Спецвыпуск «Образование культурой» №1. По дорогам встреч и открытий @kizhi
15 лет назад на остров Кижи приехали, казалось бы, обычные дети из Петрозаводска. Но именно они стали первыми участниками Летней музейно-этнографической школы. Тогда все было впервые. Новые впечатления от соприкосновения с Историей и Культурой уникальной территории у многих из тех первых детей остались навсегда. За эти годы школа приняла 199 групп, 2398 детей. Всего реализовано 79 творческих проектов. Их темы «Кижи – восьмое чудо света», «Храм – музей», «Пудожский след на о. Кижи», «Крестьянский дом» говорят о творческом поиске и разнообразии интересов детей и их преподавателей.
Пять лет назад остров начали «обживать» студенты и учителя. Летний университет, выросший из Летней школы, давно живет своей насыщенной жизнью, «погружая» в островную среду будущих и уже состоявшихся специалистов разных профилей.
Сегодня мы подводим своеобразный юбилейный итог работы двух музейных проектов, ставших неразрывной частью работы РДМЦ с их автором и бессменным научным руководителем Людмилой Васильевной Шиловой.
- Что для Вас послужило толчком к созданию нового для России проекта «Летняя школа на острове Кижи»?
- Это действительно первая в России школа в структуре музеев-заповедников. Музей «Кижи» стал инициаторами создания Летней школы. Уже после нас стали появляться подобные образовательные проекты в Шушенском, в Ясной Поляне. 1993 год – это время реформирования системы культуры, переосмысления роли музеев и их образовательного потенциала, который использовался обществом очень мало.
Толчком к созданию подобной формы музейного образования стало мое преподавание в Державинском лицее курса «Основы материальной и духовной культуры народов Карелии». Это был новый курс, основанный на использовании памятников, музейных коллекций, историко-культурной среды музея-заповедника. Дети знакомились с культурой трех коренных народов Карелии. Модель этого знакомства – выездные экскурсии-семинары в места бытования вепсов в Шелтозере, карел – в Олонце, русских – на острове Кижи.
За 20 дней, когда дети вживались в остров, в его культуру и могли «трогать руками историю», мы наблюдали, как продуктивно шло осмысление окружающего мира, по-новому раскрывались их души. На острове были созданы маршруты «погружения», что явилось совершенно новым с точки зрения методики работы с детьми. После первого лета мы поняли, что это новое направление работы очень эффективно и включили его в проект РДМЦ. Своеобразным толчком к названию проекта стало мое знакомство с отчетом известного музеолога М.Б. Гнедовского по его пребыванию в Летней музеологической школе в Брно, которая работала для взрослых специалистов по системе ЮНЕСКО. - Как Вы считаете, выполнены ли задачи, поставленные Вами, как автором проекта, или еще не все из задуманного воплощено в жизнь?
- За 15 лет школа прошла интересный путь. Основные задачи, поставленные перед проектом, в принципе, выполнены. Подведение итогов еще впереди. Но некоторые значимые дела можно отметить. Создана экспериментальная площадка музейной педагогики и памятниковедения. Отработаны как традиционные методы работы с детьми, так и новые, такие, как «погружение» в культуру, интерактивные методики. Специально выстроенные маршруты погружения по 20 темам помогают ребенку в сжатые сроки получить массу новой информации, которая окрашена его личным участием, эмоциями, переживаниями. В методике работы с группами лежит Встреча с памятниками, людьми, природой, во время которой у ребенка возникает изумление, восхищение от увиденного и как результат – личное открытие. Летняя школа – это еще и уникальная возможность оздоровления детей и их культурного отдыха.
Что бы нам хотелось еще сделать? Очень хочется обобщить многолетний опыт и издать научно-методический сборник, который будет полезен многим музейным педагогам не только в Карелии. Хочется оборудовать территорию вокруг школы, чтобы дети могли заниматься ремеслами – работать с глиной, деревом, заниматься ткачеством. Безусловно, проект достиг того развития, что пора выходить на международный уровень. - Дети, безусловно, получали своеобразный культурный шок от острова. А у Вас бывали потрясения от детей за эти годы? Что особенно запомнилось?
- Я до сих пор помню лица первых детей. Все дети разные, и тем они интересны. Главное, мы можем наблюдать, как они меняются после знакомства с островом и его людьми.
Поражает детская непосредственность, то, как они выражают свои эмоции в творчестве.
Я и сегодня помню первые их творческие работы – песню Егора Калашника о Кижах, стихи Маши Буравовой. Они давно стали взрослыми, но их детские творческие работы навсегда остались у нас в фондах. Особенно хочется отметить детские дневники, которые все обязательно вели в первые годы в Летней школы. У нас, вообще, в те годы было очень творческая атмосфера, много личного общения с детьми. Они учились печь блины, косить траву, колоть дрова. Учились жить в условиях настоящего крестьянского быта. - Как Вы оцениваете роль партнеров в существовании ЛМЭШ?
- Основным партнером музея в осуществлении проекта ЛМЭШ все годы является министерство образования Республики Карелия. Особенно хочется отметить личное участие и инициативу Нины Михайловны Винокуровой, которая всецело поддерживает нашу идею музейного образования. Летняя школа вряд ли могла бы так долго жить, не имей столько партнеров – учреждений образования и культуры: школ, домов творчества, музеев.
И, конечно, ведущую роль в знакомстве с музеем, с тайнами музейного мастерства играют самые опытные сотрудники музея, ведущие специалисты различных отделов, которые вкладывают свои души в работу с детьми. Проект все годы активно поддерживается дирекцией музея и лично Э.В. Аверьяновой. - Почему у Вас появилось желание вывести образовательный проект на другой уровень и начать работу с педагогической и студенческой аудиторией?
- К 2003 году десятилетний опыт Летней школы показал, что появилась качественно новая форма образования в историко-культурной среде, важность которого подчеркивал в свое время Д.С. Лихачев. Методика погружения в среду позволила перейти к работе с новыми возрастными группами.
С 2003 года в ПетрГУ была введена специализация по музейному делу. Первая группа проходила практику на Кижах. За пять лет в Летнем университете прошло 27 сессий, за время которых практику на острове прошли 431 человек. Летний университет – это образование студентов и повышение квалификации специалистов-музейщиков и учителей на качественно новом уровне в условиях мощного воздействия Среды и Музея. Проекты ЛУ носят чаще прикладной характер и становятся частью их дальнейшего образовательного процесса. Мультимедиа-энциклопедии, презентации, научные доклады попадают в методический фонд вузов.
Главная задача Летнего университета – это реализация системы непрерывности образования культурой, что является продолжением концепции РДМЦ. Наши первые дети из Летней школы, баз РДМЦ продолжили практику «погружения» в среду острова, став уже студентами исторического факультета петрозаводского университета. - Закончился 15 сезон ЛМЭШ и 5 сезон ЛУ. Это немало для музейных проектов. Какие цели сегодня Вы ставите для их дальнейшего развития?
- И у Летней школы, и у Летнего университета большой внутренний потенциал для дальнейшего развития. Проекты сегодня востребованы обществом. Накопленный нами опыт давно интересует специалистов на российском уровне. География участия в образовательных проектах музея «Кижи» год от года расширяется, и это накладывает на нас более серьезные задачи по организации и методическому сопровождению работы. В музее появился опыт проведения Всероссийских конкурсов, победители которых получают главный приз – участие в Летней школе или в Летнем университете. Для нас это очень важно, ведь при участии групп из других регионов или из-за рубежа происходит обмен опытом, создаются интеграционные проекты, появляются новые идеи для сотрудничества.
Для нас важно, что музей «Кижи» благодаря реализации этих проектов за 15 лет стал одной из известных общероссийских площадок музейной педагогики. - Э.В. Аверьянова, директор музея-заповедника «Кижи»:
- Летняя школа - это один из успешно действующих образовательных проектов музея «Кижи». Для более полного «погружения» в среду детям на острове выделен замечательный крестьянский дом-памятник в д. Ямка. За 15 лет школа стала экспериментальной площадкой музейной педагогики, где постоянно разрабатываются новые интерактивные формы и методы работы с детьми. Летняя школа предоставляет уникальную возможность для личного постижения наследия острова Кижи каждому её участнику, создаёт условия для творческого развития школьников, содержательного отдыха детей на живописном острове. Хочется пожелать дальнейшего развития Летней школе, творческих успехов ее создателям и новых образовательных проектов.
- Директор детского музея «Дом сказок «Жили-были» Т.В.Пискарева, г. Москва:
- Летняя школа на о. Кижи – это незабываемее дни, проведенные в сказке! Здесь все – удивление и восторг! Приехав из суетной Москвы, они как будто растворились в этой красоте, даже ссориться перестали и начали все наперебой сочинять сказки. И рисовать их. А замечательные люди из Детского республиканского центра, окружившие нас теплом и заботой, способствовали творческому подъему наших детей. Уезжая, все мы – и дети, и взрослые, кроме ярких впечатлений увезли много интересных рисунков и … мечту вернуться снова на сказочный остров Кижи.
Благодарны организаторам Летней школы на о. Кижи, желаем успехов в ее дальнейшем развитии, надеемся на продолжение сотрудничества. - Нина Михайловна ВИНОКУРОВА, главный специалист Министерства образования Республики Карелия:
- Наполнить детский отдых содержанием – это важная задача, с которой вот уже 15 лет сотрудники музея-заповедника «Кижи» успешно справляются. В свое время эта инновационная технология произвела настоящую революцию во взглядах на организацию летнего отдыха детей. Создатели музейной школы во главе с Людмилой Васильевной Шиловой смело ломали стереотипы и добились отличных результатов. Погружение в культурную среду, пожалуй, самый результативный на сегодняшний день метод патриотического воспитания. Летняя школа на острове Кижи в полной мере соответствует Положению Министерства образования РФ о профильных лагерях. Музею-заповеднику «Кижи» надо продолжать и развивать это уже проверенное временем дело. Министерство образования РК со своей стороны гарантирует помощь и поддержку.
- Шевелева Н. В., зав. научно – методическим Центром Петрозаводского педагогического колледжа:
- В результате «погружения» в историко – культурную и природную среду о. Кижи расширяется эмоциональная сфера студентов, формируются и закрепляются духовные ценности, повышается их национальное самосознание. Преподаватели и студенты педагогического колледжа признательны всем сотрудникам музея «Кижи» за уникальную возможность приобщения к удивительному миру чудо – острова, где живут и работают чудо – люди.
Поздравляем наших надёжных партнёров, верных друзей с 15 – летием ЛМЭШ, желаем успехов в развитии, творчества, процветания. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество. - Светлана ХАРИТОНОВА, специалист по работе с посетителями музея Природы и Человека, г. Ханты-Мансийск:
- Опыт музея-заповедника «Кижи» по организации работы с детьми в летнее время очень интересен. В конкурсе проектов 2007 года впервые участвовала детская этнографическая культурно-образовательная программа: «Игра и игрушка обских угров», детской студии «Клуб друзей Музей-ки» музея Природы и Человека г. Ханты-Мансийска.
Благодаря поездке на остров Кижи ребята не только получили удовольствие от путешествия, но и открыли для себя удивительный, привлекательный мир старины. Многие увлеклись изучением истории родного края, традициями и обычаями русского и других народов.
Необходимость проведения подобных мероприятий подчеркивается еще и тем, что во время выполнения работ ребята не только знакомятся со своими корнями, но и развиваются духовно и эстетически.