Лектории в музее @kizhi
Лектории в музее-заповеднике «Кижи» — это циклы занятий, посвящённые самым разным темам, связанным с музеем. Лектории — лишь одно из многочисленных направлений деятельности музея. Притом направлений, нацеленных в будущее, так как основная масса посетителей наших занятий — это дети. В скором времени они вырастут, и, надеемся, в будущем приведут в музей своих детей.
Лектории для детей в нашем музее стали регулярно проводиться с 2002 года. И хотя научные лекции читались сотрудниками и до этого времени, а вот занятия для детской аудитории стали проводиться тогда впервые. Они сопровождаются мультимедиапрезентациями, показом подлинных предметов, дают возможность попробовать самому погладить рубелем полотенце, «раздуть» углевой утюг, написать чернилами своё имя ручкой с настоящим металлическим пёрышком, или чернильной авторучкой, «окрутить девушку» на бесёду и т. д.
Циклы лекций для детей были задуманы Людмилой Васильевной Шиловой, автором многих проектов Детского музейного центра. У самых истоков создания лекториев стояли Наталья Воронина и Галина Захарова. Желание приобщить детей к культуре через конкретное взаимодействие с музейными предметами, памятниками культуры переросло в регулярное общение с детьми на разные темы. Достаточно назвать некоторые из лекториев и станет понятным, о чём идёт речь на занятиях: «От вещи до экспоната», «Дом как мир», «Предметный мир сказок», «Традиционные ремёсла русских Заонежья» и др. В самих лекториях заложено по 9 (по количеству учебных месяцев в году), или по 4–5 занятий. Каждое занятие тематически определено, поэтому дети могут узнать о предметах фондов, церквях, домах-памятниках и нематериальном наследии Заонежья и Карелии.
Что сделало занятия интересными для детей? Да то, что Детский музейный центр обратился к разным отделам за помощью. Нам никто не отказывал в консультациях, советах, информации. За это хочется выразить огромную благодарность бывшим и нынешним сотрудникам нашего музея. Практически весь музей принимал участие в осуществлении занятий лектория.
Начав с одной-двух групп, мы имеем сейчас 33 группы, с которыми работаем в течение полугода, учебного года. Мы предлагаем десять абонементов разной тематики и разной длительности.
Тематику можно посмотреть на сайте музея «Кижи» в разделе «Афиша» по адресу: http://kizhi.karelia.ru/whatson/
Дошкольникам и школьникам удобны лектории, ведущиеся с сентября по май, учащиеся колледжей и взрослые посетители предпочитают занятия с января по апрель-май.
Лекторий ведут сотрудники разных отделов музея: это Николай Шилов, Светлана Воробьёва, Марина Гусева, Татьяна Павлова, Константин Герман, Роман Мартьянов, Елена Титова, Вера Тере, Анна Макарова, Евгения Воробьёва, Юлия Селина и Анастасия Баландина.
В Детском музейном центре занятия лекториев ведёт целая команда сотрудников: Галина Захарова, Наталья Архипова, Анна Исакова, Любовь Довнарович и автор этих строк.
Сами сотрудники музея приносили в фонд ДМЦ предметы, без которых трудно было бы осуществить занятия лектория.
Помогали и обычные люди, не имеющие отношения к музею. Например, Валентина Васильевна Чоботова (1949 г. р.), приводившая внука в студию «Кижская палитра», передала Детскому музейному центру лучковую пилу, шпунтубель, фарфоровую чайную пару из Кузнецовского сервиза с изображением Соловецкого монастыря. Чайная пара принадлежала бабушке Валентины Васильевны по имени Аполлинария в начале прошлого века — в 1921–1926 годах.
Все эти предметы можно демонстрировать детям на разных занятиях и лекториях. Дети ждут занятий как праздника, многому учатся на них, начиная с народных игр и заканчивая изготовлением кукол-оберегов.
К занятиям сотрудники готовятся ответственно и трепетно: не только подбирают нужные по теме подлинные предметы, но и сами готовят презентации, викторины, несут на занятия керамопласт, листы активности, костюмы и т. д. Одним словом, вводят детей в тематику занятия, дают погрузиться в атмосферу быта и культуры наших предков. Многие сотрудники демонстрируют участникам лекториев предметы из личных коллекций, или их фотографии. Это придаёт занятиям свою специфику, пробуждает в детях неподдельный интерес к культуре наших предков.