Спецвыпуск «Образование культурой» №8. Остров Кижи — наш магнит @kizhi
- Почему многие дети и взрослые, побывавшие в Летней школе или в Летнем университете на острове Кижи, стремятся вновь и вновь попасть сюда, считают этот остров «своим»? Конечно же, гармония природы и архитектуры, атмосфера традиционной народной культуры, в которую «погружаются» участники летних практик, немало этому способствует. Остров-музей, музейная деревня, дом-памятник — понятия, о которых дети узнают не из путеводителей и рекламных проспектов, а прямо на острове. Ведь на целых шесть дней дом-памятник крестьянина Ананьева из д. Ямка становится для них родным. И из окна этого дома можно увидеть часовню на Нарьиной горе в лучах заходящего солнца, сидя на крылечке, любоваться отражением неба в воде Онежского озера…Одухотворенная среда острова рождает творческий импульс у всех, кто попадает сюда. Формы творчества разнообразны: это и стихотворения, эссе и сочинения, сказки и легенды, пословицы, поговорки и загадки. Большая часть детских творений родилась в рамках конкурсов, которые традиционно проводятся между группами в ходе выездных экскурсий-практик. С 2008 года в Летней музейно-этнографической школе на о. Кижи проводились такие конкурсы, как «Кижи — родник творчества», «Сказки кижских куполов», «Открытка с острова», благодаря которым фонд детских творческих работ Детского музейного центра музея-заповедника «Кижи» значительно пополнился (более 1000 работ). Конечно, кто-то увидит в этих работах несовершенство формы, но ценность детского творчества в другом — в искренности, непосредственности, глубине переживания. В подборку работ включены рисунки, созданные в ходе пленэрных практик воспитанниками изостудии «Семицветик» при ГМЗ «Ростовский кремль» (руководитель Е. Ю. Мельникова), ДШИ им. Е. М. Стомпелева, г. Ярославль (руководитель И. Б. Семенычева), ДХШ г. Владимира (руководители А. И. Дынникова, О. Б. Робаровская), а также отзывы и достижения из «Книги рекордов Летней школы на о. Кижи».
- Наталья АРХИПОВА, куратор Летней школы на о. Кижи
Творческие работы участников Летней музейно-этнографической школы на о. Кижи разных лет
Мой остров
- На остров Кижи мы приехали всего на шесть дней. В первый день этот срок казался мне невыносимо долгим, сегодня же, когда я пишу это сочинение, этот срок мне кажется ужасно коротким и хочется продлить его на неопределенное время.
- Вначале мне казалось, что я не смогу находиться тут ни минутой дольше, но через два дня мне стало ясно, что я полюбил и принял этот остров и он принял меня, как отец своего блудного сына. Теперь я стараюсь уделять как можно больше времени этому острову, так как первые два дня я бессмысленно потратил время.
- Сначала я очень ленился ходить на экскурсии, занятия и мастер-классы. Я считал их неинтересными и неувлекательными. Теперь я очень жалею об этом. И если мне встретится возможность приехать сюда еще раз, то я сделаю все, чтобы вырваться из суетливого, пыльного и грязного города в совершенно другой мир: чистый, спокойный, увлекательный, а главное — полезный и интересный для меня.
- Сейчас я не буду рассказывать вам о том, куда мы ходили и чем были заняты, ведь тот, кто захочет прочитать это сочинение, наверняка уже знает, что происходит в музее под открытым небом на этом прекрасном острове Кижи!
- Максим Михайлов, 14 лет, г. Петрозаводск, 2012 год
Письмо мастеру Нестору
- Дорогой мастер Нестор!
- Я просто чуть в обморок не упал перед этой красотой, которую ты создал. Твои плотники хорошо знают свое ремесло, и вообще они были хорошие люди. Когда я впервые увидел Преображенскую церковь, то не понимал, как вы это сделали. Как возможно создать здание, которое простоит 295 лет! И как построить храм с 22 главами! Огромное спасибо тебе, Нестор, за то, что ты создал.
- С уважением, Петя Пак,10 лет, г. Москва, 2009 год
Письмо потомкам
- Привет, потомки!
- Пишу вам, чтобы поделиться впечатлениями, которые я получила, побывав на острове Кижи. Раньше Кижи были для меня просто островом, на котором находятся памятники северного деревянного зодчества. Но, пожив на острове неделю, я поняла, что Кижи являются лучшим примером гармонии, возникающей при взаимодействии человека и природы.
- К моему сожалению, я застала Кижский ансамбль в плачевном состоянии. С каждым днем все более назревает необходимость реставрации церквей. Вид железных каркасов, поддерживающих поврежденные массивные бревна, вызвал целый поток чувств горьких и обидных. Я не знаю, когда и как произойдет реставрация церквей, сумеют ли реставраторы воссоздать ее первоначальный облик, и я призываю вас сохранить уникальные памятники.
- Человек, который не помнит и не знает своего прошлого, не имеет будущего. Сохраните Кижи! Любите и восхищайтесь этим чудным творением прошлого, сочетающего в себе пользу, прочность и красоту. Мы постараемся сохранить Кижи для вас, а ваша задача — сохранить их для своих детей! Удачи!
- Елена Акатьева, 16 лет, г. Кондопога,1998 год
Кижская сказка
- Наш остров знаменит! Ведь с ним сравнится что еще? И манят, как магнит, Все кижские сокровища.
- В восторг душа придет, И очень в сказку верится. Здесь волшебство живет В амбарах, ригах, мельницах…
- Здесь ходит волшебство У храма величавого. Все видят здесь его У двадцатидвухглавого.
- Оно в колоколах Звенит, переливается И кружевом в домах Повсюду расстилается.
- И в воздухе парит, В Онеге отражается, Всем остров, наш магнит, С любовью вспоминается.
- Олеся Авдеева,17 лет, г. Петрозаводск, 2005 год
Нарьина гора
- Когда-то, сотни лет назад, Там, где свершается обряд Захода солнца, был пустырь, А впредь часовня-богатырь На холме Нарьином стоит. Преданье древнее гласит: Гора та названа была В честь Марьи с знатного двора, Чьею любовью завладел Один бедняк. Но, как сказать, За Марьей нашей щеголять Пусть храброму и удальцу, Да все ж не должно. Не к лицу Нужда для тех, кто с малых лет Живет в достатке. Здесь совет Мы можем дать только один: Скорей уехать из глубин, Чтобы любви достойным быть, В Санкт-Петербург немедля плыть. Уехал он. И с той поры Все ходит Марьюшка с горы Онего-озеро смотреть Да все о милом песни петь. А горка та и по сей день Зовется Нарьиной. Чуть тень Сойдет на землю, вспомню я, Как Марья, душенька моя, К горе по той дороге шла И верно милого ждала. И вот часовенка стоит На месте том да все глядит… И это есть не просто сказ. На том кончаю свой рассказ.
- Эльвира Турманидзе, 15 лет, г. Петрозаводск, 2012 год
Сказка про стол-курятник
- Расскажу я вам историю занятную, что поздней осенью произошла. А случилось то, что паренек Иванушка, по причине болезней разных да годов неурожайных, остался один — не красив, не умен. Да и осталось у него всего-то курица, утиральник да дом с печью — проживешь разве на такое?
- Вот и стал Иван думу думать — да придумать ничего не смог. И пошел он к главной площади — погулять по городу — и пришел к дому богатому. А там, глядь — стол-курятник выбрасывают, да новенький, как с картинки. Спрашивает тут Ивашка богатого:
- — Что, батюшка, стол новый выбрасываешь?
- А богатый и отвечает:
- — Не твое дело! Забирай, если хочешь, на свою головушку!
- Ивашка не смекнул, в чем дело, да и забрал на радостях стол-курятник себе. А с вечера загнал туда свою курочку и спать лег. Встал он рано утром и захотел выпустить курочку. Дернул дверцу раз, дернул другой — ну никак не открывается! И вдруг как заговорит курятник — Иван аж отпрыгнул:
- — Не нравишься мне ты, Ваня! Ни дом твой бедный, ни ты, ни руки грубые! Не дам тебе твою курицу!
- — Да как же так?! — отвечает Ивашка.— Она единственное, что у меня есть! Отдай!
- — Нет! Хотя… Я загадаю тебе три загадки: отгадаешь первую — отдам яйцо, вторую — каждое утро по яйцу, третью — курицу отдам,— сказал стол-курятник.
- — Ладно, давай первую,— согласился Ивашка.
- — Где ты находишься, если впереди тебя лошадь, а сзади тебя — лебедь? — спросил стол.
- Иван думал-думал, да не знал ответа. И тут — шепот от утиральника: «На карусели». То же самое повторил Ивашка. Пришлось курятнику отдать одно яйцо. Сварил его Ваня, съел и спать лег. На следующее утро встал он и подошел к столу снова.
- — Давай вторую загадку,— говорит.
- — Хорошо,— сказал курятник.— Красные куски мяса на дереве висят.
- Опять думал-думал Иван — да не знает. И тут как заговорит печка: «Это рябина». Иван и повторил. Пришлось курятнику пообещать каждый день отдавать по яйцу.
- На следующее утро опять пошел Иван и просит загадать последнюю загадку. Говорит курятник:
- — Мужик вышел на улицу, попал под дождь и никак не прикрылся, но ни один волос на голове не промок… Почему?
- Думал Иваша, но вдруг полки-воронцы говорят: «Мужик был лысый». Иван в который раз повторил.
- Охнул курятник и отпустил курочку. И превратилась она в красну девицу. С первого взгляда полюбили Иваша и девушка друг друга, поженились, завели хозяйство и стали жить-поживать и добра наживать.
- Василиса Сполохова, 13 лет, г. Петрозаводск, 2009 год
Как полотенца дом делили
- Жили-были старик со старухой. Начали они собираться на ярмарку и сложили все полотенца в сундук: простую рукотёрку, утиральник, богато вышитый образник и свадебное полотенце. Дом-то они закрывать не стали, но полотенца берегли.
- Только старики уехали, как в сундуке начался спор.
- Рукотёрка заявила:
- — Я простой кусочек ткани, вишу на печном столбе, но я главное полотенце в доме, мной пользуются все члены семьи. Вдруг заговорил Утиральник:
- — Меня хозяйка бережет больше, об меня грязные руки никто не вытирает. Я важнее, чем ты.
- В спор включился Образник:
- — Да нет же, я главное полотенце в доме. Я самое красивое, вишу в красном углу. Я украшаю главную икону в доме, потому что ей кланяется каждый, входящий в дом.
- Потом заговорило Свадебное полотенце.
- — Я полотенце мудрое, трехпоколенное, без меня ни одна свадьба в этом доме не проходила. Я оберегаю молодых. Вдруг раздался голос сверху. Это было Резное полотенце на доме:
- — Я самое главное полотенце, встречаю солнышко, я украшаю дом и оберегаю его.
- Вернулись старик со старухой с ярмарки, услышали спор полотенец и сказали:
- — Не спорьте!
- Об тебя я вытру руки (Рукотерке). Об тебя — лицо (Утиральнику). На тебя — помолюсь (Образнику). Тебе поклонюсь (Свадебному полотенцу). А тебе — улыбнусь (Резному полотенцу). Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец.
- Сергей Якушкин, 14 лет, г. Медвежьегорск, 2011 год
Поговорки про низкую притолоку
- Если хочешь быть здоров, Поклониться будь готов!
- Если хочешь дольше жить, Надо голову клонить!
- Не поклонишься, без головы останешься.
- Коллективная работа, участники из школы-интерната № 4, г. Тольятти, 2012 год год
Загадки
- Когда заходим в дом, то первым делаем… (Поклон)
- Мягкая, словно подушка! Каждый подойдет, Чистоту наведет. (Рукотерка)
- Рогатый бычок Достает котелок. (Ухват)
- Круглая, но не колесо, Смотрит на нас, У ней 1000 глаз. (Сито)
- Бабка Меланья Всех детей кормила. (Тарелка)
- Коллективная работа участников из фольклорных ансамблей «Перегудки» Петрозаводского музыкального колледжа и «Роднички» Дома детского творчества № 2, г. Петрозаводск, 2010 год
Синквейны
Кижский ансамбль
- Гордый величавый Растет, цветет и не стареет Единственный на всей земле Красавец.
