Курьёзы старинных бенефисов Vkontakte@kizhi

О том, что в давние времена Петрозаводск был не лишён провинциального культурного шика, знает теперь каждый горожанин, побывавший на праздничном действе «Иллюзии Старого города», но где шик — там и курьёз… Вспомним некоторые из них.

* * *

В начале XX века Петрозаводск несколько раз посещал цирк Приказчиковой. Программа была весьма непритязательна, хотя бы потому что зрителям, по их отзывам, больше всего понравились куплетисты. Кроме куплетистов в программе были: «Матрос на мачте», «Обед четвероногого гастронома», «Дантист из Милана», пантомима «Арлекин-страус», квартет «Матрёна», «Учитель пения и танцев».

13 июля 1903 года всю эту феерию оригинального жанра затмил на афише управляющий цирком г-н Смирнов, решивший устроить в свою честь бенефис.

Изумленные петрозаводчане утром увидели на афишных тумбах большие печатные рекламы со следующим текстом. Невольное стихотворение.

В первый раз на мою долю Пришлось мне вас увеселить — И несмотря на мою обувь На стёклах прыгать и плясать. Недаром многие признали За мной чудесный сей талант. Со мной сравнится кто едва ли С почтеньем к вам, Бенефициант. Г-н Смирнов отплясал на битых бутылочных стеклах, но его стихотворная реклама полностью забила его же танец.

* * *

Стоит вспомнить и другого бенефицианта, основателя первого профессионального театра в Олонецкой губернии Ивана Филипповича Савельева, заонежского крестьянина из деревни Петры. Савельев работал машинистом сцены в одном из петербургских театров. Он был, несмотря на свою малограмотность, на редкость сметливым и предприимчивым человеком. Он с удовольствием принял предложение двух богатых петрозаводчан А. И. Витуша и И. Е. Поммера вместе основать театральное дело в Петрозаводске. Ему повезло: как раз в это время в Петербурге прогорел Новый театр Л. Б. Яровского, несколько актеров из труппы которого согласились приехать в Петрозаводск.

Сейчас трудно себе представить, что театр И. Савельева давал две премьеры каждую неделю. Естественно, что главным действующим лицом труппы был суфлёр.

* * *

И, конечно же, как курьёз можно было рассматривать бенефис самого И. Ф. Савельева в спектакле по пьесе А. С. Пушкина «Борис Годунов», где бенефициант вызвался играть Самозванца, до этого ни разу в жизни не выходя на сцену в качестве актера. От столь рискованного шага его отговаривала вся труппа — бесполезно.

Запахло скандалом. Зал был набит до отказа. Бенефицианта встретили смехом и свистом. Бездарность героя чувствовалась с первой секунды, но только картофельный град, обрушенный на бенефицианта гимназистами, заставил его покинуть сцену.

* * *

Как курьёз воспринимается и следующий бенефициант — Максим Александрович Дарский. Ровно 100 лет назад, летом 1914 года, в Петрозаводске гастролировала труппа под руководством режиссера петербургского суворинского театра Л. А. Ставского. Давали наимоднейшую инсценировку романа А. Вербицкой «Ключи счастья» в пяти актах (с четырьмя антрактами). На афише крупными буквами значилось: «Бенефис СУФЛЁРА Максима Александровича Дарского», что не удивительно: все спектакли шли под суфлёра.

Борис ГУЩИН

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф