Художник Борис Поморцев @kizhi
Борис Николаевич Поморцев — известный карельский художник-пейзажист. С такой пронзительной теплотой, нежностью и точностью им написаны самые разные уголки нашего северного края от Ладоги до Поморья, включая, конечно, и знаменитые Кижи, что ни у кого даже не вызывает сомнения, что он наш, местиный, свой, хотя это не так, но уже более шести десятков лет связывают художника с Карелией. Его произведения экспонировались не только в России, но и за её пределами: в Финляндии, Чехословакии, Германии, Румынии, Польше, Болгарии, Норвегии, Франции, Вьетнаме, Японии. Неоднократно он принимал участие и в выставках музея-заповедника «Кижи». Борис Николаевич награжден орденом «Знак Почета». Ему присвоены звания: Член Союза художников СССР (1962 г.), Заслуженный деятель искусств КАССР (1979 г.), Заслуженный художник РСФСР (1985 г.), Народный художник России (1999 г.), а в год своего 80-летнего юбилея Борис Поморцев стал Почетным членом Академии художеств (2012 г.).
Карелия, как известно, находится у западной границы России со странами Северной Европы. С прямо противоположного конца нашей огромной Родины, с её восточных рубежей попал сюда ныне именитый художник.
Борис Николаевич Поморцев родился 11 марта 1932 года в городе Оха на острове Сахалин. Его предки жили в Сибири, на Ангаре. Детство и юность будущий художник провёл в Иркутске, там же начал учиться живописи в изокружке местного Дворца пионеров, а затем в 1947-1952 гг. — учёба в художественном училище Иркутска.
Ему повезло с учителями, ими были выпускники знаменитого Суриковского училища: Г. Раков — ученик А.Савинова; А. Карпов — ученик Б. Иогансона, Б. Лебединский — ученик В. Матэ, А. Жибинов — ученик П.Филонова; Д. Баркалов — ученик С. Герасимова и А. Осьмеркина. Они привезли в Сибирь лучшие традиции русской живописи и сумели передать ученику своё мастерство.
Но время жёстко диктовало свои темы. И потому одной из первых работ студента Поморцева стал портрет товарища Сталина. Только это не мешало талантливому студенту писать своё, то, к чему лежала душа, и становиться настоящим художником.
А затем в1952-1954 гг. Б. Поморцев был призван в армию, и тут судьба предложила ему выбор: проходить срочную службу или поступить в Иркутское военном авиационно-техническом училище по специальности «авиационный техник». Он выбрал второе — соблазнила художника красивая курсантская форма.
После окончания военного авиационно-технического училища в 1954 Поморцев прибыл в Карелию. Служил в гарнизоне «Бесовец», но недолго — художник в нем победил авиационного техника.
Наш заповедный край поразил Поморцева своей красотой и очарованием. И сделал его вновь штатским человеком.
С 1956 года Борис Поморцев живет и работает в Петрозаводске. Его первым местом работы в роли заведующего был выставочный зал Союза художников Карелии. И он продолжал писать.
Собратья по цеху приняли его доброжелательно. В Петрозаводске он почувствовал себя дома.
С 1957 года он принимает постоянное участие в карельских, российских, всесоюзных художественных выставках. Бывали его полотна и за рубежом.
Борис Поморцев работает в технике масляной и тeмперной живописи, в жанрах пейзажа, тематической картины и портрета.
В каком бы жанре ни работал художник, его всегда отличает умение видеть в обыденном, ничем не примечательном мотиве и черты современного быта и сложившийся за века уклад жизни.
Он едва ли не первый из карельских художников, кто правдиво сказал о разрушении векового уклада деревенской жизни, родовых гнезд, создававшихся трудом многих поколений, о разрушении храмов и церквей — разрушении внутренних ценностей человека и веры.
Трудно перечислить все места, где работал художник: Байкал, Красноярская ГЭС, Хибины, Саяны, Урал, Норвегия…
Но самая главная его тема — это Заонежье. Специалисты утверждают, что никому не удалось сказать такое же проникновенное слово про жемчужину Карелии, как Борису Поморцеву. Он воспел Заонежье, как русский Рим.
И он проникся историей и культурой Русского Севера, сумел понять всю её глубину и хрупкость, мощь и ранимость.
Тема красоты архитектурных памятников Карелии — отдельная страница в творчестве Бориса Поморцева.
Зачастую художник откровенно восхищается красотой творения рук человеческих. Можно вспомнить, например, произведение художника «Снег выпал» (фото 4), где природное явление лишь подчёркивает красоту, созданного замечательными северными мастерами великолепия, объединяя все их строения в единое композиционное целое, в своеобразную умиротворяющую гармонию. Узорчатое великолепие кружевной деревянной резьбы на первом плане — крыльце дома, сменяется великолепием архитектурных форм на среднем и дальнем планах. Сурово-сдержанный колорит домов и белое пространство покрытой чистейшим первым снегом деревни на берегу ещё не замерзшего озера неожиданно оживляется появившейся у крыльца рябиной с крупными оранжево-красными ягодами, дающей яркий акцент в холодной тональности общего колорита картины.
Неоднократно обращался художник к теме Кижей. В его кижских пейзажах видна абсолютная неразрывность красоты природы и творения человеческих рук.
Художник предлагает взглянуть нам на бессмертный памятник деревянного зодчества — ансамбль Кижского погоста, например, в картине, написанной им в 1974 году, — «Кижи. Белая ночь». Здесь можно несколько отстраненно, в философском ключе, поразмышлять о значении в нашей жизни и в нашем обществе таких уголков, точек в бесконечном несколько унылом российском ландшафте, где «прорываются» плоды гениальной творческой деятельности русского человека.
Иные акценты восприятия этой красоты видим в работе художника «Пробуждение», написанной чуть позже — в 1977 г. (фото 2). Предрассветным утром как будто из небытия возникает мощное и прекрасное видение Кижского архитектурного ансамбля, покоряющее красотой, мощью и в то же время лёгкостью и изяществом многочисленных главок Преображенской и Покровской церквей и острым силуэтом стоящей с ними рядом колокольни.
Кажущиеся призрачными в предрассветной дымке белой ночи под жемчужным небом величественные Кижи обретают реальность, отражаясь в волнах, оставленных на водной глади только что прошедшим в сторону кижского причала теплоходом. Сказочная летняя ночь заканчивается, Кижи пробуждаются, начинается новый день.
Кижский архитектурный ансамбль на полотне Бориса Поморцева настолько реален и очарователен, что даже не сразу заметишь, что художник-то его «развернул» относительно сторон света! Или повернул остров и весь мир вокруг Погоста. И с северной его стороны расплескалось Онежское озеро, а Солнце восходит на юге. Художник так увидел и он по-своему прав.
Работы Бориса Поморцева находятся в Государственном Русском музее, Центральном музее Вооружённых Сил РФ, Музее изобразительных искусств Республики Карелия, Национальном музее Республики Карелия, Российском Фонде культуры, в музее-заповеднике «Кижи», в частных коллекциях и собраниях в России и за рубежом.
Особое место в этом списке занимает народная картинная галерея в заонежской деревне Фоймогуба, созданная более 10-ти лет назад в сельском клубе и сегодня находящаяся под угрозой закрытия: не выделяет Министерство культуры Республики Карелия средств на её содержание. Осенью 2014 года жители Фоймогубы были вынуждены объявить через социальные сети сбор денег на покупку дров для клуба. За несколько дней было собрано белее тридцати тысяч рублей — это позволило продлить жизнь деревенской художественной галерее. Надолго ли?
Самые известные произведения художника Бориса Поморцева: «Субботний день» (1961 г.), «Полдень» (1963 г.), «Заонежье» (1965 г.), «Бани топятся» (1968 г.), «В Прионежье» (1969 г.), «В краю озерном» (1970 г.), «Бакенщик», «На земле карельской» (1972 г.), «Заонежье», «Заозерье» (1973 г.), «Август» (1977 г.), «Майские ночи» (1979 г.), «Онежская быль», «Сыновья. Сорок первый» (1984 г.), «В поморском селе» (1987 г.), «Беломор-канал. Митинг» (1989-1992 гг.), «Кемь» (1995 г.).