Реставрация главного храма. Год 2013-й @kizhi
Прежде чем рассказать о реставрации церкви Преображения Господня Кижского погоста, необходимо обратить Ваше внимание на маленькие, но очень важные детали. Первое: у реставраторов нет классического музейного понятия «сезон», работа на острове ведется круглогодично. Это касается всей команды реставраторов: проектировщиков, подрядчиков, специалистов Плотницкого центра и Службы реставрации музея. Вместо «сезона» есть понятия — начало работ и их завершение. Завершение официально анонсировано на 2018 год, ну а про начало уже никто и не помнит. Для справки: работы начались в 2004 году. Второе: при такой продолжительности возникает понятие «второго дома» — работа работой, а быт и комфорт для людей тоже очень важны. Конечно, есть и настоящие кижане на острове. У них дом первый, он же единственный. Но таких немного: из сотрудников ПЦ только у Федора Штурмина, Виктора Назарьева и Василия Варенова тут историческая родина, остальные приезжие. Третье: Остров — это община. Община в хорошем смысле этого слова: одно дело, общие проблемы и радости в удаленном от цивилизации месте. Там, где дела совершаются искренне, на основании внутреннего желания, не по принуждению правил и уставов — там и прочная основа, там настоящее сотрудничество.
Часть официальная
Теперь о реставрации 2013 года. С гордостью сообщаю, что План реставрационных работ 2013 года выполнен полностью вопреки сложившимся в первой половине года трудностям!
Отреставрирован на Реставрационном комплексе и установлен на погосте сруб 6-го технологического пояса, разобран 5-й пояс — он находится в процессе реставрации — и половина 4-го пояса, демонтирована часть металлических конструкций лифтинга и полностью завершены работы по реконструкции фундамента.
Церковь законсервирована до апреля 2014 года, и основные работы с декабря 2013 года проводятся под крышей Реставрационного комплекса. Подробный отчет о проделанной работе традиционно будет подготовлен и опубликован к февралю 2014 года.
Общие впечатления и ощущения
Кадровые перестановки в музее не повлияли на ход реставрационных работ. Трудности были обусловлены исключительно внутренними проблемами заказчика, а это надо признать открыто и честно. Даже без смены руководства общая картина с задержкой работ на погосте была бы такой же. Двойной добровольный уход экс-руководителя работ Николая Леонидовича Попова добавил проблем и выбил из колеи Службу реставрации. Да, есть «реставрационная машина», но без «водителя» она сама по себе в горку не поедет.
Работы этого года завершились благополучно только благодаря слаженной работе наших традиционных подрядчиков — ООО «Алекон», ООО АРЦ «Заонежье» и Плотницкого центра музея. Огромное им спасибо за выполненную работу! Эти три организации уже давно сработались, подружились и живут одним общим делом. Крепкие коллективы, грамотное управление, быстрота мысли!
ООО «Алекон» в этом сезоне «поставило под ружье» даже своего почетного пенсионера — Николая Николаевича Бардашева, настолько велика была необходимость выполнения работ и цена вопроса в этом году! Все, кто мог работать,— работали, помогали друг другу, одним словом — община!
Очень приятно, что в этом году к реставрации церкви Преображения Господня начали подключаться сотрудники музея из других отделов. Например, Борис Москин сделал серию шикарных фотографий реставрационных работ, Светлана Васильевна Воробьева протоптала тропинку на Реставрационный комплекс и готовит выставку о реставрации, Надежда Николаевна Луданик более чем внимательно вникала в реставрационный процесс, не оставив без внимания ни малейшей детали. При общей заинтересованности и работать легче.
Время — деньги. Дополнительные деньги
Самой острой проблемой в этом году была нехватка времени на ведение работ, даже его тотальный дефицит по всем направлениям, и на стандартный вопрос «когда надо?» был единственный ответ — «вчера!». Планировалось начать работать на погосте уже в апреле, но не получилось, начали работать только в июне. Основной пик работ был в сентябре. Вообще, надо сказать, что к середине октября желательно бы полностью законсервировать объект на сезон осенних дождей и продолжить работу в цехах, под крышей. На деле же завершить удалось только к декабрю.
Не обошлось и без курьезов. Прораб ООО АРЦ «Заонежье» Алексей Чусов так глубоко проникся мыслью о срочности выполнения работ, что стал нарушать скоростной режим на дорогах. Если кто не в курсе, то бревна и прочий материал лежат не перед погостом, а на реставрационном комплексе, и все это надо перевезти. Дополнительное время на перевозку материала — это «потерянное» рабочее время на объекте.
Вообще, следует отметить, что транспортный вопрос на острове — это одна из главных тем. Этому можно посвятить отдельную статью. Как правило, трафик материала остается в тени, но это целая история.
