Слово об Учителе. Вячеславу Петровичу Орфинскому — 85! Vkontakte@kizhi

В. П. Орфинский в день открытия фондов музея-запорведника «Кижи», 31 марта 2014 г.В. П. Орфинский на митинге против незаконного строительства в г. Петрозаводске, 30 мая 2013 г.В. П. Орфинский среди участников миссии ЮНЕСКО на острове Кижи, 2 апреля 2013 г.

Вячеслав Петрович Орфинский — доктор архитектуры, профессор ПетрГУ, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, специалист по народному деревянному зодчеству Русского Севера. Основоположник новой научной отрасли на стыке архитектуры и этнографии — этноархитектуроведения. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» (1997 г.). Заслуженный деятель науки Карельской АССР, лауреат Государственных премий Карельской АССР, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный член ВООПИиК. Опубликовал 195 научных, научно-популярных и публицистических работ в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе 11 монографий, из них — 5 коллективных.

Родился В. П. Орфинский 29 апреля 1929 года в г. Петрозаводске, в 1954 г. окончил Московский архитектурный институт. Профессиональную деятельность начал в проектном институте «Карелгражданпроект» (1954–1970 гг.) и продолжил ее в Петрозаводском государственном университете, где в 1972 г. организовал кафедру архитектуры, в 1978 г. начал подготовку аспирантов по специальности «история и теория архитектуры, реставрация и реконструкция архитектурного наследия», в 1996 г. возглавил лабораторию по изучению деревянного зодчества, реорганизованную в 1997 г. в филиал НИИТАГ РААСН при ПетрГУ — НИИ историко-теоретических проблем народного зодчества (НИИНаЗ). НИИНаЗ стал в Республике Карелия неформальным центром междисциплинарных исследований традиционной народной культуры.

Начиная с 1950 г. В. П. Орфинский — постоянный участник и организатор историко-архитектурных экспедиций, в результате которых было проведено детальное обследование деревянного зодчества Карелии и ряда районов Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Тверской, Томской областей и Республики Коми, а также зондажные обследования на территории Восточного Финмарка (Норвегия) и Финской Лапландии. С 1996 г. В. П. Орфинский возглавляет ежегодно проводимые комплексные экспедиции по изучению народной культуры Карелии и сопредельных территорий.

Творческое кредо В. П. Орфинского основано на нерасторжимости задач изучения и сохранения сооружений деревянного зодчества как памятников истории и культуры, элементов существующей среды обитания и предпосылок для её преемственных перспективных преобразований. Одно из приоритетных направлений деятельности ученого — разработка единой методологической базы для многоаспектного исследования народного деревянного зодчества и процессов его развития с использованием междисциплинарного подхода. Результаты исследований В. П. Орфинского были обобщены в кандидатской (1972 г.), а затем в докторской (1977 г.) диссертациях. С момента учреждения в 1992 г. Российской академии строительства и архитектуры (РААСН), является ее действительным членом, с 2003 г.— зам. председателя Академического совета по охране, реставрации и реконструкции архитектурно-градостроительного наследия при президенте РААСН, с 2004 г.— член Ученого совета академии. Он ответственный редактор повторяющегося издания — межвузовских сборников научных трудов, посвященных проблемам исследования, реставрации и сохранения деревянного зодчества Российского Севера.

Профессиональные интересы определили широкую общественную деятельность В. П. Орфинского. Он является членом федерального научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при Министерстве культуры России, председателем рабочей комиссии Минкультуры России по реставрации Преображенской церкви в Кижах, членом совета по культуре при Главе Республики Карелия, сопредседателем научно-экспертного совета по культурному наследию Республики Карелия при Министерстве культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, председателем научно-методического совета по охране историко-культурного наследия при Республиканском центре по государственной охране объектов культурного наследия Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, и экспертной комиссии по включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия Карелии.

Можно долго перечислять титулы, звания и награды этого человека — за долгую творческую жизнь их набралось множество, но не это главное. Следует подчеркнуть, что В. П. Орфинский не из тех людей, которые «забронзовев на пьедестале», никогда не меняют своего мнения, не признают критики. Не ради чинов и наград В. П. Орфинский вступил в открытый бой с чиновничьим беспределом.

Не случайно инициативная группа выдвинула кандидатуру коренного петрозаводчанина, много сил приложившего к сохранению исторического облика нашего города, В. П. Орфинского в Почетные граждане города Петрозаводска. Сегодня об Учителе говорят его ученики — выпускники Петрозаводского государственного университета разных лет.

Вячеслав Петрович — справедливый и честный учитель и человек. Человек с большой буквы, преданный своему делу в любой час дня и ночи, без отпусков, перерывов и жизненных пауз.
Я рада и горда, что знакома с таким знающим профессионалом в области деревянного зодчества, известным ученым и просто неравнодушным человеком. Всегда с гордостью говорю: «Я — ученица Вечеслава Петровича Орфинского». Желаю Учителю творческой, интересной и долгой жизни, новых исследований и открытий! Первый выпуск реставраторов 1987–1992 гг. присоединяется к моим поздравлениям — Александр Кузнецов, Марина Лепаева, Марина Попова, Светлана Черняускайте, Алла Калинина.
Татьяна НЕЗВИЦКАЯ (ЛЕШОК)
Будучи подростком, в школьной библиотеке я однажды наткнулся на книгу «Логика красоты», в которой шел рассказ о народном деревянном зодчестве. Книга была «взрослая», я тогда мало что понял, но она оставила след в моём подсознании — пробудила глубокое уважение к деревянной архитектуре. На имя автора я тогда не обратил внимания, и то что им является Вячеслав Петрович Орфинский, я узнал намного позже, уже когда учился на реставратора в ПГУ. Для нас, его учеников, Вячеслав Петрович никогда не был просто «преподавателем, дающим учебную дисциплину». Ему удалось внушить нам трепетное отношение и любовь к архитектурному наследию.
Принимая активное участие в защите памятников, проявляя при этом честность и принципиальность, Вячеслав Петрович является нравственным ориентиром не только для учеников и коллег, но и для всех жителей Карелии.
Александр ЛЮБИМЦЕВ
Мне в жизни повезло: одним из преподавателей в университете, а позже руководителем дипломного проекта был Вячеслав Петрович Орфинский. Его безоглядная любовь и преданность делу сохранения народной деревянной архитектуры, несомненно, повлияла на окончательный выбор моего жизненного пути. Активная жизненная позиция, упорство в борьбе за отстаивание своего мнения (зачастую оставаясь в меньшинстве) всегда вызывают чувства глубокого уважения. Вячеслав Петрович, будучи ученым, преподавателем, писателем, публицистом и общественным деятелем, является Личностью мирового масштаба, гордостью республики и страны.
Андрей КОВАЛЬЧУК
Про Вячеслава Петровича Орфинского нам, салагам-первокурсникам, рассказывали студенты старших курсов, говорили, что он очень строгий преподаватель со сложным характером и лекции читает без поправок на общий невысокий уровень образованности аудитории, то есть без всяких скидок на нашу детскую безграмотность в общих вопросах архитектуры и деревянной архитектуры, в частности. Еще рассказывали про него, что ему очень трудно сдавать зачеты и экзамены, а уж, если кто-то ему из студентов не понравится — то, вообще, пиши — пропало! Находясь под впечатлением всего этого, мы с некоторым опасением пришли на первую лекцию Вячеслава Петровича.
Сейчас вспоминаю, что вся наша группа немного удивилась и растерялась, когда увидела вместо сурового «препода» очень интеллигентного и дружелюбного бородатого дядечку с приятным негромким голосом.
Сразу бросались в глаза его внимательное и уважительное отношение к любому собеседнику, полное отсутствие высокомерия, готовность поделиться своими огромными знаниями. Мне кажется, эти качества говорят о настоящей глубокой внутренней культуре, которая есть качество врожденное, и, общаясь с Вячеславом Петровичем, хоть частичку этой культуры мы в себя впитываем. Он искренне радовался и продолжает радоваться нашим успехам — успехам своих учеников, к нему всегда можно обратиться за помощью.
Иногда, правда, слышу, знакомые жалуются на вспыльчивость и несговорчивость Вячеслава Петровича. Опять же, на мой взгляд, человек, который абсолютно честен, никогда в жизни не искавший никакой личной выгоды, романтик не может равнодушно и холодно оставаться в стороне, когда видит несправедливость, тем более такие люди-бессребреники обычно считают, что вокруг них тоже все хорошие и благородные, и можно говорить искренне то, что думаешь.
