Комплектование фондов музея «Кижи» в 2014 году @kizhi
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» известен прежде всего выдающимися памятниками народного деревянного зодчества. Среди них — Кижский архитектурный ансамбль, памятник отечественного и всемирного природного и культурного наследия. Кроме памятников архитектуры — «недвижимых» памятников, музей-заповедник хранит свыше 52600 предметов, так называемых «движимых» памятников, из них свыше 33400 предметов составляют основной фонд.
Комплектование фондов — одно из основополагающих направлений деятельности музея как социального института. Суть комплектования заключается в выявлении, сборе, атрибуции, систематизации и научном описании предметов музейного значения с целью их превращения в музейные предметы. Комплектование — это прежде всего научная деятельность, осуществляя которую, музей опирается на знания, добытые целым комплексом научных дисциплин, и самостоятельные исследования. От комплектования в известной мере зависит вся деятельность музея. Этим определяется значение и место проблемы научного комплектования музейного фонда как объекта исследовательской работы.
Состав фондов на 1 января 2015 года:
В 2014 году фонды музея пополнились 1059 предметами. Из них в основной фонд принято 887 предметов (84% всех поступлений), в научно-вспомогательный фонд — 172 предмета. Состав поступлений основного фонда по фондовым коллекциям представлен на диаграмме:
60% поступлений основного фонда в 2014 году (530 предметов) относится к быту, этнографии и прикладному искусству. 40% (357 предметов) — графика, живопись, документы, печатная продукция, фотографии.
55% поступлений основного фонда в 2014 году изготовлены на территории Олонецкой губернии и современной Республики Карелия, 43% — в других регионах России и СССР, 5% — вне пределов России и СССР. 512 (58%) предметов изготовлены в период до второй половины ХХ в., остальные — с середины, второй половины ХХ в. до 2014 г.
По месту бытования предметов основного фонда, согласно современному административно-территориальному делению, наиболее представлены город Петрозаводск (27% всех поступлений), современный Медвежьегорский район (24%). Шесть районов республики (Беломорский, Кемский, Кондопожский, Прионежский, Пряжинский, Суоярвский) и г. Сортавала в общей сложности представлены всего 30 предметами (4% всех поступлений), такое же соотношение — по 4% — составили доли Пудожского и Олонецкого районов, а также острова Кижи. В 2014 году в основной фонд музея не поступило ни одного предмета, бытовавшего в 5 районах Карелии (Калевальском, Лахденпохском, Лоухском, Муезерском, Питкярантском). 8% всех поступлений основного фонда бытовали на территории современной Архангельской области, 6% — на территории современной Вологодской области, по 5% — в Тверской области и в городе Москве.
482 предмета (54%) поступили в основной фонд в качестве дара музею, остальные 405 предметов были куплены на общую сумму 1 127 500 рублей.
Состав поступлений научно-вспомогательного фонда (НВФ) по фондовым коллекциям отображён на следующей диаграмме:
Научно-вспомогательный фонд является неотъемлемой частью фондового собрания музея, необходимой для его научно-исследовательской, экспозиционной и просветительской работы. Требования к регистрации, атрибуции, описанию, фотофиксации предметов, определённых в НВФ, не отличаются от требований, предъявляемых к предметам, определённым в основной фонд. Предметы НВФ хранятся наравне с предметами основного фонда, в тех же фондохранилищах.
Как и в прежние годы, большинство предметов не относятся к уникальным объектам. Но это ни в коей мере не умаляет их историко-культурного значения. Без «обычных» вещей невозможно представить жизнь этноса. Они — первоисточники информационного и эмоционального восприятия, «вещдоки» (вещественные доказательства) для научного исследования. «Обычные» предметы дополняют типологические ряды, необходимые для более аргументированной, более глубокой научной характеристики традиционной материальной и духовной культуры сельского и городского населения Карелии на всех этапах существования этносов.
