В хорошей посуде и чай вкуснее. О новых поступлениях в фонды музея-заповедника «Кижи» @kizhi
Собирательская деятельность в музее тесно переплетается с научно-исследовательской. В 2013 году автором статьи было сдано в фонды музея пять предметов дворянского быта конца XIX — начала XX веков. При сдаче предмета на фондово-закупочную комиссию необходимо представить научное описание и по возможности подтвержденную атрибуцию. В работе с предметом атрибуция подчас требует от исследователя максимального времени и кропотливых поисков в справочниках и Интернете.
В этом году сдатчик из Петрозаводска К. Е. Яковлева предложила нашему музею три чайных пары c ручной росписью производства фабрики Александра Попова, десертную тарелку фарфорового завода Гарднера и серебряный половник. Время изготовления чайных чашек определилось промежутком между 1840–1850 годами — периодом расцвета фарфорового завода Алексея Гавриловича Попова. Завод был основан в селе Горбуново Дмитровского уезда Московской области в 1811 и прекратил своё существование в 1872 году. Десертная тарелка была выполнена на заводе Гарднера в Вербилках Московской области в 1870–1880-х годах. Датировка основана на изучении клейма гарднеровского завода. В декоре тарелки использована новомодная техника «декалькомания», появившаяся в Европе и в России в 1876 году.
Деколь — переводная картинка, которую изобрёл в 1750-м году француз Симон Франсуа Равенне. На нагретую медную пластинку он наносил краску, закрывал пластину тонкой бумагой и прокатывал её чем-нибудь тяжелым. Затем приклеивал бумагу с краской на посуду. До 1876 года продолжался процесс усовершенствования деколей: в 1796 году в Австрии была придумана литография, в 1840-м году англичане научились печатать на бумаге в несколько цветов. В 1876 году в Европе началась невероятная мода на деколи — декалькомания (от англ. Mania — страсть). Этим же словом стали называть и сам технологический процесс. Завод Гарднера очень быстро освоил новую технологию, один из ранних образцов применения которой как раз и приобрел наш музей. Частные фарфоровые заводы Попова, Гарднера, Корнилова ориентировались на вкусы состоятельных клиентов, во многом следовавших за модой, тогда как изделия более мелких заводов Харитонова, Сафронова и других больше отвечали традиционным вкусам купечества и мещанства. Иметь в своём собрании изделия фарфоровых заводов Попова, Гарднера, Корнилова считается большой удачей для каждого музея в нашей стране.
Серебряный половник был изготовлен из серебра 84-й пробы в 1839 году. Гарантией достоверности датировки является клеймо пробирного мастера, подтверждающее точное содержание серебра в лигатуре — примеси других металлов в золоте или серебре. Пробирный мастер ставил на изделие клеймо со своими инициалами. В нашем случае им оказался Дмитрий Ильич Тверской, служивший в пробирном управлении Санкт — Петербурга с 1832 по 1850 годы. Имя автора половника скрывалось под инициалами MR. Это Маттиас Рейхелин, родившийся в 1800-м году в Финляндии. Мастер прожил короткую жизнь. Учился в Петербурге. Там же с 1828 года начал работать в качестве серебряных дел мастера. В 1843 году умер. Таким образом половник был создан в самой середине творческого пути мастера в городе Санкт-Петербурге.
Хотелось бы подробнее рассказать о сдатчице К. Е. Яковлевой и истории её семьи. Ксения Евгеньевна — кандидат биологических наук. С музеем она сотрудничает c 1995 года. За эти годы ею было сдано в фонды 86 предметов дворянской культуры, многие из которых уже экспонировались на музейных выставках по городской культуре: «Званый вечер» (2009 г.) и «В доме старом, в доме чудном» (2012 г.). Все вещи принадлежали бабушке сдатчицы Марии Андреевне Квашниной-Самариной, урожденной Штейнман (1882–1958), дочери швейцарского сырозаводчика, женившегося по страстной любви на русской крестьянке, поразившей его своей красотой. В 1905 году Мария Андреевна вышла замуж за потомственного дворянина Дмитрия Николаевича Квашнина-Самарина и уехала с ним в его имение Суховарово в Тверской губернии. У них родилось пятеро дочерей и сын, из которых выжило четверо. Одной из дочерей была мать Ксении Евгеньевны Татьяна Дмитриевна, в замужестве Осетрова (1911–1981), которая в 1950-м году уехала в Петрозаводск за своим мужем — геодезистом. Ксения Евгеньевна родилась от второго брака Татьяны Дмитриевны с Гедовиусом Евгением Альфредовичем, геологом по профессии. Имущество после смерти бабушки в 1958 году было поделено между тремя дочерьми и сыном. Чайные чашки, десертная тарелка и половник являются составной частью этого приданого. Хотелось бы от всей души поблагодарить Ксению Евгеньевну Яковлеву за тот поистине бесценный вклад, который она внесла в формирование коллекции городской культуры в собрании музея-заповедника «Кижи».