Спецвыпуск «Образование культурой» №1. «Погружение» в культуру: интересно, сложно, продуктивно. Летнему университету — 5 лет @kizhi
Летний университет на Кижах — это: несколько дней жизни на красивейшем острове Севера Руси, живое знакомство со старинными ремеслами и бытом многочисленные экскурсии и прогулки по заповедным уголкам знакомство с фольклором Русского Севера и Карелии встречи с редкими людьми попытка понять Красоту и Вечность.
Ольга Жданова, директор НП «Бюро путешествий „Сталкер“, руководитель группы ЛУ-2007, г. Воронеж
9 сентября 2007 г. завершился пятый — юбилейный сезон работы Летнего университета на о. Кижи. 5 лет — срок для проекта небольшой и немаленький, но достаточный для того, чтобы оглянуться назад и подвести первые итоги.
Музей находится в постоянном поиске новых, эффективных форм приобщения молодежи и взрослого населения к сохраняемому им наследию, формированию у будущих специалистов музейной культуры. Для музея-заповедника «Кижи» одной из таких форм стал музейно-образовательный проект «Летний университет на о. Кижи», реализуемый с 2003 г., автором и научным руководителем которого является Людмила Васильевна Шилова, зам. директора по музейно-образовательной деятельности.
А началось все в 1999 г., когда на острове Кижи состоялась Всероссийская летняя музейно-педагогическая школа. Из позитивного опыта работы ЛМПШ как школы повышения квалификации музейных педагогов, в 4 сессиях которой (1999–2000) приняли участие 64 представителя 40 музеев и учреждений образования из 40 городов и областей России, и вырос самостоятельный долгосрочный проект, направленный на вовлечение в музейную систему непрерывного «образования культурой» новой аудитории — взрослого населения РК и РФ.
Сухая» статистика позволяет говорить о стабильном развитии проекта. В первый год работы ЛУ принял около 70 человек. В 2007 г. через Летний университет прошли 123 человека. Всего же за пять лет участниками 27 сессий стали 431 человек (220 студентов, 131 специалист, 83 сотрудника музея-заповедника «Кижи»). За пять лет значительно расширилась география участников ЛУ. В 2007 году благодаря Всероссийскому конкурсу проектов, объявленному музеем-заповедником «Кижи», кроме представителей Карелии и Архангельской области (Соловки, Кенозерский национальный парк) практику «погружения» прошли студенты и молодые специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа. В целом участниками Летнего университета стали представители 50 учреждений (в том числе 10 учреждений высшего и среднего профессионального образования, 23 школы, 4 учреждения дополнительного образования, 9 музеев, 2 частные организации, органы управления) 11 городов и районов РК и 4 городов РФ.
С самого начала реализации Летний университет работает в двух направлениях: обучение студентов и повышение квалификации специалистов сферы образования и культуры. Его первыми участниками в 2003 г. стали учителя истории, МХК, литературы и педагоги дополнительного образования школ г. Петрозаводска и районов РК. Среди студентов первооткрывателями новой «страны знаний» стали студенты исторического факультета Петрозаводского государственного университета, специализирующиеся по музееведению. В следующие годы к ним присоединились экологи, художники, дизайнеры, музыканты, музейные педагоги, сотрудники музея-заповедника «Кижи» и других музеев, управленцы сферы образования и культуры.
Летний университет реализуется как экспериментальная площадка для разработки и внедрения новых интерактивных форм обучения и повышения квалификации, развития новых методик музейного образования. С первого года в практику вошли проектные семинары, семинары по обмену опытом, музейные ознакомительные студенческие практики. В последующие годы получили развитие такие формы как обучающие и выездные семинары, музейно-графические, социокультурные, педагогические практики. С каждым годом увеличивается разнообразие тем студенческих и взрослых сессий. Знаменательным в этом плане стал 2005 год, когда была заложена традиция проведения на о. Кижи студенческих пленэров. Их результатом становятся студенческие выставки на острове и в залах музея в г. Петрозаводске. В этом же году в программу повышения квалификации в рамках Летнего университет включились музейные сотрудники, для которых был проведен обучающий семинар «Программа комплексного развития музея-заповедника „Кижи“. В 2007 г. впервые появились такие темы как „Фольклор Заонежья“ и „Педагогический театр“. Развивать работу в самых различных направлениях позволяет огромный ресурсный потенциал музея, заключенный в сохраняемых и изучаемых коллекциях и памятниках, на которых и основывается образовательный процесс Летнего университета. С первых лет работы в его основе лежит методика „погружения в культуру“, направленная на освоение молодыми специалистами историко-культурного и природного наследия о. Кижи и Карелии. Проживание на острове в старинном крестьянском доме в течение 5–6 дней, практическое знакомство с памятниками деревянной архитектуры мирового значения, памятниками нематериального и духовного наследия и музейными коллекциями в условиях непосредственного воздействия историко-культурной и природной среды острова является действенным импульсом для активного интеллектуального, творческого и духовного развития молодежи.
Летний университет — это место межличностного духовного и профессионального общения. На протяжении всех пяти лет процессу «погружения» студентов и взрослых в историю, культуру, природу Заонежья помогают сотрудники музея — союзники и единомышленники, без которых врядли удалось бы эффективно реализовать проект. Неслучайно и студенты и взрослые отмечают, что больше всего за время пребывания на острове их впечатлили люди острова, их талант, профессионализм, душевность. «Они живут здесь без сценариев и фальши, степенно, осмысленно, глубоко. Они не просто знают, что значит „жить хорошо“, но живут так и по сей день», написала в своем эссе студентка из Санкт-Петербурга Марина Шеина. Общение студентов, будущих специалистов, с сотрудниками музея — профессионалами своего дела, позволяет почувствовать вкус своей профессии на практике, глубже понять ее смысл, а кому-то и определиться с будущим местом работы. Встречи педагогов, руководителей музеев и других специалистов с сотрудниками музея-заповедника «Кижи» создают уникальные условия для обмена опытом, способствуют не только насыщению информацией участников Летнего университета, но и совершенствованию самих сотрудников. Совместное творчество позволяет выявлять новые подходы и методики музейного образования, апробировать и внедрять новые технологии в социокультурную, образовательную и исследовательскую деятельность музея, средней и высшей школы, других учреждений образования и культуры. Итоги такой активной совместной деятельности говорят сами за себя: за время работы Летнего университета разработано 13 авторских проектов и музейных занятий, 22 учебных проекта, около 700 творческих работ студентов-художников, графических зарисовок, которые используются в образовательной, экскурсионной и выставочной деятельности музея.
Проведенный в этом сезоне опрос участников показал, что проект реализуется в верном направлении. В анкетах по итогам семинара на вопрос «Что дал Вам Летний университет?» участники отвечали так: массу впечатлений, эмоций, общения, новую информацию, практические знания, стимул для дальнейшего творчества, возможность открыть себя, новый взгляд на музей. Студенты и преподаватели высоко оценили эффективность методики «погружения в культуру» и ее составляющие: уникальная природа, жизнь в окружении памятников, знакомство с местными жителями и сотрудниками, возможность увидеть и понять музей изнутри, особая атмосфера. Выбор места проведения Летнего университета — о. Кижи, по мнению участников, стопроцентно обеспечивает полноту восприятия материала и настраивает на интеллектуальное и творческое совершенствование как будущих, так и состоявшихся специалистов.
Проекту есть, куда развиваться. Дальнейшим его успешным продолжением станет не только расширение тематики сессий, но и выход на международный уровень и вовлечение наследия музея-заповедника «Кижи» в международное сотрудничество в области образования, науки и культуры.
В течение пяти лет Летний университет гостеприимно принимал своих участников, каждый из которых открывал свой остров. Для кого-то в ходе «погружения» остров стал «домом», «тем местом, куда хочется вернуться и продолжать постигать то неведомое, что скрыто в нем». Для кого-то — это остров, где молчат, а кто-то открывает здесь остров сокровищ или остров-музей, где живут и работают профессионалы. В памяти у участников останутся навсегда плеск Онежского озера и перезвон колоколов, образы северного деревянного зодчества и ритмы заонежских песен, и, конечно, умения и навыки, приобретенные за время сессий — необычных, сложных, но продуктивных.
Летний университет продолжает работу и ждет новых участников.
Это интересно
- С 2003 года в Летнем университете проведено 10 сессий повышения квалификации для специалистов сферы образования и культуры и 17 студенческих сессий.
- В сентябре 2006 г. положено начало проведению практик по экологической проблематике на о. Кижи
- С 2005 года в Летнем университете ежегодно проводятся пленэры для молодых художников, будущих учителей ИЗО и дизайнеров.
- С 2004 года программа каждой сессии Летнего университета сопровождается психологическим мониторингом деятельности участников.
- Впервые в августе 2006 года студенты — участники Летнего университета приняли участие в традиционной жатве на экспозиционных полях музея. В 2007 году традиция продолжилась — студенты участвовали не только в жатве, но и в молотьбе и веянии.
- В 2007 году введена практика издания студенческих газет по итогам пребывания в Летнем университете на о. Кижи.
«Погружение» в культуру: интересно, сложно, продуктивно «Погружение» в культуру: интересно, сложно, продуктивно