Городъ Губернскъ @kizhi
Одной из излюбленных тем русской литературы было сатирическое изображение жизни провинциальных городов. Начиная с Радищева, посмеяться над провинциалами, обличить их нравы любили и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь, и, конечно же, Салтыков-Щедрин, Герцен, Тургенев, Горький, Чехов... К сожалению, ни один из упомянутых в этом списке не бывал в Петрозаводске. Возможно, после посещения их мнение о провинциальном городе изменилось бы.
А вот что писал Иван Аксаков в своих письмах («Иван Сергеевич Аксаков в его письмах» Т. II. М., 2004.) — отнесемся к его словам с долей иронии: «Удивительное свойство большей части губернских городов: это совершеннейшая пошлость, ничтожность людей. Общество почти везде таково, но в Москве и Петербурге вы всегда найдете человек пять, с которыми можно говорить обо всём, здесь — ни одного». И еще: «Боже мой! Сколько скуки, сколько пошлости и подлости в жизни общества уездного городка. Во-первых, городничий — вор! Даже и этот музыкант, у которого я обедал и о котором сейчас после обеда стал делать внимательные расспросы, оказался не последним вором. Городничий вор и взяточник, жена его — взяточница, впрочем, очень милая женщина. Исправник — еще больше вор; жена его, любезная дама, распоряжается, распоряжается уездом, как своей деревней; окружной, лесничий, начальник инвалидной команды, почтмейстер, стряпчий, секретарь и их жены — все воры-переворы, и всё это общество чиновников живёт с претензиями на большую ногу и даёт балы и вечера на взяточные деньги! И никакого образования, кроме внешнего, никакого порядочного стремления, никакого участия к меньшим, кроме презрения, и ко всему этому пошлость, звенящая пошлость души, мыслей, всего».
Вот так столичный сноб рассуждал о провинциальной жизни, хотя, вероятно, не так уж он и был не прав…
Город Петрозаводск за свою историю менял свой статус неоднократно: изначально это была Петровская слобода при одноименном заводе, затем в екатерининские времена Петрозаводск стал уездным городом, потом губернским. После очередной государственной реформы утратил статус губернского города, но затем вновь вернул его.
Сто лет назад, в 1915 году, Петрозаводск был небольшим провинциальным городом с населением около 20 тыс. человек, Карелия считалась отсталой окраиной России, «подстоличной Сибирью». В годы Первой мировой войны Русский Север оказался в зоне военно-стратегических интересов Антанты и Германии. В годы войны ухудшились условия труда рабочих на предприятиях: на Александровском заводе в 1915 году был введен 12-14-часовой рабочий день, а численность работающих женщин и подростков с довоенных 6% возросла до 16%.
В городе царила спекуляция и дороговизна. И хотя городские власти прилагали немало усилий, чтобы смягчить остроту продовольственной проблемы, следствием развала экономики, нехватки продовольствия и дороговизны стала нарастающая волна стачек, в первую очередь, на железной дороге. С введением в 1915 году на Мурманской железной дороге «Правил чрезвычайной охраны» в Петрозаводске был организован особый комитет из жандармских офицеров и представителей администрации стройки, которому вменялось в обязанность пресекать выступления строителей.
В 1915 году имел место лишь один случай активного выступления рабочих Александровского завода: они заявили протест против увольнения мвоего товарища, предъявив администрации от коллектива механического цеха требование об увеличении зарплаты. Администрация отменила приказ об увольнении, но зарплату не повысила.
В 1915 году на базе двухгодичных женских учительских курсов, существовавших с 1905 года и выпускавших до 20 учительниц в год, была открыта женская учительская семинария. Подавляющее большинство учащихся учительской семинарии (до 80%) составляли выходцы из крестьян и мещан.
В бесплатной библиотеке-читальне, открытой в 1898 году при чайной Петрозаводского уездного попечительства о народной трезвости, по данным за 1915 год насчитывалось 272 названия книг и 643-х томах, на дом брали книги 156 читателей.
В 1915 году начала выходить в свет либеральная газета «Олонецкое утро», в городе работали три кинотеатра, продолжали свою творческую деятельность Общество любителей музыкального и драматического искусства и Петрозаводское спортивное общество.
Город жил своей, пока еще мирной жизнью, революционные вихри и прочие катаклизмы XX века были еще впереди: петрозаводчане рождались, учились, работали, служили, женились, воспитывали детей и внуков, развлекались, следили за модой, вели дискуссии о переустройстве мира, занимались обустройством своих домов, садов и огородов, ходили в баню и в церковь, умирали и находили вечный покой на одном из городских кладбищ. Но не стоит о грустном в праздничный день.