Святочные традиции в Заонежье Vkontakte@kizhi

Святочные традиции в ЗаонежьеСвяточные традиции в ЗаонежьеСвяточные традиции в Заонежье

Рождество Христово издревле называлось в народе «макушкой зимы» и считалось центром зимней календарной обрядности. Близкое по срокам ко дню зимнего солнцестояния, Рождество впитало черты древнего славянского праздника Коледы.

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями христианской истории. В первые три века христианства, во времена жестоких гонений, в некоторых восточных Церквях праздник Рождества Христова соединился с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Позже, когда эти праздники были разделены, празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января (по новому стилю – с 7 по 19 января), и эти дни как бы составили единый день праздника.

На Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гулянья. Церковь, заботясь о духовной чистоте паствы, всегда запрещала эти суеверия. В Священном Писании говорится: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие». Поддерживая православную Церковь правительство Российской Империи в своих законах запрещало «в навечерие Рождества Христова и в продолжение Святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

В Рождество большинство заонежан старалось попасть на всенощную торжественную службу в церкви. После заутрени в первый день Рождества повсеместно начинали славить Христа. Утром дома прихожан обходил церковный причт с пением молитв. Славильщиков было принято щедро одаривать и угощать. Наряду с деньгами в крестьянских домах вознаграждение за славление могло производиться натурой: зерном, льном, маслом, мясом и т.п.

Рождество Христово считалось в народе милосердным праздником, в течение которого полагалось наделять милостыней просящих и кормить живущих в нужде односельчан. Разносить гостинцы - свежую выпечку, чаще всего отправляли деревенских ребятишек. Пришедшим в святые дни в дом нищим подавали маленькие хлебцы, называемые «коровашками».

Обычно взрослые начинали Христа славить с первого дня Рождества и ходили по деревне в течение трех дней, реже до Нового года или Крещения. Считалось, что проживут год счастливо те, в чей дом в Рождество первым зайдет мужчина. Потому дети и женщины отправлялись славить Христа, а главное – колядовать, лишь на второй день. Со второго же дня Рождества в Заонежье разрешалось хождение ряжеными- «хухликами», переодетыми “медведями”, “петухами”, “быками”, “цыганами” и т.д. Само слово "хухлики", вполне возможно, восходит к карельскому слову ''hyhlakka" - причитать по покойнику, ходить ряженым "под покойника". Их приход сопровождался смехом, пляской, пением скоморошин, частушек. Аккомпанировали «хухликам» балалайки, гармошки, а порой и печные заслонки.

Новый год или Васильевский вечер (13.01. ст. ст.) в заонежских деревнях в прежние времена отмечался не столь по-семейному, как Рождество, а скорее как общественный молодежный праздник. Холостяги и незамужние девушки гуляли на беседах. А молодые супружеские пары чинно собирались на свою вечеринку. По рассказам, молодые пели, танцевали, обязательным было п"под покойника". Их приход сопровождался смехом, пляской, пением скоморошин, частушек. Аккомпанировали «хухликам» балалайки, гармошки, а порой и печные заслонки.

Новый год или Васильевский вечер (13.01.) в заонежских деревнраму «Пахомушка», на Кижском погосте церковная молодежь, семинаристы-бурсаки, ставила «Царя Максимилиана». Это было время парадных святочных бесед, гаданий, магического поднятия девушками своей “славутности” -привлекательности.

Интересная черта святочной традиции Заонежья - это присутствие особого периода, называемого "кривыми святками". Эти дни предшествовали "прямым святкам", то есть святкам православным. "Кривые святки" начинались в день зимнего солнцестояния, то есть 25 декабря (как католическое Рождество) и продолжались до 6 января (до православного Рождества). Время "кривых святок" посвящалось молодежью Заонежья бесёдным увеселениям, открывало цикл разнообразных гаданий. Самыми страшными считались гадания на судьбу. В Заонежье девушки гадали с помощью лучины, "которую в полночь на Новый год окунали в прорубь и несли в беседную избу. Мокрую лучину следовало зажечь, пока не погасла лучина в светце. Тех, кому это удавалось сделать, согласно поверью, ожидала удачная жизнь". Некоторые, ожидая тайного знания, лили воск в воду или жгли бумагу. На здоровье домочадцев гадали и хозяйки- большухи, вынося в сочельник в чулан миски с водой по числу членов семьи. Застывшая горбом вода сулила доброе житье.

Ещё одним важным моментом заонежских святок было посещение невестившимися девушками своей родни в других деревнях. За гостьями отправляли вожака на санях. С тукачками или коробушками, полными нарядов, съезжались девушки к своим «крестовушкам» или «братанам». Девушки гостили одни, без родителей, посещая вечеринки и беседы на новом для себя месте. На святочных беседах допускались значительные вольности в общении молодежи. Беседные "обнимания" входили в магию повышения славутности. К тем девушкам, что не ходили на беседы, сватов засылали редко.

Завершались святочные дни праздником Крещения Господня. Праздничные богослужения на погостах и молебны в часовнях дополнялись освящением «йордани»- крестообразной проруби. Спасаясь от грехов, омовение в ледяной воде совершали те, у кого «завет был положенный», страдавшие от недугов, лицедеи-«хухлики». «Привяжут кушак, стоит мужчына, вот так за кушак держит, как только третий раз батюшка крес вымое, в йордане окупает, …эты купальники вси в воду падут. И вот кругом так обернутся, и этот мужчына за кушак их поднимет ... и оны в церкоф бегом сбежат» (Агапитова И.С.).

На Крещение ровно в полночь у заонежан было принято ходить к родникам или колодцам. Считалось, что любая вода в то время становится чудодейственной. Согласно поверьям, сам Христос в воде омывается, от того и вся водушка святая в этот час. Крещенской водой умывались для здоровья и красы, ее запасали на целый год и хранили под божницей, либо в укромном месте. Знающие люди крещенскую воду «выслушивали». Звук журчащей воды сулил удачу в жизни.

День Богоявления слыл в народе началом свадебного сезона- «свадебницы». Чтобы «наложить на себя славу», девицы бросали вслед крещенскому ходу на “йордан” ленты-косоплётки и уголья, обливались на росстани из колокола святой водой с магическим приговором: “как этот колокол звенит, так бы звонили и говорили вси добры люди по праздникам, по ярмаркам, по торговлям про меня, рабу божию ”.

Старики в этот день примечали: на Крещение день теплый – хлеб будет густой. Добрые хлеба сулил туман над прорубью, крупные хлопья снега. А ясный, морозный день предвещал засушливый и неурожайный год.

С Крещения жизнь заонежской деревни возвращалась в спокойное русло. Подходила к концу Богоявленская ярмарка в Шуньге, она завершалась конскими бегами по льду. С Крещения все отходники разъезжались по городам, в деревне возобновлялись привычные зимние работы.

Ирина НАБОКОВА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф