочными комплексами музея.
Отправной точкой для создания проекта послужила потребность и необходимость наращивания присутствия Детского музейного центра музея на рынке образовательных услуг в городе Петрозаводске. Детский музейный центр в течение многих лет успешно осуществляет работу с детской аудиторией на острове Кижи. А в городе Петрозаводске - дефицит музейно-образовательных программ. Интересных музейных предложений в городе для детско-семейной аудитории нет, запрос не соответствует предложениям.
Идея о создании детского музея в городе с собственным выставочным залом нашла свое отражение в Концепции развития музея. Появилось название будущего музея — «Детский музейный остров», но нет серьезных исследований по запросам детско-семейной аудитории по данной тематике и нет понимания, каким должен быть современный детский музей.
Первоначальный этап создания детского музея в городе Петрозаводске предполагает проведение экспозиции-исследования методами Паблик-Арт: исследование удачного и неудачного опыта. Идея проекта заключается в проектировании и создании в течение года музейно-выставочных модулей — блоков будущей экспозиции с активным привлечением потенциальной аудитории: детских и семейных групп. Предполагается исследование каждого этапа, хода, предложения, отбор оптимальных вариантов наиболее востребованных потенциальным потребителем. На реализацию проекта предполагается отвести год. В течение этого времени будет осуществлен анализ опыта по созданию детских музеев, разработаны методики исследования потребностей аудитории (анкеты, апробация на фокус-группах и т.п.). Проект подразумевает разработку и апробацию форматов по привлечению детско-семейной аудитории к созданию будущего музея: проведение конкурсов «Мой гид — символ музея» и «Мои идеи для музея», создание студий «Юный исследователь» и «Юный дизайнер», проведение семейных выставок. Планируется проведение более 15 выставок (в том числе семейных) для апробации будущей экспозиции.
На основе изучения российского и зарубежного опыта по созданию детских музеев, студий и фокус-групп станет возможным создание Детского музея, отвечающего интересам и потребностям детей.