О мельницах и музее «Малые Корелы» @kizhi
Мельница достойна отдельного внимания, так как среди других сельских сооружений это единственный памятник крестьянской механики.
Совершая прогулку по Заонежскому сектору экспозиции музея-заповедника «Кижи» на острове, посетители видят в числе крестьянских построек две мельницы — ветряную из деревни Насоновщина на Волкострове и водяную из урочища Березовая Сельга (на Заонежском полуострове).
Ветряную мельницу наш посетитель видит лишь снаружи; ее внутреннее устройство он дорисовывает себе с помощью эмоционального рассказа экскурсовода. Так же было раньше и с водяной мельницей, которую из-за ее неприметного вида замечают и распознают не сразу.
В 2013 году в помещении водяной мельницы была открыта выставка. Ее задачей стал показ сохранившегося мельничного механизма, а также наглядная демонстрация принципа его работы на действующем деревянном макете (фото 1), изготовленном в масштабе преподавателем факультета технологии и предпринимательства бывшей Карельской педагогической академии С. С. Вяжевичем. Макет дает возможность убедиться, что массивный мельничный механизм, валы и колеса, способен слаженно двигаться, вращая жернова, поднимая и сбрасывая деревянные песты, разбивающие крупу.
Тема мельниц представлена и в других музеях деревянного зодчества и крестьянской культуры на севере России и в средней полосе, создававшихся в одну и ту же эпоху. Мельницы есть в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» (Великий Новгород), Архитектурно-этнографическом музее Вологодской области «Семенково», Суздальском музее деревянного зодчества и крестьянского быта, Костромском архитектурно-этнографическом и ландшафтном музее-заповеднике «Костромская слобода»…
Среди этих музеев наиболее богата мельницами экспозиция одного из крупнейших и самого северного в России этнографического музея под открытым небом — Архангельского музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Этот музей располагает самой большой в России их коллекцией: восемь ветряных мельниц и одна водяная.
Поэтому, когда мы узнали, что в июле 2014 года музей «Малые Корелы» проводит в честь своего 50-летия конференцию с участием специалистов музейного дела, то решили подать заявки и воспользоваться этой возможностью, чтобы познакомиться с опытом презентации мельниц в музее, родственном «Кижам».
Программа юбилейных мероприятий включала в себя не только работу конференции, но и неоднократное посещение главной экспозиции музея, расположенной за городом, многочисленные экскурсии по музеям Архангельска и участие в празднике ремесла и фольклора, Втором Поморском мастеровом сходе.
У музея есть здания с экспозиционными площадями в центре города. Заседания конференции проходили в одном из них; Доме Коммерческого собрания (в народе его называют «Марфин дом») (фото 2) — особняке второй половины XIX века, стоящем на пешеходном проспекте имени Чумбарова-Лучинского, поэта и революционного деятеля родом из Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Кроме того мы побывали в этнокультурном центре «Ремесленный дворик» и визит-центре музея.
Наибольшее впечатление из всего увиденного произвела, конечно, экспозиция под открытым небом (фото 3, 3 а). Она находится в 25 километрах от Архангельска, вблизи деревни Малые Корелы, на берегу речки Корелки. Занимаемая музеем площадь составляет сегодня почти 140 гектаров, на которых расположено 120 построек. Экспозиция состоит из шести секторов — в соответствии с шестью этнокультурными зонами, выделяемыми на территории Архангельской области. Четыре из этих секторов, Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский и Мезенский, сложились в 1970–80-е годы, формирование двух других, Важского и Поморского, еще не завершено. Самым посещаемым является Каргопольско-Онежский сектор. Ежегодно музей посещают примерно 100 тысяч туристов, в том числе иностранные посетители, для которых экскурсии проводятся на английском и немецком.
В нескольких километрах от главной экспозиции стоит село Лявля с деревянной Никольской церковью XVI века, которая находится под охраной музея и которую мы посетили в один из дней знакомства с его обширной территорией.
Многое из того, что мы увидели во время экскурсии по секторам — ее для участников конференции проводил директор музея С. Г. Рубцов,— напоминало о музее «Кижи». Например, представляющие способы традиционного земледелия поля с зеленеющими злаками и аптекарский огород, а в интерьерах крестьянских домов — мастера, демонстрирующие ткачество на ткацком стане и лоскутное шитье (фото 4).
В музее «Малые Корелы» активно практикуют мастер-классы по ремеслам для посетителей. Летом 2014 года в рамках проекта «Ожившие ремесла» мастера обучали желающих плетению из бересты, резьбе и росписи по дереву, ткачеству поясов, вязанию одной иглой, изготовлению глиняных игрушек, козуль из теста и традиционных кукол.
В «Малых Корелах» есть и свой фольклорно-этнографический театр под названием «Новиця». Он встречал участников конференции у центрального входа хлебом-солью, песней и общим хороводом. Помимо концертных выступлений театр принимает участие в экскурсиях по заказу, появляясь перед туристической группой несколько раз на протяжении экскурсии, на улице и в интерьерах. Во время одного из посещений экспозиции нам довелось попасть на такую экскурсию: в рассказ экскурсовода вплетались архангельские календарно-обрядовые и лирические песни в исполнении коллектива (фото 5).
Как и в Кижах, часть интерьеров крестьянских домов в музее «Малые Корелы» используются как помещения для сменных выставок. Представленные выставки освещают темы традиционных транспортных средств, технологий и ремесел, о чем можно судить из их названий: «Сухопутные средства передвижения», «Поморский карбас», «Рублено топором», «Роза и лев. Свободно-кистевые росписи из коллекции музея». Одна из выставок, устроенная на втором этаже здания церкви Вознесения, носит название «Планета IvanDanilov». Она посвящена памяти одного из инициаторов возрождения колокольных звонов, сотруднику музея «Малые Корелы» И. В. Данилову, чье имя было присвоено одной из малых планет Российской Академией наук.
Особая роль в истории экспозиции архангельского музея принадлежит мельницам: именно мельница стала его первым архитектурным экспонатом. Это была мельница-шатровка, перевезенная в 1968 году из деревни Бор Холмогорского района. Другие собранные в музее мельницы, построенные в период XIX — начала ХХ века, были перевезены сюда из Онежского, Каргопольского, Шенкурского и Мезенского районов Архангельской области.
В интерьере ветряной мельницы из деревни Кожпоселок (Кожеозерского монастыря) Онежского района, расположившейся вблизи главного входа, открыта выставка «Ветряные мельницы Русского Севера». Центральную часть ее пространства занимает восстановленный механизм: вертикальный и горизонтальный валы, кулачные колеса, шестерни и жернова (фото 6). Экспонаты выставки дают представление о видах зерновых культур, которые выращивались в северных районах, о посуде и утвари, связанных с обработкой и хранением зерна и муки, об одежде мельника. Ручные приспособления для помола и толчения зерна (деревянные крупорушки и ступы с пестами) дают возможность сравнить трудозатраты и объем помола и толчения зерна на мельнице и в домашних условиях. Выставку дополняют репродукции этнографических фотографий.
Отдельного знакомства заслуживает и еще одна ветряная мельница в Каргопольско-Онежском секторе музея — это мельница-столбовка из деревни Калгачиха. Построенная в начале ХХ века и перевезенная в музей в 1974 году, в 2006 году она стала действующей.
Ее восстановлением в рабочем состоянии руководил один из авторов концепции музея «Малые Корелы», в прошлом его сотрудник, в настоящем — заведующий и научный руководитель Лабораторией охраняемых природных территорий и экологии культуры Института экологических проблем Севера Уральского отделения РАН, кандидат исторических наук, этнограф, А. Н. Давыдов (фото 7). Во время посещения музея нам удалось побеседовать с ним и посмотреть интерьер восстановленной мельницы с его разъяснениями. А. Н. Давыдов не только прокомментировал внутреннее устройство ее механизма, но и рассказал об истории возрождения мельницы и ее дальнейшей жизни в музее.
Почему возникла мысль восстановить действующую мельницу? Позиция А. Н. Давыдова такова: механизм, а вместе с ним и вся постройка, лучше сохраняется в состоянии использования. Это подтверждается примером из крестьянской жизни: в деревнях при штормовом ветре мельничные крылья спускали с тормоза, чтобы они могли свободно вращаться вхолостую; в противном случае крылья, зафиксированные в неподвижном состоянии, оказывали бы сопротивление ветру, что почти неизбежно означало бы их поломку.
