Заонежские узоры @kizhi
85 лет тому назад — 20 сентября 1929 года — в заонежском селе Хашезеро, что недалеко от Шуньги, тогдашнего центра Заонежского, а ныне Медвежьегорского, района была образована ставшая впоследствии знаменитой артель вышивальщиц. «Заонежская вышивка» — под таким названием она существовала сначала в Хашезере, а потом и в Шуньге более семидесяти лет. Слава заонежских вышивальщиц летела далеко за пределы СССР. И хотя многое изменилось в нашей стране за последние десятилетия, народное ремесло несмотря ни на что живет и продолжает радовать глаз. Сегодня это современное предприятие носит название ООО «Карельские узоры». Предприятие сменило не только название, но и месторасположение — теперь это город Медвежьегорск.
Испокон веков вышивка была, пожалуй, самым доступным способом украсить головные уборы, одежду, полотенца, скатерти, подзоры, бельё.
Даже самый простой холст вышивка превращает в произведение прикладного искусства. Заонежские мастерицы славились своим умением всегда, их узоры, сплетенные из завитков, волн и прямых линий, вышитых несложным тамбурным швом, как правило, в один цвет — красный или белый — считаются одними из лучших образцов вышивки Русского Севера. Заонежский полуостров заселялся выходцами из Великого Новгорода. Они и принесли на эти земли традиции старых русских мастеров, в числе которых и вышивка.
Вышивать девочки начинали с 6–8 лет. Неотъемлемой частью вышивальных принадлежностей были пяла, выточенные на токарном станке или вырезанные в виде простой деревянной рамы. Вышивали девицы часов по 10 в день. На вышивку полотенца затрачивалось от шести дней до нескольких месяцев.
Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства получила столь широкое развитие в Заонежье благодаря высокому уровню развития льноводства, а также развитию торговли. Из предмета домашнего обихода вышитые изделия превратились в продукт широко развитого народного промысла благодаря Шуньгским торговым ярмаркам. На ежегодные весенние ярмарки в Шуньгу съезжались и русские, и иностранные купцы, которые охотно скупали изделия местных вышивальщиц, а потом продавали в Европе и Америке. Особенно громкая слава к заонежской вышивке пришла в 1900 году, когда мастерица Авдотья Павлова была удостоена Большой серебряной медали на Всемирной выставке в Париже. С 1907 года активное участие в организации работы заонежских вышивальщиц принимает Петербургское общество помощи ручному труду. В селе Шуньга был учрежден постоянный пункт этого Общества, объединявший в 1911 году до 300 мастериц-надомниц. Благодаря содействию Общества заонежская вышивка стала активнее распространяться на русском и мировом рынках. После революции, когда Общество помощи ручному труду было упразднено, Шуньгский пункт перешел в ведение объединения «Северо-кустарь».
Таким образом, история ныне работающего ООО «Карельские узоры», которое с 1990 года возглавляет Нина Николаевна Алехина, заслуженный работник народного хозяйства Республики Карелия, очень длинная и интересная. На официальном сайте предприятия http://kareluzory.ru/ она кратко изложена сухим языком дат и цифр.
Так называлось это предприятие в разные годы: 1929–1949 гг.— артель «Хашезерская вышивка», 1950–1960 гг.— артель «Заонежская вышивка», 1960–171 гг.— мастерская «Заонежская вышивка», 1971–1981 гг.— швейное предприятие «Заонежская вышивка», 1981–1993 гг.— фабрика «Заонежская вышивка», 1993–1999 гг.— ТОО НХП «Заонежская вышивка», 1999–2006 гг.— ЗАО НХП «Заонежская вышивка», 2006 г.— по настоящее время — ООО «Карельские узоры».
20 сентября 1929 года в селе Хашезеро Заонежского района была создана артель «Хашезерская вышивка». Первым председателем артели была П. Г. Назарова.
За годы своего существования предприятие неоднократно меняло свое название и подчинение. Но основным направлением его работы всегда было изучение, сохранение и развитие народной вышивки Заонежья, известной своим оригинальным орнаментальным строем и разнообразием технических приемов.
Заонежские мастерицы украшали полотенца, скатерти растительными, зооморфными, антропоморфными мотивами в технике «двусторонний шов», «тамбур», «тамбур по сетке».
Лучшие произведения мастериц — белые льняные полотенца, прошвы, салфетки экспонировались на всероссийских выставках, на Всемирной Парижской выставке (1900 г.), экспортировались в Канаду, США, Великобританию, Францию.
В 30–50-е годы XX в. Артель имела свои мастерские в десятках деревень. В промысле было занято до 400 человек. Вышивали в технике «крест» строчевыми швами. В эти годы были выполнены монументальные панно «Легендарный поход Тойво Антикайнена», «Вайнямёйнен играет на кантеле», «Пастушок Куллерво» (по эскизам В. М. Агапова), «Герои Калевалы» (по эскизам Н. А. Родионовой).
Лучшие заонежские вышивальщицы участвовали в выполнении специальных заказов, предназначенных для всесоюзных и международных выставок и ярмарок.
На международной выставке народного искусства в Париже в 1937 году были представлены изделия заонежских вышивальщиц: скатерти, дамские платья, дорожки и полотенца. Вышивка была произведена старинным швом «тамбуром».
На международную выставку «Строительство завтрашнего дня» в апреле 1939 года в Нью-Йорке Заонежская вышивальная артель по специальным рисункам Института художественной промышленности вышила столовое белье, дамские платья, полотенца и блузки.
В 1940–1941 гг. семнадцать тематических панно и другие работы народных мастериц Заонежья украшали стенды павильонов Карелии на всесоюзных сельскохозяйственных выставках в Москве.
В июне 1941 года артель «Заонежская вышивка» прекратила свою деятельность в связи с Великой Отечественной войной. Финские оккупанты разрушили все предприятия, разворовали всю мебель, станки. После окончания войны артель вновь возродилась.
Вышивки предметов быта (диванная подушка, дорожка для стола, узорный пододеяльник, скатерть, накидка), выполненные по эскизам художника В. М. Агапова, экспонировались в разделе народного искусства на художественной выставке в Москве в 1959 году во время Декады карельского искусства и литературы.
Признанием высокого уровня производства «Заонежской вышивки» явилось присуждение в 1976–1979 годах нескольким видам ее продукции «Знака качества».
Изделия предприятия были впервые утверждены на заседании Художественного совета при Министерстве местной промышленности Карельской АССР 01.02.1979 г.
В 40–90-е годы большой вклад в дело возрождения традиционных швов внесли художники Московского научно-исследовательского института художественной промышленности Л. С. Филонова, Н. Н. Дзагурова.
В 2003 году предприятие поменяло свое название путем преобразования в Общество с ограниченной ответственностью «Карельские узоры».
В Медвежьегорском музее с 2000 года работает большая, постоянно действующая выставка — «История и современность заонежской вышивки», очень популярная среди туристов и гостей города, созданная из фондов предприятия, безвозмездно переданных городскому музею.
В 2005 году Государственным историко-архитектурным, этнографическим музеем-заповедником «Кижи» было закуплено около 50-ти изделий, изготовленных на фабрике в разные года как изделия, представляющие художественную и историческую ценность.
Современный ассортимент — столовое белье, домашний текстиль, сувенирная продукция, сценические костюмы — известны не только в Карелии, но и в России. Продукция экспонировалась на выставках и ярмарках в Финляндии, Франции, Германии, Греции и других странах, и неоднократно была отмечена среди лучших.
Изделия, выполненные в технике филе, тамбур по филе, с тамбурной вышивкой, мережками, строчевым валиком, разделками строчевыми, выпускаются и в настоящее время в современных изделиях, что является большой ценностью этих вещей, не повторимых в своей красоте.
В связи с 85-летием ООО «Карельские узоры» — единственного на Северо-Западе предприятия народных художественных промыслов, которое специализируется на заонежской вышивке,— в Петрозаводске в течение лета была открыта выставка, посвящённая этой юбилейной дате.
На выставке, названной «Карельские узоры». История», была представлена традиционная заонежская вышивка на современных платьях и сарафанах — такой «показ мод» организовали на открытии выставки. Представленные модели — результат труда работниц медвежьегорского предприятия. Кроме украшенной вышивкой одежды, здесь же можно было увидеть эскизы вышивок 50-х, 60-х, 70-х и 80-х годов, которые использовались при создании коллекций, образцы современных изделий, оригинальные полотенца из фондов Медвежьегорского музея.
Экспозицию собирали так, чтобы дать гостям выставки полное представление об истории работы предприятия «Карельские узоры», где стараются сохранить традиции; то, что сегодня производится на фабрике,— узнаваемо и востребовано.
«Карельские узоры» — единственная в Карелии фабрика, которой присвоен статус предприятия народных художественных промыслов. Продукция «Карельских узоров» стала признанным брендом нашей республики.
Выставка была интересна как туристам, знакомящимся с карельскими достопримечательностями, так и жителям Карелии.
Сегодня ООО «Карельские узоры» имеет свое представительство в Петрозаводске: в квартале исторической застройки на ул. Малой Слободской, 12 разместился специализированный магазин, где можно приобрести самые разнообразные изделия из льна, украшенные заонежской вышивкой.
И хотя ручную вышивку давно заменила машинная, народная традиция сохраняется в новых узорах, созданных по мотивам старинных образцов: на белом полотне красные птицы-павы расправляют крылья, скачут кони, распускаются цветы и бегут онежские волны, в белую сетку вплетается затейливый орнамент.
Заонежские узоры
Слова и музыка Николая Мишукова
У меня ли ни резные,
Ни приветные оконца,
Занавешу их узорами,
Что вышила сама.
Те узоры краше зорьки,
Ярче утреннего солнца,
В них березовая дымка
И онежская волна.
Припев:
Словно жаркие разговоры
Заонежские, заонежские узоры.
Научила меня мама,
Как тебя приворожить мне,
Заплести тебе дороженьку
В витые кружева,
Чтоб от этой от дорожки,
Чтоб от этой от дорожки
Закружилась, зашумела,
Захмелела голова.
Припев:
Ты онежскую водицу
Поутру поди испей-ка
Уронила в ней я вышивку
Волшебную свою.
В Заонежье все девчата,
Все девчата — чародейки,
Я хочу, чтоб ты увидел только
Вышивку мою.
Припев: (2 раза)