Фондовое собрание изобразительных открыток значительно пополнилось персональной коллекцией петрозаводчанина Алексея Дмитриевича Вострякова. Коллекция насчитывает 88 предметов с изображениями историко-архитектурных и природных объектов Карелии. Открытки датируются второй половиной 1950-х гг.— началом 1970-х гг. По 16 предметов коллекции изданы в 1956 и 1967 годах, 10 открыток — в 1965 году, 28 — в 1968 году. Представлены виды Белого моря, Ладожского и Онежского озёр, объекты заонежских деревень (в т. ч. Вёгорукса, Вирма, Волкостров, Корба, Косалма, Ошевнево, Подъельники, Чёлмужи, Усть-Яндома, Яндомозеро), виды городов Кондопога, Петрозаводск и Сортавала. На 55 открытках запечатлён остров Кижи и расположенные на нём архитектурные памятники. На 18 предметах репродуцированы работы семи художников, в т. ч. работы А. И. Авдышева, А. А. Коробова, А. С. Ставровского, на 70 открытках помещены репродукции фотографий двенадцати авторов, в т. ч. по 12 снимков А. А. Александрова, В. Е. Гиппенрейтера и Н. Егорова, 8 фотографий А. Жилякова, по 6 фотографий П. В. Беззубенко и Л. А. Бородулина, 4 фотографии Э. С. Смирновой. Открытки документируют мощный, идущий изнутри, всплеск интереса народа к отечественной культуре, традициям этноса в период «оттепели», когда на волне общественного интереса, общественной востребованности произошёл настоящий «музейный бум», одним из проявлений которого явилось создание в 1966 году музея-заповедника «Кижи». Открытки — всего лишь маленькие штрихи к картине этого переломного периода в жизни общества, но без таких штрихов эта картина была бы неполной.
От архитектора Марины Георгиевны Старченко, много лет работавшей в Карелии, в фонды музея поступило 33 акварели 1949–1979 гг. с документально точным изображением архитектурных памятников Кижей, памятников архитектуры и видов карельских деревень. От неё же фонды музея пополнились шестью уникальными декоративными панно, безукоризненно выполненными в технике лоскутного шитья — технике, бытовавшей в карельских деревнях. Панно М. Г. Старченко — это поэтический взгляд современного художника на мир через призму глубокого понимания русского зодчества, народного искусства, народных традиций. Работы М. Г. Старченко демонстрировались на восьми персональных выставках, она лауреат конкурсов «Лоскутная техника России» 2005 и 2007 годов.
Среди мемориальных коллекций музея — поступившая в фонды музея в 2014 году небольшая, но значимая коллекция, документирующая жизнь и деятельность Вилхо Арвидовича Ниеми (1914–2008), ди-ректора музея «Кижи» в 1969–1975 гг., человека необычной судьбы, незаурядной, яркой и обаятельной личности. Внук финских эмигрантов, Вилхо Ниеми родился в США. В 15 лет, закончив курсы Лиги моло-дых коммунистов США в Дулуте, он возглавил местную организацию коммунистической молодёжи. В августе 1931 г., во время Великой американской депрессии под влиянием коммунистических идей Вилхо Ниеми вместе с родителями и братом приехал в СССР. Закончив исторический факультет Петрозаводского педагогического института, он преподавал английский язык в Петрозаводском сельскохозяйственном техникуме, работал в Наркомпросе КФССР. В годы Великой Отечественной войны служил в Красной Армии, награждён орденами и медалями. После демобилизации работал учителем в школе, военным переводчиком, старшим инженером бюро патентов и информации Онежского тракторного завода. Закончил Рижский патентный институт. В 1969 году, согласно решению Карельского обкома КПСС, он был назначен директором Историко-архитектурного музея «Кижи». Как руководитель музея, В. А. Ниеми много сделал для его становления и развития. Одной из главных заслуг директора В. А. Ниеми явилось создание неподдельного оптимистического настроя у сотрудников музея, бесценной творческой атмосферы в коллективе, направленной на сохранение памятников материальной и духовной культуры народов Карелии.
Среди поступлений 2014 года — транспортир геодезический, изготовленный в Москве Торговым домом «Е. С. Трындина Сыновей». Этот инструмент свидетельствует о геодезических и геологических изысканиях на рубеже XIX и ХХ вв., вызванных повышенным спросом на высококачественную карельскую древесину на российском и мировом рынках, продукцию лесопильных заводов, подготовкой к строительству стратегической железнодорожной магистрали от Петербурга до Мурмана. Тем самым транспортир документирует существенные и неизбежные изменения в традиционном быте, занятиях, менталитете этносов Олонецкой губернии, связанных с ростом экономики края, развитием товарно-денежных отношений.
В фондах музея более 100 различных самоваров, но бытовавший в Пудоже самовар-сбитенник — в единственном экземпляре. На крышке самовара имеется клеймо изготовителя: «АЛЕНЧИКОВЪ // и // ЗИМИНЪ // МОСКВА». На этом основании музейщики обычно местом изготовления предметов с таким обозначением, не сомневаясь, указывают Москву. Но в результате экспертизы в фондах музея было установлено, что самовар изготовлен не в Москве, а в с. Фёдоровское Покровского уезда Владимирской губернии, где располагалась Самоварная фабрика И. А. Аленчикова и Н. С. Зимина. В Москве же находились контора, склад и торговля предприятия.
Одновременно с самоваром на рассмотрение Экспертной фондово-закупочной комиссии (ЭФЗК) музея была представлена бытовавшая в Пудоже сковорода из цветного металла. На ручке сковороды имеется полустёртое клеймо тех же производителей — Аленчикова и Зимина. Но это клеймо отличается от клейма на самоваре. На нём изображены два кружка, на одном из которых изображён всадник на верблюде, на другом кружке изображение не просматривается. По верхним полуокружностям — фрагменты текстов: «СРЕ», «1891», по нижним — «И. АЛЕНЧИК», «Н. ЗИМИНЪ»; внизу, вдоль края ручки — остатки текста: «[…]ЕЕМ. […]Ю[…]М[…]ОЙ».
Потребовалось время, чтобы убедиться, что кружки являются воспроизведением аверса и реверса медали Среднеазиатской выставки 1891 г. в Москве, а полный текст вдоль края ручки — «ПРЕЕМ. Е. ЛЮБИМОВОЙ». При наличии на сковороде изображения медали Среднеазиатской выставки 1891 г. и отсутствии на ней изображения более престижной медали, которой предприятие И. А. Аленчиковым и Н. С. Зимина было награждено на Всемирной выставке 1897 г. в Брюсселе, можно предположить, что сковорода изготовлена между 1891 и 1897 годами.
Кроме того, при изучении изделий Аленчикова и Зимина (самовара и сковороды) были установлены факты, относящиеся к внешнему информационному полю предмета — интересная информация о предпринимателях и их производстве.
На крышке жестяной коробки из-под чая, также бытовавшей в Пудоже и поступившей вместе с самоваром и сковородой, имеется выпуклое изображение двух скрещённых якорей; на стенках коробки- изображения гусляра и женщины в кокошнике, а также изображения Московского кремля. В процессе экспертизы в фондах музея было доказано, что скрещённые якоря — торговый знак Торгово-промышленного товарищества «Алексея Губкина преемник А. Кузнецов и Ко». Товарищество — крупнейшая в Российской империи и одна из наиболее крупных в мире оптовых чаеторговых фирм. В 1890-х — 1900-х годах товариществом было продано товаров на астрономическую по тем временам сумму в 908 миллионов 590 тысяч 820 рублей. Интересна личность одного из владельцев фирмы — Александра Григорьевича Кузнецова. Не дожив до 40 лет, он был владельцем имения Форос в Крыму, известного в Европе конного завода, второй по величине и великолепию в мире яхтой «Форос». Продукты его молочной фермы в имении Осташёво (в 21 км от подмосковного Волоколамска) получили более десяти наград на различных сельскохозяйственных выставках. А. Г. Кузнецов известен как крупный благотворитель. В частности, на его средства и при его содействии была выстроена биологическая станция в Севастополе, построены сельские школы, народные училища и церкви. Он содействовал изданию на русском языке произведений Геродота, Фукидида, Полибия, Тита Ливия; он выделял крупные суммы на поддержку русских художников, покупал их картины.
На рассмотрение ЭФЗК музея поступила ложка серебристого цвета, бытовавшая в Олонецкой губернии. Требовалось определить материал, изготовителя ложки и её датировку. На черенке ложки имеется три клейма. Экспертиза в фондах музея показала, что два из них являются клеймами производителя и одно — клеймом владельческим («И. В. Феоктистовъ»). На потёртом небольшом круглом клейме, расположенном слева от владельческого клейма, различили изображение стоящего на задних лапах медведя и надпись по полуокружностям: «ART. KRUPP // BERNDORF».
Определили, что клеймо принадлежало Берндорфскому заводу металлических изделий, известному производством различных металлических товаров, в т. ч. посеребрённых столовых приборов. Завод располагался в Берндорфе, городе в Нижней Австрии (в 1867–1918 — Австро-Венгрия). Владельцем предприятия с 1890 года был Артур Крупп — выходец из австрийской ветви семейства Круппов, германских «стальных баронов». С учётом орфографии владельческого клейма и даты начала Первой мировой войны, в которой Австро-Венгрия была противником России, было сделано предположение, что ложка была изготовлена между 1890 г. и 1914 г. Датировка неточная, но обоснованная и достаточная для первичного учёта. Второе клеймо производителя — число «90».
Анализ разнообразной информации (в т. ч. информации на иностранных сайтах Интернета) показал, что ложка изготовлена из альпака — сплава из 20% никеля, 55% меди и 25% цинка, а клеймо «90» означает стандартный метод серебрения, при котором на 24 предмета (12 вилок и 12 ложек) было использовано 90 грамм серебра. Таким образом, были определены те атрибуты предмета, без определения которых предмет не подлежал приёму в фонды музея. Были зафиксированы размеры ложки и её деталей, сделано её подробное описание, включая описание сохранности,— всё то, что является непременным условием приёма предмета в фонды, что требуется для первичного учёта предмета. Однако это отнюдь не значит, что изучение ложки закончено. Выявление, изучение, корректировка, интерпретация информации не только об этом, но и обо всех музейных предметах продолжается и должно быть продолжено.