Восстановление действующей мельницы, осуществленное в музее «Малые Корелы», специалисты называют функциональным восстановлением. Оно подразумевает не только укрепление имеющихся деталей (с учетом нагрузок, которые будет испытывать постройка во время эксплуатации), но и комплектацию недостающих частей, необходимых для работы всего механизма.
Поскольку в России подобный опыт в музейной практике был новым, специалистов мельничного дела, которые могли бы помочь его осуществить, пришлось искать за рубежом, а именно в Нидерландах, стране мельниц. Совместная работа складывалась в несколько этапов.
В 2004 году музей «Малые Корелы» стал участником российско-голландской программы, сосредоточившейся на традициях мельничного дела обеих стран. Голландские специалисты выполнили комплексное обследование ветряных мельниц в «Малых Корелах». В качестве наиболее пригодного объекта восстановления была выбрана мельница из Калгачихи, лучше сохранившая подлинные детали.
Следующим шагом стала стажировка в Нидерландах А. Н. Давыдова и его коллеги по теме «Функциональное изучение ветряных мельниц». Во время стажировки сотрудники музея знакомились с теорией и практикой молинологии (научной области, занимающейся мельницами), осматривали действующие старинные и современные мельницы.
Вслед за стажировкой, в 2006 году в музее были проведены работы по восстановлению калгачихинской мельницы с участием голландских мастеров. Во время этих работ были заново изготовлены крылья и хвост мельницы, а вокруг мельничного амбара установлены швартовые столбы, служащие для его поворота. Были реконструированы важные детали внутренней части механизма (цевочная шестерня, рычаг мельничного тормоза, бункер для засыпки зерна) и заменены жернова. Кроме того, были проведены работы по укреплению конструкции мельницы: углы ее сруба были усилены вертикальными сжимами, а торец махового вала, куда крепятся крылья, обернут металлическим кожухом.
В результате в августе 2006 года мельница из деревни Калгачиха заработала впервые после долгого перерыва, а 26 ноября в музее провели праздник Хлеба, во время которого на мельнице был произведен первый помол зерна.
Об опыте успешного возрождения работающей музейной мельницы, а также о стажировке в Нидерландах и существующей в этой стране «мельничной культуре» А. Н. Давыдов написал в статьях, опубликованных в журнале «Мир музея»: «Восстановление ветряной мельницы из Калгачихи» (2008 г.), «Русские ветряные мельницы» и «Мельницы в Голландии» (2005 г.).
К моменту поездки в «Малые Корелы» основные части мельничного механизма и принцип его работы были известны нам в общих чертах, однако во время осмотра восстановленной мельницы многие факты явились открытием. Одним из них стало наличие тормоза мельничного механизма и его конструкция, а также возможность отведения цевочной шестерни, приводящей в движение мельничный жернов, от кулачного колеса в то время, когда мельница не используется, и способ фиксации шестерни для ее сцепления с кулачным колесом на время работы мельницы. Веретено (металлическая ось, на которую насажена шестерня) фиксируется в гнезде расположенной выше поперечной балки с помощью клина и запора (фото 8). Упоминаний об этом, а тем более описаний, не приходилось встречать в изданиях по народному зодчеству и этнографии, описывающих хозяйственные постройки. Воочию удалось увидеть и приспособление для регулирования зазора между жерновами (фото 9), величина которого влияет на крупность помола. Со слов А. Н. Давыдова мы узнали о том, каким должен быть угол наклона мельничных крыльев, чтобы она могла работать, и о нетипичном направлении движения крыльев мельницы из Калгачихи. В то время как большинство мельниц вращали крылья против часовой стрелки, на этой мельнице они по неустановленной причине изначально были сделаны так, что вращались в противоположную сторону.
В настоящее время мельница из Калгачихи находится на тормозе в целях безопасности посетителей музея. Ее запускают на праздник Хлеба, который теперь проводится в музее ежегодно, в сентябре. Праздник собирает множество жителей города, которые, помимо участия в традиционных народных гуляниях и ярмарке, видят в действии это потрясающее, ни на что не похожее, завораживающее мощью и силой произведение технической мысли. Подлинная действующая мельница, без сомнения, является главным украшением праздника, а в остальное время остается изюминкой всей экспозиции музея «Малые Корелы».