Не всегда мне все было понятно на его лекциях, где-то помогали знания, полученные еще в художественной школе. Сейчас вспоминаю, что и мы, студенты, не всегда внимательно слушали Вячеслава Петровича, иногда и занятия пропускали. К сожалению, масштабы личности людей, с которыми ты сталкиваешься в жизни, начинаешь реально оценивать только с возрастом и только в зрелые годы понимаешь, как тебе повезло, что удается общаться с таким выдающимся человеком и ученым. Каждый раз, встречаясь с Вячеславом Петровичем на улице или на работе, ловлю себя на мысли, что с теплотой думаю: «Вот идет мой Учитель».
Анна КОСКАНЕН
16 апреля в Институте искусствознания в Москве состоялось торжественное награждение академика Орфинского премией имени А. И. Комича. Эта ежегодная премия вручается наиболее выдающимся защитникам архитектурного наследия в нашей стране.
Мне посчастливилось быть участником этого мероприятия, которое я запомню навсегда. Зал был переполнен. От имен, которые звучали для меня раньше с экранов телевизора и периодических изданий, кружилась голова. Собрался цвет российской архитектурной интеллигенции. Пришло время чествовать моего земляка. Зал ликовал. Глаза присутствующих засветились особым блеском. Все выступающие, поздравляющие моего учителя, начинали: «Академик Орфинский не нуждается в представлении, вы прекрасно знаете номинанта и его заслуги». Таких искренних, теплых, я бы сказал, грандиозных поздравлений мне не приходилось раньше слышать. Звучало: «Выдающийся ученый, создатель нового направления в российской науке, яркий подвижник и защитник исторического наследия, автор огромного количества первосортных трудов».
После вручения награды мне досталась роль «оруженосца» — были цветы, пакеты, книги, с которыми академику было не справиться. И так получилось, что я стоял рядом. Выстроилась очередь из людей, которым хотелось лично поздравить лауреата. И я невольно оказался сопринимателем поздравлений. Поздравляющих было так много, что, наверное, мы простояли больше часа под градом комплиментов, искренних восторгов и признаний.
Я завидую академику хорошей белой завистью. А еще я понял в этот день, как много и странно еще совсем недавно наше общество рассуждало в бесчисленных статьях и передачах — «В чем наша национальная идея». Понимание того, что такое «национальная идея» невозможно без одной элементарной вещи — прежде необходимо познать самих себя. Это невозможно без доступа к правдивой информации о своих корнях и предках. Это абсолютно невозможно без сохранения материальной культуры, того лучшего, что оставили нам наши предки, в чем содержится наш интеллектуальный код.
Орфинский пытается нам помочь ее сохранить больше, чем кто-либо в Карелии. Не все его смогли понять. Впрочем, и те, кто не смог этого сделать, возможно, попадут в историю. Например, депутат Фокин запомнится всем лишь своим недопустимым поведением по отношению к человеку с мировым именем. Уверен, что этим он навсегда «наследил в истории». Да, о чем это я… Уж эта фамилия точно не стоила упоминания.
Вячеслав Петрович! С высокой Вас наградой и 85-летием!!!
Виталий СКОПИН
Да, учил уму-разуму. Много было преподавателей, Вячеслав Петрович один из профильных. А так как профиль «Реставрация памятников» очень узкий и специфический, то поначалу мало кто понимал его архаизмы и историзмы по «деревянной» архитектуре. Наконец, на лекции этак третьей Вячеслав Петрович понял, что его не просто не слушают, но не слышат. После этого несколько лекций были посвящены элементарному — терминам. Только после изучения терминологии учеба пошла, пошла, пошла…
Сказать, что в голове остались конкретные знания,— так нет их, все знания были в конспектах. А что осталось? Самое главное — энергетика великого человека и переданная им любовь к своей истории!
К сожалению, сейчас нет уже специализации «Реставрация памятников» в университете. Переобучить рядового инженера-строителя в хранителя традиций (реставратора) очень трудно.
Птенцы (ученики) потихоньку выросли, стали вполне самостоятельными специалистами. Потихоньку, но с большим уважением стали спорить со своим Учителем, что, на мой взгляд, и есть тот самый показатель хорошего и нужного обучения. Сейчас Вячеслав Петрович своего рода знамя карельских реставраторов и просто патриотов своего края. Очень впечатлило, как он в свои неполные 85 интеллигентно поставил на место Фокина. Класс бьет силу!
Доброго здоровья Вам, Вячеслав Петрович!
Александр КУУСЕЛА
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф