Борис Васильевич Гнедовский (1914 —1998 гг.) архитектор, реставратор, исследователь народного деревянного зодчества России. @kizhi
К 100-летию со дня рождения
«Приходится признать, что вместе с ХХ веком безвозвратно уходит одно из ярких проявлений традиционной русской культуры — народное деревянное зодчество. Всё меньше остаётся памятников — свидетельств высокого художественного и технического таланта народных мастеров». Б.В. Гнедовский
Русское народное зодчество с глубокой древности являлось частью великой «цивилизации дерева». Русские плотники хорошо знали конструктивные, технологические и эстетические свойства древесины. Так, лемех, обладая особой долговечностью, имеет великолепные декоративные качества. Разработана система «оптических поправок»: это и лёгкая кривизна, и ступенчатость высоких кровельных скатов, придающих силуэту здания пластичность…
Диапазон интересов Б.В. Гнедовского охватывал регионы страны от Заонежья, предгорий Саян, Белого моря до Северной Осетии. Борис Васильевич является зачинателем будущего музея «Кижи», автором и руководителем работ по созданию двух крупнейших музеев под открытым небом — Архангельского музея деревянного зодчества и музея- заповедника в Шушенском.
В первые послевоенные годы в Карелии широко развернулось обследование и учёт памятников народного деревянного зодчества, которыми славился этот край. Начало деятельности Б. Гнедовского с 1947 года было связано с Карелией, и на протяжении всей своей творческой жизни он постоянно держал её во внимании. Он обследовал деревни в Заонежье и Олонецком районе. Им выявлены дом Яковлева в деревне Клещейла и амбар в деревне Коккойла, ставшие первыми объектами карельского сектора на острове Кижи; сделан обмер амбара в деревне Серёдка.
В ноябре 1952 г. накопленный большой графический материал —акварели, наброски, фотографии, чертежи — Б.В. Гнедовский представил в Москве в Институте истории искусств в докладе «Элементы карельского народного зодчества на территории Карело-Финской ССР». Доклад был высоко оценён видными учёными — И.Э. Грабарём, М.А. Ильиным, И.В. Маковецким и др., отметившими, что благодаря собранным материалам можно «поставить вопрос о наличии национальных карельских элементов», а работу по сбору материала необходимо продолжить и подготовить к изданию. Таким образом, Б. Гнедовский является «пионером», «первооткрывателем» карельских особенностей в народном зодчестве. В дальнейшем эта тема нашла своё развитие.
В 1947 г. по заказу Управления по делам архитектуры Карелии Б.В. Гнедовский и Л.М. Лисенко выполнили архитектурно- археологический обмер Спасо -Преображенской и Покровской церквей Кижского погоста. В историографии памятников тщательно выполненные работы, зафиксировавшие церкви в обшивке XIX века перед началом их капитальной реставрации, имеют большое значение.
Все высотные замеры, по его словам, выполнял он сам, вплотную соприкоснувшись в интерьере с логикой построений сложных венчаний этих древних храмов.
В фонде музея «Кижи» сохранились выполненные в 1947 году Б.В. Гнедовским и Л.М. Лисенко обмерные чертежи Преображенской церкви, в том числе: планы, фасады, продольные и поперечные разрезы; детали столба, балясины крыльца; планы главного купола и барабана; продольное сечение купола; типовой крест; разрезы по перекрытию над подвесным потолком; планы 2-го, 3-го ярусов; шаблоны с раскраской; чертежи обмерные с раскраской; тябла «неба»; детали нового иконостаса.
Полученные в Карелии знания он очень ценил, здесь он почувствовал специфику дерева как строительного материала, что помогло ему в дальнейшем по консультированию и производству работ на памятниках деревянного зодчества.
Б.В. Гнедовский считал, что поздняя тесовая «одежда» скрывает великолепный образец искусства древних плотников – сруб. Деревянный сруб по своей природе несёт в себе возможность и даже необходимость монтажа — сборки.
В 1971 году главный архитектор проекта Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Министерства культуры СССР (ВПНРК, г. Москва) Б.В. Гнедовский предложил провести международный конкурс по методике восстановления Преображенской церкви, а прежде выполнить скрупулёзное исследование по технической характеристике каждого бревна с указанием всех видов поражений. Тогда же он дал «Заключение по циклу научно-исследовательских и проектных работ коллектива ЛИСИ (Ленинградского института строительных исследований) на тему: «Детальное обследование Преображенской церкви в Кижах и разработка проекта её восстановления» (г.Москва). В 1976 г. Б.В. Гнедовский и Н.И. Смирнов, специалисты Института «Спецпроектреставрация» (г. Москва), предложили «Проектные предложения по инженерной консервации и переборке памятника».
В 1978 г. Б.В. Гнедовский и Б.П. Зайцев представили Проект реставрации «Предварительные работы, натурные исследования».
В 1980 г. Б.В. Гнедовский разработал Проект инженерного укрепления и первоочередные противоаварийные мероприятия по Преображенской церкви «Инженерная консервация и переборка сруба. Первоочередные противоаварийные укрепления».
С 1976 по 1988 гг. Б.В. Гнедовский был членом советского комитета ИКОМОС — международной организации по вопросам сохранения памятников при ЮНЕСКО. Он входил также в состав двух её комитетов: по деревянным конструкциям и по народной архитектуре. Участие в работе ИКОМОС значительно расширило его профессиональный кругозор, предоставило возможность познакомить иностранных коллег с реставрационной практикой в России.
Архитектор Б.В. Гнедовский предлагал обратить внимание на другие формы музеефикации, например создание музеев «локального типа, когда памятники музеефицируют на их исконных местах; а также строительство музеев под открытым небом производственного профиля или посвящённых какой-либо отрасли сельского хозяйства.
Выйдя на пенсию, Б.В. Гнедовский участвовал в организации и проведении в сентябре 1988 г. международного совещания в Кижах по обсуждению технических вопросов реставрации конструкций Спасо-Преображенской церкви. Также на этом симпозиуме он прочитал доклад «Малоизвестные художественные приёмы русских народных зодчих». Это было его последнее публичное выступление, получившее своеобразное подведение итогов его 40-летия в реставрации, ставшей смыслом его творческой жизни.