Завершение разборки сруба пятого пояса проходило уже в октябре. По технологии работ бревна нужно не только аккуратно снять, но еще и помыть и высушить. С помывкой не было никаких проблем, а вот с сушкой бревен «полная беда»: +5 градусов и постоянные дожди. Пришлось запустить в работу сушильную камеру на Реставрационном комплексе. Дополнительные операции — это увеличение расхода времени и электроэнергии, трудоемкости, а цена контракта с этого года, как известно, твердая. Придется в зимний период досушивать бревна в сушильной камере до стандартной влажности.
Хорошо спланировано — наполовину сделано
Планирование работ — основополагающая задача Службы реставрации. В 2013 году был разработан четкий график всех реставрационных мероприятий — так называемая «дорожная карта», на которую будут ориентироваться все, в первую очередь проектные, управленческие и финансовые структуры. Подобный график уже был, но он оказался нерабочим и канул в лету. Одновременно замечу, что график — довольно живой документ, с которым можно не соглашаться, спорить, корректировать, добавлять или убавлять мероприятия, сдвигать сроки. Это своего рода универсальный инструмент управления проектом крупномасштабной реставрации.
План заключается не только в том, сколько нужно сделать бревен по факту. План — это тонкое кружево норм и отношений.
Нормы и отношения
Все вышесказанное про время, финансы и планирование очень важно, но это своего рода инструмент, «клей», «кровь» процесса. Самое важное — моральное состояние коллектива, его боевой дух. Лично для меня реставрация — это не обезличенный процесс, на реставрации работают люди. В отрыве от дома, от семьи, от нормальных условий сидят долгими зимними вечерами у печки и ждут встреч с любимыми. Зачем? Желание заработать побольше денег? Отнюдь нет, это миссия простых открытых людей, которые передадут красоту потомкам, которые живут сохранением и памятников, и традиций.
К сожалению, некоторые монтажники из ООО «Алекон» не смогли приехать из-за проблем со здоровьем, но я точно знаю, что они переживали, Кижи для них — второй дом. ООО АРЦ «Заонежье», к счастью, обошлось без потерь кадрового состава. Главный архитектор проекта Владимир Рахманов и его группа (институт «Спецпроектреставрация») продолжают работать, но уже в качестве субподрядной организации и обновленным составом, основная проектная организация — ООО «Геореконструкция». 74-летний Иосиф Раша, главный инженер ООО «Стройреконструкция» и конструктор системы лифтинга, выдает очень смелые и молодые идеи. Одним словом, команда сохранилась!
Внутримузейная политика в 2013 году существенно изменилась. Отрадно, что вернулась к жизни незаслуженно задвинутая идея создания Учебного центра плотницкого мастерства. Ведь реставрация Преображенской церкви — это не только переборка этого уникального здания, а это, прежде всего, передача бесценного опыта работы от поколения к поколению. Знания пожилых мастеров не должны бесследно исчезнуть.
Лес — всему голова
Для плотников символичным событием в этом году была акция по установке уникального 16-метрового бревна на трапезной церкви. Для его трафика по острову и подъему на церковь была организована целая акция, занявшая половину рабочего дня.
Реставрационный лесоматериал есть, пока есть. Не будет леса, не будет априори и реставрации. Запас леса неумолимо заканчивается и необходимо снова пополнять «банк» материалов. Очень печально смотреть на полупустые склады и осознавать перспективу приостановки работ из-за отсутствия спецлеса. К сожалению, все наши памятники сделаны не из оцилиндрованного бруса и нужно иметь возможность вариантного выбора материала по диаметру и длине. А когда и какое бревно понадобится — не представляется возможным сказать.
В Кижах есть хорошая поговорка: «Запас карман не ломит». Для решения на будущее этого вопроса готовится теоретическая обосновывающая база создания «банка материалов», который обеспечит стратегический запас. Некоторым образом проблема решается запасами реставрационного леса подрядчиков (ООО АРЦ «Заонежье»). А если они не выиграют следующий контракт?..
Перспективы — 2014
Юбилейный 2014 год в плане реставрации не обещает каких-либо революционных событий. Да и откуда они могут возникнуть? Количество плотников-реставраторов напрямую связано с местами их компактного проживания, и возможности их увеличить в 2–3 раза нет. А такая потребность существует.
Отсекая экстенсивный путь развития путем привлечения плотников-монтажников-инженеров, остается только более грамотно работать, т. е. увеличивать интенсивность труда в рамках трудового законодательства. Реставрационные работы на Кижском погосте планируется начать уже в апреле, когда наступит нормальный рабочий световой день, и по отработанной схеме завершить к зиме.
Летний период обещает быть очень горячим. Планируется вернуть на историческое место сразу два отреставрированных пояса. На радость туристам будут стучать топоры, деловито дополняя текст экскурсии о реставрации главного храма Севера России.
Традиционно реставраторы проводят последнюю «Комету» в город взглядом с лесов Преображенской церкви и скажут: «Ну вот, кижане уехали, можно теперь и поработать спокойно до весны».