«Во сколько вы оцените всю Россию?!» Vkontakte@kizhi

Часовня во имя иконы «Божья Матерь всех скорбящих радость» в д. ЕгловоЧасовня Знамения Богородицы в д. КорбаЧасовня Кирика и Иулитты в д. ВоробьиЧасовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского в д. ПодъельникиЧасовня Петра и Павла в д. Насоновщина

Нет ничего правдивее мифов и легенд. По прошествии десятилетий многие из них оборачиваются чистейшей правдой. Об одной из таких историй о судьбе памятников деревянной архитектуры Русского Севера мы сегодня расскажем нашим читателям, заодно напомнив и о роли личности в истории и необходимости бороться за сохранение культурных ценностей на самых высоких уровнях власти.

Я помнил только слухи и разговоры о том, что в Карелии в 1963 году почему-то собрались уничтожать многие памятники деревянного зодчества.

Я был тогда студентом II курса истфака ПетрГУ, а нашим куратором была Татьяна Владимировна Старостина, активный радетель за всю нашу старину. Так что совсем не мудрено, что какие-то отголоски каких-то тайных течений и обсуждений доходили и до нас, студентов Т. В. Старостиной. Тогда же мы узнали и о том, что в итоге ничего уничтожено не было.

А кижские плотники-реставраторы, к которым якобы пришёл приказ об уничтожении часовен «Кижского ожерелья», сказали: «Не мы их строили, не нам и ломать». А учёный-фольклорист Дмитрий Балашов, уже не раз выступавший до этого вместе с Т. В. Старостиной в защиту памятников старины, опять же по слухам, написал письмо в ЦК КПСС, где были такие слова: «Часовню в деревне Подъельники оценили по стоимости дров. Во сколько вы оцените всю Россию?!»

Многие десятилетия мне всё это казалось слухами… Но это была правда!

Как свидетельствуют архивные документы, последние годы правления Н. С. Хрущева — это годы нового наступления на Церковь. В 1963 году управляющий делами Совета Министров КАССР (он же уполномоченный по делам Русской православной церкви) Пётр Афанасьевич Семёнов подписал список из 116 церквей и часовен, подлежащих безотлагательному уничтожению.

Я не знаю, уж каким образом об этом списке узнал любимый молодежью 1960-х годов достаточно аполитичный писатель Константин Георгиевич Паустовский,— это его глубоко возмутило, и он написал гневное, но в то же время достаточно сдержанное (не в пример Д. М. Балашову) письмо Главе государства. К. Г. Паустовский задумал это письмо как коллективное обращение деятелей культуры. С черновиком письма он пришёл к Корнею Ивановичу Чуковскому. Писатели обсудили текст, переписали его хорошим почерком на красивой бумаге. Из деятелей культуры, подписавших письмо, были также Леонид Леонов и Владимир Фаворский.

Письмо заканчивалось следующими словами: «…Недалеко время, когда великолепные эти произведения станут объектами отечественного и мирового туризма и источником гордости нашей страны. Почти все церкви, входящие в список Семёнова, являются признанными памятниками архитектурного искусства (16-го, 17-го и 18-го веков) … Мы обращаемся к Вам, дорогой Никита Сергеевич! Мы умоляем Вас спасти наше северное искусство… от холодных рук и равнодушных сердец, иначе будет обездолена наша великая культура».

В 1963 году ни один памятник в Карелии не был разрушен.

Прочитать об этом можно в «Дневнике» Корнея Чуковского (Корней Чуковский. Дневник. Москва. Проза и К. 2011. стр. 360, 569).

Борис ГУЩИН

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф