Иконы вернулись на родину. К 70-летию несостоявшейся выставки заонежских икон в Хельсинки в 1944 году @kizhi
В фондах музея-заповедника «Кижи» есть иконы с весьма непростой судьбой: им пришлось немало «попутешествовать» и в советские годы борьбы с религией, и в годы Великой Отечественной войны, когда Заонежье было оккупировано финскими захватчиками — союзниками фашистской Германии.
Сотрудники музея-заповедника «Кижи» относительно недавно узнали подробности о проведении финскими оккупантами на территории Заонежья масштабных научно-искусствоведческих исследований. В частности, только в 1995 году Борису Гущину и автору этих строк удалось узнать о количестве вывезенных икон согласно «Списку произведений изобразительного искусства, предназначенных к вывозу в Финляндию летом 1943 года».
Нельзя не отметить, что систематическое исследование памятников истории и культуры на оккупированной территории — явление уникальное.
С 1942 года Отдел просвещения Военного ведомства активно проводил работы в Заонежье и в Кижах под руководством 23-летнего Ларса Петтерссона, магистра по церковной архитектуре и истории, под начальством генерал-лейтенанта Вольдемара Хеглунда. Для консультирования Ларса Петтерссона в 1942 году дважды приезжал специалист по иконописи Бертил Хинце, директор Художественной галереи в Хельсинки, а также Лео Казанко, управляющий греко-католической церковью, и православные священники Эркки Пийронен и Пенти Хярконен.
В задачу Петтерссона входило обеспечение сохранности памятников. Требовалось произвести их фотофиксацию, замеры, сделать описания, навесить замки. Фотосъёмка должна была быть цветной, проявление предусматривалось в Германии.
В результате этой без сомнения колоссальной работы были собраны ценные материалы о церковной архитектуре Заонежского края, которые впоследствии легли в основу диссертации Ларса Петтерссона о деревянных церквях Заонежья.
Архитектурное совершенство церквей данной территории, их внутреннее убранство, в частности иконы, поразили Петтерссона и его соратников своей неповторимой красотой, лаконичностью, простотой, изяществом иконографии и художественного исполнения.
Интерес к иконам в Финляндии проявился ещё в довоенные годы. В 1934 году директор Художественной галереи в Хельсинки Бертил Хинце совершил поездку в Россию специально, чтобы ознакомиться с иконами, и тогда же организовал небольшую выставку икон из собрания коллекционеров. Выставка вызвала интерес в среде ценителей искусства. Тогда, в 1930–1940-е годы, иконы в Финляндии не были предметами музейного значения.
В годы войны церкви, закрытые на замок, сохранили всё своё внутреннее и внешнее убранство, представшее перед исследователями в нетронутой красоте. Их историческая и художественная ценность была очевидна оккупантам, и летом 1942 года комендант оккупированного Заонежья генерал Вольдемар Хеглунд сообщил командующему Олонецкой группировки о необходимости вывезти ценные памятники, находящиеся в Кижском соборе, куда было перевезено более 500 икон со всего оккупированного Заонежья.
В 1942 году для отбора художественных ценностей и отправки их в Финляндию был назначен Эйно Никеля (сохранился «Журнал регистратуры на перевозку икон на 4.000 кг»). Ларс Петтерссон отправил рапорт в Военный Штаб о большом количестве икон, требующих реставрации. Затраты предполагались большие, но иконы этого стоили.
После вывоза икон из Карелии работа по организации их выставок, начатая ещё 10 лет назад Художественной галереей в Хельсинки, продолжилась.
Открытие выставки в Хельсинки было намечено на 8 января 1944 года.
Целью выставки было знакомство зрителей с наиболее ценными произведениями древнерусской живописи. Ларс Петтерссон подготовил каталог «Охрана памятников культуры в годы войны. Иконы Восточной Карелии».
Согласно тексту статьи Жанны Бялик, научного сотрудника Музея имени Рублёва: «В столице в центральном выставочном зале Тайдехалле планировалось организовать выставку из лучших эвакуированных произведений, к ней началась активная подготовка… Для выставки были отобраны 152 иконы из Покровской и Преображенской церквей острова Кижи, церкви Великомученицы Варвары в деревне Яндомозеро, Успенской часовни в деревне Васильево, Успенской церкви в Кондопоге, Ильинской церкви в деревне Типиницы и других церквей и часовен Карелии. Отдельно были выделены работы мастеров Никифора Зорина, Ивана Аверкиева, Ивана Михеевича Абрамова, Петра Григорьевича Федотова, а также различные инструменты и материалы, неоконченные работы из мастерской Михея и Ивана Михеевича Абрамовых. Художник Ханнес Малисто провёл реставрационную подготовку отобранных для выставки икон, промыл их от поверхностных загрязнений… Иконы разместили на стенах, фактически выставка была полностью приготовлена к открытию, но личным распоряжением главнокомандующего вооружёнными силами Финляндии маршала Маннергейма открытие выставки было отменено, а тираж изданного каталога рекомендовано уничтожить, что и было сделано. К счастью, некоторые учёные, искусствоведы и близкий к ним круг посетили выставку до официального открытия, понимали её историческую ценность. Несколько экземпляров каталога уцелели.
Иконы были возвращены в СССР согласно мирному договору. Выставка получила название «легендарной», потому что информация о ней так и не была опубликована официально, а передавалась от человека к человеку, как легенда.
Жанна Бялик благодарит профессора Кари Коткаваара (Турку), профессора Хейкки Ханка (Ювяскюля), Катариину Хуссо за информацию о «легендарной выставке» и подробности её организации.
Учёные Финляндии и Советского Союза в сложнейших условиях военного и послевоенного времени сделали невероятное — сохранили неповторимое духовное и художественное наследие мирового уровня, утрата которого была бы невосполнимой потерей для последующих поколений.
В настоящее время контакты с учёными Финляндии получили новый импульс в изучении культурного богатства двух стран.