Собрание фалеристики в фондах музея пополнилось восемью сувенирными значками с изображением Кижского архитектурного ансамбля и надписью: «Музей Кижи». Необычно то, что они были изготовлены в первой половине 1990-х годов немецкими (Бавария) друзьями Кижей — Уве и Ренатой Кох по инициативе Карла Фогта и Сабины Пальффи.
В марте 2014 года музей получил необычный подарок из Республики Перу. В российских СМИ он неизменно назывался маркой с изображением Кижей. На самом деле подарок представляет собой почтовый комплект, посвящённый 45-летию установления дипломатических отношений между Перу и Россией. Комплект состоит из пяти предметов: 1) блока марок почтовых (сцепка — пара) с репродукциями фотографий с изображением города инков Мачу-Пикчу, памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО и Кижского архитектурного ансамбля; 2) почтового конверта первого дня (наклеен блок указанных марок, оттиск памятного почтового штемпеля, датированный 4 ноября 2013 г.); 3) листка информационного; 4) обложки-буклета; 5) фирменного конверта — упаковки. Все тексты и надписи — на испанском языке. В результате выявления и анализа разнообразной информации в российских и перуанских источниках было установлено, что идея создания памятной почтовой марки Перу, посвящённой России, возникла в Посольстве РФ в Перу в 2013 г. в связи с предстоящим в 2014 г. 45-летним юбилеем установления дипломатических отношений между Перу и Россией. Идея была поддержана руководством Государственной почтовой службы Перу «SERPOST». По заданию Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в Республике Перу Николая Всеволодовича Софинского пресс-атташе Посольства Александр Анатольевич Белезеко, выходец из Петрозаводска, подобрал для изображения на марке ряд знаковых достопримечательностей России, в т. ч. Новодевичий монастырь, Валаам, Кижи. В конечном итоге посол выбрал Кижи. Дизайнером комплекта является 40-летний художник Кристиан Альварес Мендоса. Презентация комплекта и гашение сцепки-пары марок прошла в Лиме, в МИД Перу 4 ноября 2013 г., вызвав «живой интерес публики, включая высокопоставленных членов правительства, перуанского МИД и дипломатические круги». Дипломатической почтой ком-плект был направлен из столицы Перу в Петрозаводск.
Значение комплекта для музея «Кижи» определяется прежде всего наличием в нём марки с изображением Кижского архитектурного ансамбля — первой и единственной марки Перу, посвящённой России. Издание марки, комплект, в котором она состоит, официальная церемония её презентации и гашения в сцепке с маркой, посвящённой Мачу Пикчу, свидетельствуют о развитии взаимных культурных связей между Республикой Перу и Российской Федерацией. Марка пропагандирует среди перуанцев и филателистов всех стран Кижи — памятник Всемирного наследия и тем самым историко-культурное наследие Карелии и всей России. В то же время, марка с изображением Мачу Пикчу, соединённая с этой маркой, представляет россиянам памятник Всемирного наследия, одно из семи «новых чудес света», что способствует росту взаимного интереса и взаимопонимания между народами. Марка с изображением Кижей изначально является раритетом (тираж 5000 экз.), два её экземпляра содержится в комплекте. Все марки является полноценно коллекционными, соответствуют филателистическим критериям.
* * *
Здесь приведены всего несколько примеров только одной составной части комплектования фондов. Примеры можно продолжать. Аналогичная работа проведена со всеми фондовыми поступлениями 2014 года. Большая заслуга в этой работе принадлежит специалистам сектора учёта, возглавляемого Н. Г. Павловой.
Процесс превращения вещи, предмета музейного значения в музейный предмет — это большая, трудоёмкая, кропотливая работа, требующая высокого уровня образования и общей культуры, знаний в различных научных дисциплинах, профессиональной музейной подготовки, опыта музейной работы, «насмотренности» (модный термин среди современных музейщиков).
Для большинства посетителей музея и даже для многих его сотрудников это незаметная работа. Но без такой работы не может быть полноценных музейных предметов, музейных фондов, полноценной музейной экспозиции.
Без такой работы музей превратится в конечном итоге в склад вышедших из употребления вещей. Важнейшим принципом комплектовании фондов является максимальная объективность, основанная на научном исследовании конкретных явлений, событий, процессов, традиций, фактов в их совокупности, многогранности и противоречивости, преодолении субъективности и влияния интересов, не связанных с достижением научной истины. Последняя должна быть высшей целью и ценностью исторического познания этноса.
А главное, как это ни банально, необходимо глубоко понимать и осуществлять цель комплектования — реализацию общественной потребности в максимально объективном документировании жизни этносов Карелии на всех этапах их существования.