Подарок товарищу Сталину @kizhi
Мои детские и юношеские годы прошли в деревне Космозеро бывшего Заонежского района, примечательной, как и многие деревни Заонежья в то время, своими церквями, вернее тем, что от них осталось после разорения 30-х годов и Великой Отечественной войны, когда одна из церквей, в которой финские оккупанты устроили для себя столовую, сгорела. Но война закончилась, в Заонежье начала восстанавливаться мирная жизнь, подрастали дети, надо было учиться, получать профессию. Для тех, кто был в годы войны на оккупированной территории, с этим были определенные трудности: после пятого класса детей направляли в ремесленные училища, ФЗУ, чего нам, подросткам, наголодавшимся в военные годы, очень не хотелось. Нас выручили заонежские мастера столярного дела — организовали обучение на правах ремесленного училища.
В 1947 году Великогубская разнопромартель открыла в Космозере столярную мастерскую под названием «Карельская береза».
Я, а мне тогда шёл 16-й год, и еще три подростка поступили в эту артель учениками столярного дела. Нашими учителями были Евдоким Ефимович Клюхин и Николай Егорович Лукин — знаменитые заонежские мастера.
Через какой-то период времени мы уже сами могли изготавливать предметы мебели: стулья, столы различные, скамейки и прочее. Но изделие, которое всем запомнилось больше всего, было еще впереди.
В декабре 1949 года И. В. Сталину исполнялось 70 лет. И вдруг летом в нашу маленькую мастерскую поступил заказ: нужно было срочно изготовить шкатулку-футляр для альбома о трудовых достижениях, который готовило руководство нашей республики — в то время Карело-Финской ССР — в подарок И. В. Сталину.
Е. Е. Клюхин и Н. Е. Лукин были хорошие краснодеревцы. Разыскали еще Синявина. Он был уже в преклонном возрасте, жил в одной из деревень Вершуньги. Это был очень хороший мастер. До революции он работал в Петербурге на фабрике по производству роялей и пианино. По его рассказам, он также принимал участие в отделке кают императорской яхты «Полярная звезда». Мы любили слушать его рассказы. Вот например, как он подшутил над мастером-немцем, который заметил в крышке рояля, над которой работал Синявин, сучок. Немец махнул рукой презрительно, что де-скать этот брак не исправить. Синявин поспорил с ним, что удалит сучок и сделает такую вставку, что тот не заметит. Работал долго, но сделать так, чтобы совсем незаметно было всё-таки не получилось Тогда он решил подшутить: повернул крышку на верстаке, а на место, где был сучок, поставил рубанок. Немецкий мастер поворота крышки не заметил, смотрел, гладил, чуть ли не лизал место, где «был сучок», охал и ахал. Насладившись своей шуткой, Синявин поднял рубанок и показал немцу то место, где действительно раньше был сучок — смеялись вместе. Но это так, к слову.
Началась работа по заказу. Работа предстояла, безусловно, тонкая, но главная сложность была в том, что сначала не было нужного материала: выручил Синявин — из своих личных запасов выделил красное и черное дерево, карельскую березу с красивым рисунком. И сроки были жесткие. Да еще и проверяющие надоедали: каждую неделю из Петрозаводска приезжали представители республиканских властей — контролировать работу.
Нам, молодым, доверили только подготовительные работы. Механизмов в мастерской не было, мы вручную пилили шпон из карельской березы столярными пилами.
Корпус футляра делался из березы, фанеровался шпоном из карельской березы. По бокам шли узоры по мотивам вышивки, вставленные из красного и черного дерева. На крышке по периметру тоже шли узоры, а в центральном четырехугольнике по диагонали шла надпись: «И. В. Сталину», сделанная красивым прописным почерком. Буквы были вырезаны из красного дерева. Все это потом тщательно шлифовалось и полировалось.
Мастера Клюхин, Лукин и Синявин с поставленной задачей справились, заказ был выполнен в срок.
Известно, что все подарки, сделанные И. В. Сталину к его 70-летию, хранятся в музее в Москве. Где-то там стоит и сделанная заонежскими мастерами и их учениками шкатулка.