Две иконы «Флор и Лавр» из музеев под открытым небом @kizhi
31 августа (18 по старому стилю) – день Святых Флора (Фрола) и Лавра (Лавера), широко почитавшихся на Руси как коневоды и покровители лошадей. О двух иконах Святых Флора и Лавтра, находящихся в музеях под открытым небом Италии и Карелии, рассказывает искусствовед Наталья Вербовская.
Эти христианские мученики – родные братья, жившие во II веке на Балканах, в Иллирии (современная территория Хорватии). Будучи ремесленниками - каменотесами, они выстроили здание, предназначавшееся для языческого храма, но посвятили его Христу, за что и были подвергнуты мучениям и заживо погребены. Культ Флора и Лавра особую популярность получил в Новгородских землях, на Севере.
Иконы с изображением святых братьев появились в XIII веке. В Новгородской иконописи с XIV века широко разрабатывается их иконография. Они изображались по пояс или в рост, парно стоящие; очень редко шествующие верхом на лошадях, как воины; очень часто в ряду избранных святых. Иногда это братья – близнецы средних лет, иногда Флор – «средовек», а Лавр – юноша. С XVI века самой устойчивой композицией стало их изображение с Архангелом Михаилом, вручающим им коней, и с ними же выпас табуна всадниками-коневодами. Икону такой композиции мы можем видеть на выставке в трапезной Покровской церкви в Кижах, в экспозиции Музея Изобразительных искусств РК. Данный сюжет мы видим на двухчастной иконе северного письма, которая экспонируется в итальянском городе Виченца в зале древнерусской живописи Палаццо Монтанари.
Виченца, так же как и островной музей-заповедник Кижи, город-музей под открытым небом. Наибольшую известность он получил благодаря деятельности архитектора Андреа Палладио, заложившего в XVII веке на основах античных традиций новый европейский классицизм. Город, так же, как и наш музей, находится под патронатом ЮНЕСКО. Коллекция древнерусской живописи, которая принадлежит банку Амброзиано Венето и экспонируется в одном из музеев города, является одним из самых значительных собраний русских икон за рубежом. Основу собрания составляют иконы XVII-XVIII вв., которые были приобретены банком у частного коллекционера Д. Орлера. В середине 1990-х годов банк приобрел также несколько выдающихся произведений древнерусской живописи XIII-XV вв. Консультантами по атрибуции и реставрации выступали и такие известные русские специалисты, как Г.С. Клокова, Э.С. Смирнова, Т.Ю. Царевская, А.В. Рындина.
Один из крупнейших в Италии банков не только владеет ценнейшей коллекцией икон, значительную часть которых экспонируется и занимает отдельный этаж в музее-дворце Монтанари. Этот банк выделяет значительные средства на реставрацию памятников культуры как в Виченце, так и в Венеции, периодически устраивая выставки отреставрированных произведений искусства.
Двухчастная икона «Преображение Господне» и «Флор и Лавр» из музея Монтанари была написана северным мастером в конце XVII века.
Верхнее поле иконы представляет традиционную композицию сцены Преображения Христа с изумленными и распростертыми на склоне горы апостолами. Нетварный Свет изображает расходящаяся широкими лучами красная шестиконечная звезда. Красный плащ ученика, закрывшего голову руками, является зрительным центром иконы. Мастерски решена композиция сцены, на узком поле в пол-иконы вписаны в круговом движении шесть фигур: изумленные апостолы, распростерты на земле симметрично трем верхним фигурам Христа и старцев. Создается центробежное движение по дуге, которое отражается в другой дуге - в нижней части иконы, посвященной Флору и Лавру. Это сочетание движений по кругу в двух разных сценах соединяет в одно целое два сюжета и делает композицию всей иконы единой. Очертания горок и их прорисовка повторяются так точно, что от этого восприятие единства сцен только усиливается.
В нижнем поле – Святые Флор и Лавр представлены в ставшей классической сцене, когда в верхнем регистре изображены Флор и Лавр по сторонам от Архангела Михаила, а в нижнем - пастбище и табун лошадей с пастушками. Вся композиция в целом такая же, как и на нашей иконе из храма деревни Сибово. Но живописное поле сократилось. И автор нашел остроумный выход: Святой Михаил вручает братьям коней, Флору Светлого, а Лавру вороного, но поместил их за горой, оставив только изящно выгнутые шеи и головы, направленные друг к другу. На нашей сибовской иконе вся сцена кажется сошедшей с герба, так точно прописаны, словно прочеканены силуэты коней. Здесь лишь намек на геральдическую сцену, но все же она выдержана в установившейся традиции. В нашей иконе в нижней части пастухи с табуном образуют свободную группу, которая является основанием для верхней части композиции. Пастушки подгоняют кнутами лошадей, ведут их на водопой, мастер иконописец выписывает и озерцо. В этой сцене принципу центричности служат встречные позы животных: слева пастушок поит коня, а справа – белая лошадь с жеребенком. В иконе из Виченцы этому же принципу служит полукруг озерца, вокруг которого сгруппировались кони. Наша икона полна динамизма благодаря приподнятым головам коней, словно танцующих по всему полю пастбища. В сравниваемой иконе движение более сдержанно, так как животные словно сгрудились в озерце. Но обе иконы эмоционально насыщенны, полны радостного чувства, как должны были быть полны крестьяне, видя своих лошадок крепкими и здоровыми. В нашей иконе эту радость передают и цвета разномастных коней и лошадей с жеребятами, и травы с кустиками на пастбище, и какие-то особенные, словно очеловеченные головы животных. А в «итальянской» иконе эта радость передана ощущением оживленного разговора между пастушками, их выразительными жестами и, конечно, праздничным строем доминирующего красного цвета, который явлен и на стене за фигурами, и в одежде персонажей и в кустиках и травах земли.
Созерцание наших северных икон в музее Виченцы, и особенно таких, как «Флор и Лавр» с «Преображением» вызывает в памяти наши заонежские деревни, с их храмами, часовнями и церквями, и дивными озерными пейзажами.
В Великой губе из четырех часовен одна была посвящена Святым братьям Флору и Лавру (деревня Верховье). В августовский праздник этих святых приглашенный батюшка освящал и кропил коней, проводил молебен, и крестьяне восхваляли «Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим вернии по достоянию, Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго…» (Тропарь, глас 4). Коней в этот праздник украшали лентами, расчесывали им кривы и хвосты, и там, где могли, устраивали купание коней. Работать на лошадях и даже скакать верхом в этот день не допускалось. Заступники коней, святые Флор и Лавр, выступают на иконах не как самостоятельные носители силы небесной, а как милосердные ходатаи о нуждах земледельца, так боящегося потерять свое главное богатство – лошадь. В этих иконах так тесно и ясно связан иконописный сюжет с реальными жизненными нуждами северных крестьян. Поэтому они так трогают своей искренностью. Образы и все персонажи просты и конкретны, они отражают народные вкусы и переживания, поэтому иногда именно такие иконы сравнивают с лубком. Но в таких иконах, как «Флор и Лавр» помимо мажорного эмоционального настроя, заключена очень сильная религиозная вера в помощь заступников-братьев. Не случайно рассмотренный нами сюжет называется часто «Чудо о Флоре и Лавре».
В двух северных иконах, которые хранятся так далеко друг от друга, заключена теплая и задушевная вера северного труженика в помощь святых братьев, которые им близки, похожи на них, не отгорожены религиозными догмами или мудрствованием. Эти иконы, написанные в северных краях в сравнительно поздний период, в XVII-XVIII вв., несут в себе лучшие черты эмоционального, звучного и полнокровного характера живописи Русского Севера.