Опыт жив, пока есть мастера. Разговор о сохранении традиционного судостроения @kizhi
18 января в музее-заповеднике «Кижи» прошел Круглый стол по вопросам изучения и сохранения традиционного судостроения и судоходства на Северо-Западе России. В каждой местности своя культура и свои особенности судостроения. Музей «Кижи» является музеем традиционной культуры Русского Севера. Изучение и музеефикация лодок разных народов Карелии, как части ее культуры, одна из задач музея. Еще до середины XX века она была основным транспортным средством, для сообщения между деревнями. На лодке перевозили скотину на пастбищные угодья, ловили рыбу, ездили ярмарку в город. И как один из результатов многолетней работы отдела истории и этнографии музея-заповедника стал фестиваль традиционных лодок «Кижская регата».
Обсудить возникающие и накопившиеся проблемы в вопросе изучения судостроения и как сохранить еще живущие традиции в деревнях, как восстановить утраченное собрались участники Круглого стола. В заседании участвовали специалисты из Петрозаводска, Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Вологды, - все те, кто заинтересован в возрождении традиционного судостроения и его развитии в Карелии и на Северо-Западе России.
- Эльвира АВЕРЬЯНОВА, директор музея-заповедника «Кижи»:
- Благодарю всех, кто приехал принять участие в заседании Круглого стола. Сотрудники нашего музея серьезно занимаются проблемой судостроения уже на протяжении долгих лет. Сотрудники ездят в экспедиции по районам Карелии и бывшей Олонецкой губернии, изучают пока еще оставшееся наследие, которым являются традиционные лодки, встречаются с мастерами. В музее-заповеднике «Кижи» не лишним было бы собрать разные виды лодок, бытующих на территории Карелии для каждого экспозиционного сектора на острове Кижи. Я думаю, мы будем стараться восполнять фонды музея. Эта встреча полезна, так как важно знать опыт других специалистов и организаций, которые также серьезно занимаются этой проблемой.
- Юрий НАУМОВ, старший научный сотрудник отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи»:
- На протяжении 10 лет собирается и изучается материал по кижскому судостроению, который представлен выставкой в основной экспозиции музея в доме Ошевнева на острове Кижи. Кроме выставки на острове и прошедшей выставки в городе Петрозаводске, которая ярко демонстрирует итог работы, будет издана книга «Традиционное судостроение Кижской волости». В собирании и изучении материала по судостроению и судоходству очень много проблем, так как носителей культуры остается совсем немного. Со стариками уходит информация. Только от них мы можем узнать, как строили их деды и прадеды и как они сами шьют лодки сегодня. Нам еще повезло - во многих деревнях Карелии пока еще сохранился местный тип лодки. Например – в Калевале – калевалки, в Пряже – пряжинки, на Водлозере – водлозерки и другие. В деревнях Кижской волости кижанка пользовалась и пользуется спросом и, тем самым, сохранилась до сегодняшнего времени. Пока есть мастера, которые умеют шить традиционную лодку острова Кижи, мы с ними должны работать.
- Вячеслав ОРФИНСКИЙ, академик РААСН, доктор архитектуры, директор НИИ историко-теоретических проблем народного зодчества ПетрГУ.
- Самой серьезной и страшной проблемой остается то, что народная культура исчезает, значительная ее часть в скором времени будет утрачена. Мы не сможем говорить о будущем, если не будем знать прошлого. На Русском Севере культура не могла существовать без традиций. Сейчас необходимо скооперировать усилия ученых, и проводя комплексное исследование в области этнографии, фольклора, археологии, мы сможем восстановить и сохранить уже утраченное в традиционном судостроении. Даже изучая один вид лодки, мы можем говорить о всех направлениях народной традиционной культуры. Благодаря музею-заповеднику «Кижи» восполняются пробелы по изучению судостроения Карелии. Ведь практически нигде мы не сможем найти чертежи по шитью лодок, все передается от отца к сыну во время процесса изготовления судна. Примером и итогом работы музейных сотрудников становятся научные издания, которые нужны и важны, но, к сожалению, их пока незначительное количество. Объединившись, мы сможем больше изучить и сохранить. Ведущим центром, по изучению традиционного судостроения должен быть музей «Кижи», так как здесь уже накоплен серьезный материал и опыт. Очень важно к этой работе привлекать молодежь, так как именно она будет продолжать традиции наших дедов.
- Виктор ДМИТРИЕВ, президент Карельского Морского историко-культурного центра «Полярный Одиссей».
- Тридцать лет назад здесь в Петрозаводске на воду был спущен первый корабль центра «Полярный Одиссей», с этого момента началась наша история. В музейном фонде клуба собрано очень много предметов, документов, к большому сожалению многое было утрачено. «Полярный Одиссей» – это «Музей без границ», который очень много путешествовал. Но сейчас, в России нет хорошей школы мореходства, ее необходимо возродить. На мой взгляд, основная проблема – нет хорошей законодательной базы по судостроению и судоходству. Мне хотелось бы поблагодарить музей-заповедник «Кижи», который серьезно занимается этими вопросами. Очень радует, что музей активно сотрудничает с «Полярным Одиссеем» и привлекает внимание молодежи к этой насущной проблеме.
