Спецвыпуск «Образование культурой» №1. Остров Кижи - простор для творчества. К 15-летию Летней музейно-этнографической школы на о. Кижи @kizhi
- Летний лагерь на о. Кижи — это:
- Погост на фоне рассвета, 50 км за 5 дней по дорогам Острова, дровяная баня на берегу Онего, добрая лошадь у порога дома, деревенские мальчишки, экскурсии, экскурсии, экскурсии.
(Марина Коршакова, руководитель группы ЛМЭШ.1998 г.)
Трудно объяснить, чем захватывает остров Кижи — то ли тайной, которую охраняют деревянные храмы, то ли простором неба и озера, то ли вековой тишиной,— но захватывает точно. Особенно детей, чьи души особенно чутки и открыты всему новому.
Сегодня практически все российские музеи в своей работе делают ставку на детей, как на основных и потенциальных своих посетителей. В музее «Кижи» давно и серьезно ведется образовательная деятельность. С 1993 года успешно работает Республиканский детский музейный центр, прочно вошедший в пятерку лучших российских музейно-образовательных центров. В рамках этого межведомственного проекта как продолжение возник следующий проект, направленный на организацию отдыха детей в естественной и уникальной среде острова. Он получил название «Летняя музейно-этнографическая школа на острове Кижи» (ЛМЭШ). Автор концепции Летней школы — Л. В. Шилова, чье имя хорошо известно в кругах специалистов музейного образования не только в нашей стране.
Главное, на чем методически строится работа в Летней школе — это участие детей в проектной деятельности и «погружение» их в культуру и окружающую среду острова. Подобная находка авторов проекта на тот момент не имела аналогов в России.
Первыми участниками ЛМЭШ стали учащиеся Державинского лицея Петрозаводска. И все последующие годы дети из «Державы» стали самыми частыми гостями острова и музея. Всего лицей отправил в ЛМЭШ более 40 групп, в которых было более 500 детей.
Петрозаводская школа № 43, где с 1997 года действует музейно-образовательный комплекс «Родник», все годы является также активным участником Летней школы.
Если говорить о статистике за все годы работы Школы на острове, то хочется остановиться на некоторых цифрах. Музей стал исследовательской площадкой, миром открытий почти для двух с половиной тысяч детей из всех районов Карелии, пяти регионов России, Литвы и Финляндии. Среди участников были группы, которые приезжали на Кижи лишь однажды, но были и такие образовательные учреждения, чьи дети участвовали и побеждали в конкурсах проектов практически ежегодно. Добрыми партнерами музея стали упомянутые уже Державинский лицей и средняя школа № 43, средняя школа № 2, Республиканский эколого-биологический центр, детский фольклорный коллектив «Перегудки» из Петрозаводска, школа из Великой Губы, Сегежский историко-культурный музейно-образовательный центр, Музей сказок «Жили-были» и прогимназия № 1768 из Москвы.
С 2000 года отбор участников Летней школы стал проходить на конкурсной основе. Для участия в конкурсе группы представляют авторские проекты культуротворческой деятельности. Практика показала, что наиболее популярными стали темы: «Промыслы и ремесла Карелии», «Деревянное зодчество о. Кижи», «Фольклор Заонежья». И среди них выделяется тема «Промыслы и ремесла Карелии», которая дает наибольшие результаты для пополнения фонда детских работ РДМЦ и участия в выставках «Кижи — мастерская детства». И каждая группа, занимаясь «погружением» по этой теме, интерпретировала ее по-своему. По словам Натальи Ворониной, начальника образовательного отдела музея, конкурсный подход к набору групп в Летнюю школу способствовал накоплению в фондах РДМЦ научно-методических материалов в области музейной педагогики и передовых технологий по интерпретации культурного и природного наследия острова Кижи.
Очень серьезно в Летней школе дети занимаются сбором и изучением фольклора Заонежья. Им наиболее близко певческое, танцевальное и игровое фольклорное наследие их бабушек и прабабушек, которое в дальнейшем используется в детском творчестве. Именно это отметила руководитель фольклорной группы «Вересок» Е. Сержантова, под руководством которой дети в 2002 и 2003 гг. во время кижских экспедиций встречались с живыми трансляторами фольклора: «Трудно переоценить всю важность работы в Летней музейно-этнографической школе для фольклорного коллектива. Эта работа сказалась на восприятии традиционной культуры, постижения сути обычаев и обрядов, понимания смысла исполняемого репертуара. Она повысила интерес детей к фольклору, а также утвердила их в мысли о том, что собранный ими материал представляет научную ценность. Кроме того, это прекрасно организованный отдых и общение детей, что очень важно для внутреннего становления творческого коллектива».
Летняя школа на острове Кижи стала школой для многих педагогов и руководителей детских групп образовательных учреждений и творческих студий республики и России. По их отзывам видно, каким потрясением стала для них встреча с островом, его людьми, его космосом. Знакомство с сотрудниками музея, которые помогали понять этот непостижимый космос, многих преподавателей навсегда связала с музейной педагогикой и сделала их друзьями Кижей. Так остров соединяет образование и культуру не только теоретически, но и практически. Нельзя не вспомнить И. Сергееву из шк. № 43. и О. Леонтьеву из шк. № 2 г. Петрозаводска, Е. Зиновьеву из шк. № 2 г. Пудожа, С. Новицкую из музейно-образовательного центра г. Сегежи. Позднее Ирина Сергеева и Светлана Новицкая стали сотрудниками музея «Кижи», тем самым уже профессионально связав с ним свои судьбы (сегодня И. Сергеева — нач. образовательного отдела Соловецкого музея-заповедника).
Летняя школа — это содружество и взаимообогащение педагогов — участников проекта и сотрудников музея «Кижи». Особенно тесно приехавшим на остров руководителям детских групп приходилось сотрудничать с кураторами Летней школы. Именно они становились первым и основным связующим звеном детей, учителей и музея. За 15 сезонов кураторами школы были Л. Шилова, Е. Филиппова, Н. Воронина, Т. Годунова, Г. Никишкина, О. Корпусенко, М. Кочетыгова, Е. Цветкова, Н. Больших. Все они — совершенно разные по образованию, по темпераменту, по возрасту, но их объединяет преданность музейной педагогике, детям, острову и музею.
За 15 лет в реализации проектов Летней школы принимали участие сотрудники практически всех подразделений музея, научные сотрудники отделов истории и этнографии, фольклора, археологии. Практически со всеми группами Летней школы работали В. А. и Б. А. Гущины, Р. Б. Калашникова, Л. В. Трифонова. Сотрудники музея проводят экскурсии, беседы, ведут практические занятия и мастер-классы, консультируют педагогов. С особым удовольствием дети общаются с сотрудниками ФЭТа, «Ожившей экспозиции», Плотницкого центра. Сильный след в детских душах оставляют встречи с настоятелем Спасо-Кижского Патриаршего Подворья протоиереем Николаем Озолиным, с жительницей деревни Ямка Марией Петровной Степановой.
Начинаясь на острове, музейный проект «Летняя музейно-этнографическая школа» постепенно набирал силу, выходя сначала на республиканский, а позднее российский уровень. Серьезным шагом в развитии проекта стала прошедшая в 2000 г. Всероссийская музейно-педагогическая школа на о. Кижи, в которой приняли участие ведущие специалисты музейной педагогики страны — Б. А. Столяров (г. Санкт-Петербург), И. М. Косова и М. Ю. Юхневич (г. Москва), а также музейные педагоги из 40 городов России. Итоги работы четырех сессий обобщены в монографии, которая до сих пор является своеобразным раритетным изданием.
Остов Кижи, Летняя школа дают и взрослым, и детям ощущение своей малой родины, ощущение себя, своих корней и творческих возможностей. А желание творить у них — огромное, о чем и написали в своей былине участники ЛМЭШ-2007 из петрозаводской школы-интерната № 21:
«Ой ты, Кижский край, место дивное, То былинный край, славный, песенный. Сколько сказано и песен сложено, но простор здесь есть и нам для творчества».