- Евгений Клепов, 17 лет, г. Киров, 2009 год
Преображенская церковь
- Красивая, изысканная Восхищает, радует, завораживает Всегда видна издалека. Она царица.
- Татьяна Колодей, д. Великая Губа, Медвежьегорский район, 2009 год
Реставрация
- Долгожданная, необходимая Обновляет, преображает, сохраняет Реставрация дарит вторую жизнь. Радость.
- Коллективная работа участников из СОШ № 43, г. Петрозаводск, 2006 год
Поклонный крест
- Святой, Божий Приближает к Богу, открывает путь, очищает душу. Поклонный крест — частичка Бога. Память.
- Юлия Ворожцова, 14 лет, Кировская обл., п. Лебяжье, 2009 год
Из Книги Рекордов Летней школы на о. Кижи
2009 год
- За 6 дней мы сходили на две службы в Покровский храм, дважды поднялись на колокольню, причастились (причем многие из нас впервые)
- В Летней школе для нас пел церковный хор
- За 10 минут мы застали солнце, дождь и град
- Каждый возвращается домой с мешком самодельных сувениров
- Сделали, наверное, рекордное количество фотографий и… НИКТО не хотел уезжать!
- Группа детей сотрудников ОАО «Группа „Разгуляй“, г. Москва
2010 год
- Участница нашей группы Кристина Гирина увидела в фондах музея старинный заонежский чепец своей прабабушки Прасковьи Андреевны Гириной.
- Разучили танецы падеспань, краковяк.
- Написали самые длинные письма дедушкам, участвуя в конкурсе «Заонежье и остров Кижи в годы Великой Отечественной войны»
- Нам разрешили обойти Преображенскую церковь в последний раз перед закрытием на реставрацию.
- Участники из МОУ «Шуньгская СОШ» Медвежьегорского района
2013 год
- Впервые мы слились с дождем: он сопровождал нас на всех экскурсиях!
- Впервые мы износили 36 дождевиков на 15 человек!
- Впервые резиновые сапоги стали продолжением наших ног!
- Впервые банное время мы исчисляли не минутами и часами, а погонными метрами длинных кос наших девочек: 5 м 70 см на восьмерых!
- Впервые мы пропалывали огород не от травы, а от камней!
- Впервые услышали старинные сказки в их устном бытовании!
- Впервые услышали, как звучали настоящие былины!
- Впервые спали по 3–5 часов в сутки, потому что сами ставили будильники, чтобы рисовать белой ночью!
- Впервые с 8 утра до 12 ночи мы непрерывно были заняты: если не работали челюсти (5 раз в день), то кипели мозги от познаваемого (всё остальное время)! Мы так увлеклись, что
- Впервые не смогли остановиться в перечне своих достижений!
- Впервые мы встретились с целым коллективом людей, объединённых одной целью: поделиться с нами не только знаниями, но и любовью к родной земле!
- Участники из ДХШ г. Владимира
Из Книги отзывов Летней школы
- По Дороге на Север каждый из участников проекта открыл не только замечательный остров Кижи, но и лучшее в себе.
- Спасибо, Остров…
- Участники из Воронежской детской организации, 2006 год
- Для меня Кижи — это разноцветный калейдоскоп. Калейдоскоп событий, лиц, настроений, открытий!
- Робинзон, г. Петрозаводск, 2008 год
- К сожалению, русский язык, великий, могучий, не помогает, чтобы выразить все то, что наполняет сердце, душу, тело…Хочется поклониться низко-низко, до самой земли всем тем, кто создал, хранит, поддерживает, с любовью и какой-то радостью делится всем тем, что вмещается в это сказочное слово КИЖИ. Для нас теперь это не просто дивный остров с его архитектурными памятниками, это, прежде всего, территория, особая, удивительная, прекрасная территория детства, где детям можно не только посмотреть и послушать, но и потрогать, смастерить, выковать…Вот за это огромное спасибо.
- Участники из п. Пяозеро, Лоухский район, 2010 год