- Павел ФИЛИН, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, Российский НИИ природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачева, г. Москва:
- Одним из направлений работы сектора исследований культурного и природного наследия Соловецкого архипелага и Беломорья стало документирование процессов судостроения, так как сегодня очень мало сохранилось рабочих чертежей по строительству кораблей. Усилиями Товарищества северного мореходства в прошлом году на территории Соловецкого музея-заповедника в амбаре, предназначавшемся для хранения лодок, был открыт Соловецкий морской музей. Амбар был взят в аренду и отреставрирован. В обновленном помещении создана постоянная экспозиция в виде галереи, где представлены экспонаты, собранные во время экспедиций. Основная идея создания музея и экспозиции – показать, как шились суда в допетровскую эпоху, какие были типы лодок. Сегодня перед нами уже не стоит задача собирать экспонаты, мы должны просвещать молодежь и сохранить восстановленное. Наш музей «живой», так как по стенам галереи располагается экспозиция из чертежей и предметов, а в центре помещения строится судно. Пока Соловецкий морской музей не зарегистрирован как государственный, и живет на частное финансирование. Может быть, для того чтобы решить хотя бы проблему его регистрации, необходимо совместными усилиями создать федеральную целевую программу «Морское наследие России».
- Владимир МАРТУСЬ, президент некоммерческого партнерства «Проект «Штандарт», г. Санкт-Петербург:
- Наш проект направлен на воспитание молодежи в российских традициях. К нам приезжают ребята из разных регионов России. Они проходят обучение, вместе с нами строят капитанские кички, большие суда. Они изучают историю России, судоходства и судостроения. Затем они сдают экзамены, по результатам которых формируется экипаж, который во время походов сам зарабатывает деньги. Во время обучения в детях воспитываются лидерские качества. Ребята проводят экскурсии по судну, рассказывают историю российского судостроения. Мы участвуем в больших фестивалях, гонках и регатах, принимаем участие в исторических реконструкциях, принимаем участие в организации городских праздников Санкт-Петербурга. Проект «Штандарт» в основном развивается за счет финансовой помощи друзей.
- Виктор КОЛЕСОВ, руководитель Клуба юных речников, г. Вологда:
- В Вологодской области большой популярностью пользуется конкурс народного судостроения в селе Устье-Кубенское, который поддерживается губернатором области, при непосредственном участии отдела транспорта Вологодской области. Это праздник целого села под девизом «Устью праздник – лодке честь». Основная цель праздника – собирать мастеров, которые еще строят лодки. Радует, что в конкурсе стала участвовать молодежь. В 2000-м году он стал районным праздником и с этого года стал ежегодным. Уже в течение 4-х лет лучшая лодка переходит в фонды краеведческого музея. По окончании конкурса издается красочный буклет.
- Ольга ТИТОВА, зам. директора по развитию, выставочной деятельности и связям с общественностью музея-заповедника «Кижи»:
- В этом году в музее уже в десятый раз пройдет фестиваль традиционных деревянных лодок «Кижская регата». Это результат большой собирательской работы научных сотрудников музея «Кижи». Праздник на острове Кижи пользуется большой популярностью теперь не только местных жителей, но и жителей из соседних областей. У музея большой круг партнеров, которые всегда поддерживают и помогают организовать праздник – это и постоянные участники, спонсоры, средства массовой информации. Но остается главная проблема, как перевести лодку-участницу из другой области на остров в день соревнования, это на сегодняшний день решается достаточно сложно.
- Илья КОРОЛЁВ, руководитель лаборатории технологии судостроения Республиканского Центра молодежи, г. Петрозаводск:
- Главная цель нашего Центра – привлечение детей и молодежи к занятию техническим творчеством и подтолкнуть их к изучению традиций. Петрозаводск – город судостроительный, но существует проблема в нехватке квалифицированных кадров. Мы хотим выстроить путь передачи опыта от отца к сыну, и тем самым сохранить лодку. В этом году предполагается наше участие в Летнем университете на острове Кижи. Во время смены участники попытаются сшить кижанку по старинным технологиям, и затем на этой лодке будем участвовать в юбилейной «Кижской регате».
- Николай ТРОПНИКОВ, председатель Союза ветеранов ВМФ, г. Петрозаводск:
- Выражаю благодарность музею-заповеднику «Кижи» за неравнодушное отношение к проблемам судостроения и судоходства в России. Замечательно, что в наше непростое время есть энтузиасты, которые пытаются передать и закрепить опыт. Но все же нам необходимо создать морской плавающий музей истории Военно-морского флота. Мы должны сохранить принципы судостроения и судоходства во имя воспитания подрастающего поколения.
***
Во время трехчасовой работы Круглого стола удалось обсудить некоторые общие проблемы, и основным итогом стало решение участников о создании Ассоциации по сохранению морского исторического наследия, а также была обозначена необходимость в Федеральной целевой программе «Морское наследие России».
В конце работы был принят проект резолюции, где выделены главные задачи на ближайшее будущее:
- Объединить усилия в совместной деятельности по сохранению и пропаганде морской национальной культуры России и работе с подрастающими поколениями;
- Для разработки совместных согласованных программ, координации усилий и распространения информации создать Ассоциацию по сохранению морского исторического наследия России.
- Разработать вопрос об участии Ассоциации по сохранению морского исторического наследия России в международных проектах в рамках своей основной деятельности.
Своеобразный итог работы Круглого стола подвел Вячеслав Петрович Орфинский, сказав: «Сегодня здесь мы увидели идеальное сочетание профессиональных мастеров и энтузиастов. Создать Ассоциацию будет очень полезно, это будет прецедент. Есть возможность почувствовать себя первопроходцами в сохранении традиций на государственном уровне. Всем нам необходимо обмениваться информацией и литературой. Коллективными усилиями можно добиться поставленной цели».
Круглый стол по вопросам судостроения и судоходства – лишь первый шаг большого пути, который предстоит пройти неравнодушным ученым, специалистам, музейщикам в деле сохранения традиционного ремесла».